Студентка: Глинчук Н.С.
Группа: ОБУ-21
Влияние индивидуальных различий на
поведение студентов
Актуальность работы
состоит в том, что социальное поведение
людей, в частности студентов, занимает
наиважнейшее место в жизни и потому его
развитие требует особое внимание. Поведение
включает в себя не только взаимодействие
человека с другими людьми, но и с окружающим
нас миром вещей, которые приобрели свое
смысловое значение и статус благодаря
обычаям и традиционным занятиям, свойственным
определенной культуре.
Все мы ведем себя по-разному
в различных ситуациях. Но, не смотря на
то, что все мы разные, поведение каждого
из нас все же можно подвести под определённую
поведенческую модель, со своими характерными
особенностями. Определив к какой модели
относится человек, несомненно, можно
будет увеличить шансы в достижении успеха
в процессе коммуникации. Появляется возможность
найти подход к каждому из студентов чтобы
максимизировать его умственную и другую
деятельность.
В данной работе мы
рассмотрим различное поведение студентов
в зависимости от их индивидуальных качеств.
И постараемся выявить зависимость между
поведением и индивидуальными характеристиками
студентов опираясь на модель индивидуальных различий “D.I.S.C.”.
Для начала разберемся
что же такое поведение.
Поведение – это манера,
в которой человек действует или бездействует.
«Поведение может быть сознательным или
бессознательным, видимым или скрытым,
преднамеренным или непроизвольным».
Основные составляющие
поведения:
вербальная составляющая:
слова, смысл слов, манера речи, интонация,
невербальная составляющая:
язык тела (жесты, взгляд, походка),
манера одеваться и подбирать
аксессуары.
Откуда берется поведение?
«Колин Пауэлл однажды сказал, что величайшая
сила человека кроется в его характере.
Характер, в свою очередь, находится под
влиянием индивидуальных ценностей человека.
Ценности выражаются не словами, а постоянно
повторяющимися поступками человека».
Следовательно, поведение является лишь
поверхностным отражением неких скрытых
составляющих человеческой личности.
Поведение – это лишь выражение каких-либо
внутренних качеств человека.
Марстон определил
четыре первичные эмоции, лежащие в основе
мотивации и поведения людей. Все эти четыре
эмоции свойственны всем людям без исключения,
но у разных людей они проявляются в разной
степени.
В упрощенном изложении
модель DISC базируется на двух основных
критериях:
- как человек воспринимает
среду, в которой действует (как благоприятную
или как враждебную);
- как человек действует
или реагирует в конкретных ситуациях
(активно или реактивно).
Первый поведенческий
тип «D» от Dominance (Осуществлять
контроль над чем-либо или кем-либо; Доминировать).
Особенности людей
данного типа:
- «D» — это решительные,
волевые и целеустремленные люди. Ключевой
мотиватор – победа, демотиватор – поражение.
- «D» любят браться за
трудные задачи, комфортно себя чувствуют
в сложных изменчивых условиях, любят
активный отдых.
- «D» быстро принимают
решения, быстро ориентируются в ситуации.
- «D» очень азартны,
соревновательны.
- «D» не хватает терпения,
дипломатичности, им трудно ладить с людьми.
- В стрессе «D» склонны
к агрессии.
В пример
доминирующего поведения в студенческой
среде можно привести: «Если студент узнает,
что его конкурент обходит его в учебе
или какой-либо активной деятельности
в жизни вуза, он незамедлительно задействует
всю свою огромную энергию и личные качества
для достижения превосходства над соперником
и возвращения превосходства в этой деятельности».
Студенты такого типа
обычно являются очень активными, участвуют
во всех мероприятиях учебного заведения,
входят в студенческий совет, очень инициативны
как в учебной так и вне учебной деятельности, ориентированы
на широкую специализацию и разностороннюю
профессиональную подготовку.
Второй поведенческий
тип называется «I» от английского Inducement (Влиять
для того, чтобы вызвать определенное
действие; Лидировать, вести за собой).
Особенности людей
данного типа:
- Главный мотиватор «I» — признание. Им важно внимание и одобрение других людей.
- «I» любят находиться среди людей, они хорошие рассказчики, душа коллектива.
- «I» позитивны и доброжелательны.
- «I» обладают нестандартным мышлением, они креативны, любят все новое.
- «I» импульсивны, не любят копаться в деталях и цифрах.
- Большой недостаток
«I» — отсутствие пунктуальности.
- В стрессе «I» становятся навязчивыми.
Студенты данного типа очень схожи с
предыдущим типом, но со своими характерными
особенностями. Среди этого типа даже
чаще, чем среди предыдущего, встречаются
харизматичные личности, лидеры. Обычно
такие студенты присутствуют на всех мероприятиях
и не только, их можно увидеть абсолютно
везде, и именно такие студенты ведут за
собой остальных, не очень то активных,
потому что с ними интересно, потому что
они зажигают своим энтузиазмом, превращают
каждый день в праздник.
Третий поведенческий
тип называется «S» от английского
слова Steadiness (Уступать;
Отдавать должное авторитету или силе,
сдаваться; Быть послушным).
Особенности людей
данного типа:
- Главный мотиватор «S» – предсказуемость, демотиватор – перемены.
- «S» очень внимательно
и чутко относятся к людям, они – природные
психологи.
- «S» содержат свои дела
и вещи в идеальном порядке.
- «S» с удовольствием
выполняют рутинную работу.
- «S» очень трудно сказать «нет» другому человеку, в стрессе им свойственно соглашательство.
- «S» довольно трудно
диагностировать, так как им свойственно
подстраиваться под собеседника.
К такому типу относятся
очень умные студенты, любящие учится,
они всегда являются опорой группы, часто
вытягивая её на занятиях. Так как они
очень уступчивы и доброжелательны, они
с удовольствием помогают остальным, как
в учебе, так и в каких-либо других вопросах.
Они чутко и внимательно
относятся к людям, для них очень важны
их отношения с семьей, одногруппниками,
друзьями и преподавателями. В группе
да и во всем вузе обычно находятся со
всеми в хороших отношениях.
Четвертый
поведенческий тип — «С» от английского Compliance (Действовать
в соответствии с чем-либо; Быть обходительным,
почтительным).
Особенности людей
данного типа:
- «С» — замкнутые и
сдержанные люди.
- «С» обладают даром
замечать и анализировать детали и факты.
- Главный мотиватор «С» — желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться.
- «С» трудно обмануть,
они не доверяют никому.
- «С» осторожны и аккуратны,
часто чрезмерно скрупулезны.
- На стресс «С» реагируют
уходом в себя, замыкаются.
Студенты такого типа,
встречаются реже остальных. В группе
они обычно мало заметны, не общительны.
Но это не мешает им довольно хорошо учиться. Они стоят
в стороне, смотрят на то как ведут себя
другие. Они наблюдают, анализируют. Они
обладают уникальной способностью замечать
малейшие детали и подробности. То, на
что не обращают внимания другие, — это
их ключ к успеху. Это – их уникальный
талант. Именно благодаря этому они могут
преуспевать в учебе в отличие от остальных.
В заключении можно
сказать, что действительно индивидуальные
характеристики студентов, да и людей
в общем, самым главным образом влияют
на их поведение. Так как именно характер
человека является основополагающим его
мыслей и в следствии поступков.
Так же можно сказать,
что рассмотренные виды поведения студентов
раскрывают лишь общую суть вопроса. На
самом же деле если студенты относятся
к какому-либо одному из этих типов, то
это ещё не значит они одинаковы. Каждый
тип можно разделить ещё на нескольких
в зависимости от степени проявления признаков,
которые характерны для него.
Список источников
- Дубровина И.В. Психология:
Учебник для труд. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.
- Питер Урс Бендер, Роберт А. Трач, «Секреты эффективной межличностной коммуникации», Попурри, Минск, 2006, с.271
- http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/individualnye-razlichija