Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:13, дипломная работа
Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.
Задачи исследования:
изучить основные понятия: «общение», «деятельность», «коммуникативные игры», через анализ научной и учебно-методической литературы;
подобрать диагностические методики по изучению навыков общения у подростков;
выявить особенности общения у подростков;
разработать и реализовать программу по развитию навыков общения у подростков «Общение без проблем»;
Введение
3
1.Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков
7
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект
7
1.2. Причины нарушения общения у подростков
12
1.3. Разнообразие коммуникативных игр как средство развития
общения
14
2. Исследовательская работа
24
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков
24
2.2. Диагностика навыков общения у подростков
25
2.3. Разработка и реализация программы «Общение без проблем»
26
Заключение
28
Список ИСпользованных источников
29
Содержание
Введение |
3 |
1.Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков |
7 |
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект |
7 |
1.2. Причины нарушения общения у подростков |
12 |
1.3. Разнообразие
коммуникативных игр как средст общения |
14 |
2. Исследовательская работа |
24 |
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков |
24 |
2.2. Диагностика навыков общения у подростков |
25 |
2.3. Разработка и реализация программы «Общение без проблем» |
26 |
Заключение |
28 |
Список ИСпользованных источников |
29 |
Приложения |
31 |
Введение
«Непосредственное общение между людьми не заменить ничем».
С.Н. Паркинсон.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные необходимо развивать с раннего возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт;
- умение организовать общение;
- знание норм и правил при общении;
Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, школе, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как будущие педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема – недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи требующие интеграции всех разделов (общения), взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с играми. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку, в давние времена означало «жить » и «дружить». Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. С развитием ребенка меняется и форма игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желании каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи. Всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школ навыков культурного общения. Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие, характеризующееся тем, что субъектом и объектом по отношению друг к другу здесь выступают люди, отличающиеся активностью, способностью созидательного целенаправленного планирования и организации своего поведения и жизнедеятельности в целом, оказывающие взаимные воздействия, определенным образом, воспринимающие и оценивающие друг друга. С этой точки зрения субстанциональной характеристикой общения может быть признана такая форма социальной связи, при которой «другой человек, будучи дан как объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а для него – объект, которого он, в свою очередь, признает как субъекта». Утверждение субъект-субъектной парадигмы в подходе к анализу общения выдвигает необходимость разработки принципиально новых моделей и схем его психологического исследования, перехода от одноуровневого к многоуровнему анализу. В работах Б.Ф. Ломова вскрывается ограниченность традиционных схем исследования общения, разработанных применительно к изучению деятельности, согласно которым участники общения либо искусственно разделяются на субъекты и объекты, либо каждый из них попеременно рассматривается в каждой роли по отношению друг к другу. Справедливо отмечается, что общение – это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся («симметричных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры. Являясь социальным существом, человек постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве с взрослыми. Установлено, что коммуникативный потенциал – относительно стабильное личностное образование, формирующееся в детстве. Важными факторами его развития является: общий характер взаимоотношений в семье, уровень эмоционального контакта между родителями и детьми, личный опыт общения и т.д. Так, 87% опрошенных, характеризующихся высоким коммуникативным потенциалом, отметим, что у них были хорошие отношения в семье; из людей с низким коммуникативными потенциалом на это указали только 29%. Высокий уровень коммуникативности, общительности – условие успешной адаптации человека в любой социальной среде. По отношению к разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отсюда практическая значимость формирования потребности в общении, воспитания коммуникативных способностей и умений, что должно начинаться с детства и осуществляться на протяжении всей жизни человека.
Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.
Объект исследования: навыки общения у подростков.
Предмет исследования: коммуникативные игры как средство развития навыков общения у подростков.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: коммуникативные игры окажут позитивное влияние на развитие навыков общения при условии:
Методы исследования:
База исследования: Муниципальное Образовательное учреждение Средняя Общеобразовательная школа №4 г. Белогорска им. Приемыхова.
1. Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Сущность. Общение представляет собой не только необходимый, но и существенный социально-психологический аспект всякой деятельности, именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
Содержание общения. Вопрос о содержании общения нельзя решать, отвлекаясь от существенного различия между тремя его основными типами – материально-практическим, духовно-информационным и практически-духовным.
1. Содержание практического общения кажется чисто материальным, поскольку оно охватывает те реальные действия его участников, которые в совокупности реализуют общую цель деятельности. Однако содержание такого общения непременно имеет и свои духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей, в отличие от совместных действии животных, не будучи инстинктивно запрограммированным, требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств, постоянного слежения за действиями партнера и внесении каждым необходимых коррективов в собственное поведение. Этот духовный слой содержания материального общения имеет, очевидно, такую же психологическую структуру, какая свойственна всем деятельностным процессам, от потребности и установки к целеполаганию, через ряд промежуточных и по-разному вычленяемых механизмов, только все они предстают как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования личностного своего поведения с поведением партнера, в стремлении к содружеству, сотрудничеству, соратничеству. Представления о цели совместных действии. Определенной «модели потребного будущего». Есть именно представление результата общего действия. Наконец, решающую роль играет способность взаимопонимания, позволяющая предугадать конкретное поведение партнера, и готовность к взаимопомощи, к взаимной выручке, к подмене партнера в критических ситуациях, основанной на сознании того, что общие интересы выше, чем частные интересы каждого партнера.
2. Содержание духовного общения также двухслойно, только психологический слой сочетается здесь не с материально-технологическим, а с информационным, так как целью является в данном случае достижение духовной, а не практически-действенной общности. Циркулирующая в общении информация отличается, тем что обобщает два духовных патока, исходящих от участников общения, порождая уникальный эффект возрастания информации в данном процессе; качественное же ее своеобразие состоит в том, что духовность человека предстает в своей реальной, живой целостности – не в односторонне рациональных или аффективно-эмоциональных, или импульсивно-волевых, или проективно-идеализирующих своих проявлениях, а во взаимосвязи, сцепленности, нерасчлененности духовного потока, ибо таково условие достижения действительной духовной общности людей. С этой особенностью информационного слоя содержания духовного общения связано своеобразие его психологического слоя. Психолог А.И. Аржанова, посвятившая свою диссертацию изучению психологических основ товарищества и дружбы детей установила, что такая специфическая черта характера, как общительность, имеет большое значение в общей характеристике индивидуально-психологических качеств личности; вместе с тем, отметила она, хотя значение проблемы детской общительности осознанно в советской психологии, однако в научной литературе нет определенных систематизированных наблюдении по данному вопросу. Действительно ни в одном сводном описании механизмов человеческой психики нет выделения «общительности» как специфической и необходимой духовной способности, хотя Ф. Энгельс считал «общественный инстинкт» одним из «важнейших рычагов развития человека из обезьяны». Б.Д. Парыгин писал, что такие важные психологические механизмы общения, как сопереживание, сочувствие, соучастие и т.п. «не исследуется пока совсем», а проблема взаимопонимания «изучается пока весьма односторонне». А. Добрович имел все основания назвать всего лишь «гипотезами психологов и психиатров» представления о врожденной, инстинктивной склонности человека к доброжелательному общению; «склонность эту психологи называли по-разному – «инстинктом симпатии», по Дюпре, «синтоннастью», по Блелеру, «чувством общности», по Адлеру, «стадным стремлением», по Мазуркевичу, «потребностью в человеческих связях», по Э. Фромму, или в «поглаживаниях», по Берне, или в «эмоциональных контактах», по Обуховскому и т.п.» В.Л. Леви определяет общение в самом названии – «Искусство быть другим»; это означает – необходимость понимать и чувствовать другого «таким, каков он есть», уметь ставить себя на место другого. В этом пункте анализа обнаруживается связь между психологическим и информационным структурными слоями содержания духовного общения: ведь любовь, как было показано есть эмоциональная реакция на человека, который способен «принять» от тебя и «дать» тебе не любую информацию, подобную той, что передается в сообщениях, а специфическую информацию – информацию о себе как субъекте, а если она включает и информацию об объектах, то только в той мере, в какой они затрагивают субъекта волнуют его, входят в его внутренний мир, не случайно в быту говорят, что к любимому близкому человеку, другу идут «с открытой душой» или «раскрывают душу» близкому, родному человеку; в таком встречном «раскрытии душ» и состоит психологическое содержание духовного общения. Безотносительно к тому, кто является субъектом – личности, группы, социумы, типы культуры, информация, рождающаяся в процессе их общения, является информацией о духовных мирах данных субъектов, в которых так или иначе преломляется мир объектов, то есть информацией о ценностях. Было бы, однако, односторонним сводить духовное содержание общения только к эмоциональной силе любви, симпатии, эмпатии, влечению человека к человеку, ибо так или иначе эти эмоции сопрягаются в процессе общения с интеллектуальными, рациональными, осознаваемыми стимулами – с пониманием человека человеком.
3. Обращаясь к анализу содержания практически-духовных форм общения, можно отметить, что и в художественном, и в религиозном общении содержание столь же духовно, как в формах реального духовного общения человека с художественным образом или образом божества не меняет уже известного нам информационно-психологического двуединства межсубъектного отношения, не меняет и содержащейся в нем связи любви к образу и его понимание.
Другая форма практически-духовной деятельности – игра, тесно переплетающаяся с искусством, и с обрядом, и с ритуальными церемониями. Игра есть «невсамделишное», как говорят дети, в известном смысле также иллюзорное моделирование тех или иных практических действий – иногда достаточно конкретных (игра в дочки-матери, врача и т.д.), иногда лишь общих принципов практической деятельности, таких как противоборство и сотрудничество, состязание и взаимодействия (любая спортивная игра). Поскольку общение является необходимой стороной всей практической деятельности человека, оно не может не воспроизводиться в символическом поведении, так или иначе моделирующим практику. Так, действительно, ми возникает практически-духовные формы человеческого общения. Игра в чистом виде – так называемая «игра с правилами» по непосредственному своему поведенческому составу есть опять-таки форма общения игроков, выраженная практически-действенно, но практика эта мнима ибо на самом деле происходит лишь «игра в практику» и общение людей разворачивается как игра в общение, как моделирование реальных жизненных процессов, как символически преображенная практика, это и придает обряду часто художественно-образную структуру, делает его формой самодеятельной театрализации жизни.
В содержании этих практически-духовных форм общения можно выделить два слоя. Первый – психологический. Его строение в принципе то же, что и в двух других формах общения, хотя соотношение эмоциональных и интеллектуальных факторов здесь обратное тому, которое характерно для художественного общения, в обряде, в символическом действе, в игре партнеры могут не испытывать друг к другу эмоционального влечения, как и в материально-практическом общении, тогда как взаимопонимание им совершенно необходимо; оно выражается, прежде всего, в понимании общих для данного способа общения правил, а затем и в понимании действий партнера в данной ситуации.
Наиболее существенны, отличия в другом слое содержания практически-духовных форм общения. Слой этот не материален, так как все практические действия, совершаемые здесь, чисто символичны и потому материальная сторона действия имеет формальный, а не содержательный характер, слой этот информационен по своей природе, но данная информация далеко не идентична той, которая вырабатывается в духовном общении. Ее отличие определяется тем, что тут она не вырабатывается как в художественном общении, а воспроизводится; конечно, воспроизведение традиционно данного содержания обряда, ритуала, церемонии, игры всякий раз варьирует преданную традицией схему. Только в игре результат неизвестен, и весь ее смысл в этой неизвестности, однако никакой качественно новой информации при этом опять-таки не возникает.
Информация о работе Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков