Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:53, курсовая работа
Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Детско-родительские отношения.
1.1 Характеристика детско-родительских отношений……………………….…6
1.1 Стили родительского воспитания……………………………………………..8
1.2 Развитие личности ребёнка…………………………………………………...12
1.3 Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника……………………………………………………………………….14
Глава 2 Эмпирические исследования……………………………………………….19
2.1 Ход исследования……………………………………………………………..19
2.2 Анализ исследования………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………..….28
Литература……………………………………………………………………………30
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д.Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребёнку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. [20.36.]
Авторитетный стиль характеризуется тёплым эмоциональным приятием ребёнка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учётом растущей компетентности детей.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидная и неизменна.
Особенностями либерального стиля воспитания являются тёплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
Индифферентный стиль определяется низкой вовлечённостью родителей в процесс воспитания ребёнка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребёнка, недостатком протекции.
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:
*недостаточный уровень
*низкий уровень сплочённости родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
*высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
*ограничение в различных
*завышение требований к
*неконструктивный характер
*повышенная конфликтность в
повседневном общении с
*недостаточность или
Остановлюсь на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного воспитания в семье:
-гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребёнку и удовлетворения его потребностей.
-гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции.
-противоречивое воспитание обусловлен реализацией разными членами семьи одновременно различных типов. воспитания или сменой образов воспитания по мере взросления ребёнка.
-воспитание по типу повышенной моральной ответственности отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребёнку.
-гиперсоциализирующее воспитание выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребёнка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребёнка без учёта реальных, психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях.
-жестокое обращение с ребёнком.
-воспитание в культе болезни.
-воспитание вне семьи.
1.3 Развитие личности дошкольника
Ребёнок как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. С окружающим миром ребёнок входит бесконечное число отношений, в результате развивается. Эти отношения ребёнка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. [22.53.]
Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Всё это имеет большое значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребёнка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения.
Особенности развития самооценки
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей, которое происходит уже в раннем детстве. Но, вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт, что он существует. Пока ещё он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок 3-4 лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются. [42.97.]
Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребёнок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит».)
Старшие дошкольники в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребёнок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, но тем не менее и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребёнок может подчёркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться таким способом удовлетворения всех своих желаний.
Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребёнок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками. Подмечено:
-дети, выделяющие своё Я через деятельность, завышают самооценки;
-у детей, выделяющих своё Я через сферу отношений, самооценка чаще занижена;
-дети, имеющие разный статус, положения
в группе, по-разному оценивают
себя. «Непопулярные» дети
Взрослый должен:
-помогать ребёнку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;
-помогать формировать
Дети с высокой самооценкой в группе чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели. Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Помогая ребёнку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе. [2. 77.]
1.4 Влияние стилей воспитания на формирование самооценки
Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Часто родители придумывают, каким должен быть ребенок в идеале, а, когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребенка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.
Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя все, что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд - тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребенка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребенок понял критику и быстро все исправит.
Фактически, самооценка - это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети любят создавать себе идеалы. Порой они хотят быть похожими на героев книг или нашумевших фильмов, но проблемы в том, что это недостижимо. В результате самооценка падает чуть ли не до нуля.
Конечно, нужно приветствовать стремление ребенка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путем кропотливого труда. Объяснить ребенку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе - идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.
Воспитание самооценки в ребенке - одна из самых важных задач для его будущей жизни. [42.168.]
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Дети с адекватной самооценкой |
Дети с завышенной самооценкой |
Дети с заниженной самооценкой |
Родители уделяют ребёнку достаточно много времени |
Родители уделяют ребёнку очень много времени |
Родители уделяют ребёнку очень мало времени |
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников |
Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников |
Оценивают ниже, чем большинство сверстников |
Часто поощряют(не подарками) |
Очень часто поощрят(в том числе подарками) |
Не поощряют |
Наказывают в виде отказа от общения |
Редко наказывают |
Часто наказывают |
Адекватно оценивают физические и умственные данные |
Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других |
Низко оценивают |
Прогнозируют хорошие успехи |
Ожидают отличных успехов в школе |
Не ожидают успехов в школе и жизни |
Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников