Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:53, курсовая работа
Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Детско-родительские отношения.
1.1 Характеристика детско-родительских отношений……………………….…6
1.1 Стили родительского воспитания……………………………………………..8
1.2 Развитие личности ребёнка…………………………………………………...12
1.3 Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника……………………………………………………………………….14
Глава 2 Эмпирические исследования……………………………………………….19
2.1 Ход исследования……………………………………………………………..19
2.2 Анализ исследования………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………..….28
Литература……………………………………………………………………………30
Глава2 Эмпирические исследования
Цель: изучить влияние стиля воспитания на развитее самооценки дошкольника.
Задачи:
1.Определить стиль воспитания в семье.
2.Выявить уровень самовосприятия и самооценки ребёнка.
3.Показать как стиль воспитания влияет на становление самооценки дошкольника.
Методы: тестирование
Методики: для родителей – тест А.Я.Варга, В.В. Столина «Родительское отношение к детям», для детей – тест на выявление уровня самооценки «Лесенка».
При работе с родителями был использован метод тестирования «Родительское отношение к детям» (А.Я.Варга, В.В.Столин).
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На мой взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Обработка и интерпретация теста
Ключ к тесту:
• Принятие / отвержение ребенка: 3, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38,
39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
• Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
• Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32,41, 58.
• Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
• Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «Да» испытуемый
получает 1 балл, а за каждый ответ типа
«Нет» – 0 баллов.
Описание шкал:
Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее
эмоционально положительное (принятие)
или эмоционально отрицательное (отвержение)
отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых
к сотрудничеству с ребенком, проявление
с их стороны искренней заинтересованности
и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на
то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый
к единению с ребенком или, напротив, старается
сохранить между ребенком и собой психологическую
дистанцию. Это – своеобразная контактность
ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как
взрослые контролируют поведение ребенка,
насколько они демократичны или авторитарны
в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые
относятся к способностям ребенка, к его
достоинствам и недостаткам, успехам и
неудачам.
Интерпретация результатов теста:
Шкала «Принятие \ отвержение»
Низкие баллы по шкале (от 5 до 9) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Высокие баллы по шкале (от 20 до 30) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Шкала «Кооперация»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.
Шкала «Симбиоз»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны
для того, чтобы сделать вывод о том, что
данный взрослый человек не устанавливает
психологическую дистанцию между собой
и ребенком, старается всегда быть ближе
к нему, удовлетворять его основные разумные
потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются
признаком того, что взрослый, напротив,
устанавливает значительную психологическую
дистанцию между собой и ребенком, мало
заботится о нем.
Шкала «Контроль»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала « Отношение к неудачам ребёнка»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребёнка
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим и воспитателем.
Для выявления уровня самооценки дошкольника использовалась методика
«Лестница». Эта методика включает в себя
задачи на осуществление выбора по оценочным
шкалам. Ребенку показывают нарисованную
лесенку с семью ступеньками, где средняя
ступенька имеет вид площадки, и объясняют
задание.
Инструкция: «Если всех
детей рассадить на этой лесенке, то на
трех верхних ступеньках окажутся хорошие
дети: умные, добрые, сильные, послушные.
Чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие»,
«очень хорошие», «самые хорошие»). А на
трех нижних ступеньках окажутся плохие
дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень
плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке
дети не плохие и не хорошие. Покажи, на
какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни
почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают:
«Ты такой на самом деле или хотел бы быть
таким? Пометь, какой ты на самом деле и,
каким хотел бы быть». «Покажи, на какую
ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор
характеристик: «хороший – плохой», «добрый
– злой», «умный – глупый», «сильный –
слабый», «смелый – трусливый», «самый
старательный – самый небрежный». Количество
характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать,
как ребенок выполняет задание: испытывает
колебания, раздумывает, аргументирует
свой выбор. Если ребенок не дает никаких
объяснений, ему следует задать уточняющие
вопросы: «Почему ты себя сюда поставил?
Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности
выполнения задания, свойственные детям
с завышенной, адекватной и заниженной
самооценкой .
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». |
Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и
колебаний ставит себя на |
Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. |
Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние |
Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю
ступеньку, это может говорить о том, что
он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой
тревожности и неуверенности в себе часто
отказываются выполнять задание, на все
вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой
развития не понимают и не принимают это
задание, действуют наобум.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста
становится уже более реалистичной, в
привычных ситуациях и привычных видах
деятельности приближается к адекватной.
В незнакомой ситуации и непривычных видах
деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного
возраста рассматривается как отклонение
в развитии личности.
2.2 Анализ исследования
Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям:
№ семьи |
1шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
1 |
31,0 |
48,82 |
74,97 |
53,87 |
45,57 |
2 |
31,0 |
31,19 |
92,93 |
83,79 |
70,25 |
3 |
31,0 |
31,19 |
57,96 |
69,30 |
70,25 |
4 |
68,35 |
48,82 |
96,65 |
95,76 |
93,04 |
5 |
53,79 |
19,22 |
74,97 |
95,76 |
70,25 |
6 |
31,0 |
31,19 |
86,63 |
32,13 |
70,25 |
7 |
53,79 |
48,82 |
92,93 |
95,65 |
84,19 |
8 |
68,35 |
31,19 |
57,96 |
83,79 |
70,25 |
9 |
31,0 |
19,22 |
74,97 |
32,13 |
70,25 |
10 |
53,79 |
31,19 |
57,96 |
53,87 |
45,57 |
11 |
53,79 |
48,82 |
39,06 |
83,79 |
70,25 |
12 |
31,0 |
48,82 |
39,06 |
32,13 |
45,57 |
13 |
31,.0 |
31,19 |
74,97 |
53,87 |
14,55 |
14 |
39,0 |
31,19 |
74,97 |
53,87 |
45,57 |
15 |
12,02 |
48,82 |
74,97 |
69,30 |
14,55 |
Анализ результатов теста опросника родителей:
№ семьи |
Наиболее выраженная шкала |
Стиль воспитания |
1 |
3 шкала |
симбиоз |
2 |
3 шкала |
симбиоз |
3 |
5 шкала |
маленький неудачник |
4 |
3 шкала |
симбиоз |
5 |
4 шкала |
авторитарная гиперсоциализация |
6 |
3 шкала |
симбиоз |
7 |
4 шкала |
авторитарная гиперсоциализация |
8 |
4 шкала |
авторитарная гиперсоциализация |
9 |
3 шкала |
симбиоз |
10 |
3 шкала |
симбиоз |
11 |
4 шкала |
авторитарная гиперсоциализация |
12 |
2 шкала |
кооперация |
13 |
3 шкала |
симбиоз |
14 |
3 шкала |
симбиоз |
15 |
3 шкала |
симбиоз |
Общий анализ:
По 1шкале – 0 семей
По 2шкале – 1 семья
По 3шкале – 9 семей
По 4шкале – 4 семьи
По 5 шкале – 1 семья
Проведя тестирование детей, я получила следующую картину:
Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников