Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.

Задачи исследования:
изучить основные понятия: «общение», «деятельность», «коммуникативные игры», через анализ научной и учебно-методической литературы;
подобрать диагностические методики по изучению навыков общения у подростков;
выявить особенности общения у подростков;
разработать и реализовать программу по развитию навыков общения у подростков «Общение без проблем»;

Содержание

Введение
3
1.Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков
7
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект
7
1.2. Причины нарушения общения у подростков
12
1.3. Разнообразие коммуникативных игр как средство развития
общения
14
2. Исследовательская работа
24
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков
24
2.2. Диагностика навыков общения у подростков
25
2.3. Разработка и реализация программы «Общение без проблем»
26
Заключение
28
Список ИСпользованных источников
29

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

 

 

 

Введение

3

1.Теоретические  основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков

7

1.1. Понятие общения.  Содержание. Сущность. Исторический  аспект

7

1.2. Причины нарушения  общения у подростков

12

1.3. Разнообразие  коммуникативных игр как средство развития

общения

14

2. Исследовательская работа

24

2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков

24

2.2. Диагностика навыков общения у подростков

25

2.3. Разработка  и реализация программы «Общение без проблем»

26

Заключение 

28

Список  ИСпользованных источников

29

Приложения 

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

«Непосредственное общение между людьми не заменить ничем».

С.Н. Паркинсон.

 

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные  необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать  в контакт;

- умение организовать  общение;

- знание норм  и правил при общении;

Всему этому  ребенок учится в семье, в детском  саду, школе, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как будущие педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема – недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи требующие интеграции всех разделов (общения), взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с играми. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку, в давние времена означало «жить » и «дружить». Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. С развитием ребенка меняется и форма игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желании каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи. Всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школ навыков культурного общения. Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие, характеризующееся тем, что субъектом и объектом по отношению друг к другу здесь выступают люди, отличающиеся активностью, способностью созидательного целенаправленного планирования и организации своего поведения и жизнедеятельности в целом, оказывающие взаимные воздействия, определенным образом, воспринимающие и оценивающие друг друга. С этой точки зрения субстанциональной характеристикой общения может быть признана такая форма социальной связи, при которой «другой человек, будучи дан как объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а для него – объект, которого он, в свою очередь, признает как субъекта». Утверждение субъект-субъектной парадигмы в подходе к анализу общения выдвигает необходимость разработки принципиально новых моделей и схем его психологического исследования, перехода от одноуровневого к многоуровнему анализу. В работах Б.Ф. Ломова вскрывается ограниченность традиционных схем исследования общения, разработанных применительно к изучению деятельности, согласно которым участники общения либо искусственно разделяются на субъекты и объекты, либо каждый из них попеременно рассматривается в каждой роли по отношению друг к другу. Справедливо отмечается, что общение – это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся («симметричных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры. Являясь социальным существом, человек постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве с взрослыми. Установлено, что коммуникативный потенциал – относительно стабильное личностное образование, формирующееся в детстве. Важными факторами его развития является: общий характер взаимоотношений в семье, уровень эмоционального контакта между родителями и детьми, личный опыт общения и т.д. Так, 87% опрошенных, характеризующихся высоким коммуникативным потенциалом, отметим, что у них были хорошие отношения в семье; из людей с низким коммуникативными потенциалом на это указали только 29%. Высокий уровень коммуникативности, общительности – условие успешной адаптации человека в любой социальной среде. По отношению к разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отсюда практическая значимость формирования потребности в общении, воспитания коммуникативных способностей и умений, что должно начинаться с детства и осуществляться на протяжении всей жизни человека.

Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.

Объект исследования: навыки общения у подростков.

Предмет исследования: коммуникативные игры как средство развития навыков общения у подростков.

Задачи исследования:

  • изучить основные понятия: «общение», «деятельность», «коммуникативные игры», через анализ научной и учебно-методической литературы;
  • подобрать диагностические методики по изучению навыков общения у подростков;
  • выявить особенности общения у подростков;
  • разработать и реализовать программу по развитию навыков общения у подростков «Общение без проблем»;
  • проанализировать влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.

Гипотеза исследования: коммуникативные игры окажут позитивное влияние на развитие навыков общения при условии:

  • изучение педагогом особенностей общения подростков;
  • подбора игр с учетом особенностей общения подростков;
  • систематичности и целенаправленности проведения коррекционно-педагогического воздействия.

Методы  исследования:

  • изучение и анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
  • анализ педагогической документации;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • педагогический эксперимент;
  • качественная и количественная обработка результатов исследования.

База  исследования: Муниципальное Образовательное учреждение Средняя Общеобразовательная школа №4 г. Белогорска им. Приемыхова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков

 

 

1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект

 

 

Общение – это  сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Сущность. Общение  представляет собой не только необходимый, но и существенный социально-психологический аспект всякой деятельности, именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

Содержание  общения. Вопрос о содержании общения  нельзя решать, отвлекаясь от существенного различия между тремя его основными типами – материально-практическим, духовно-информационным и практически-духовным.

1. Содержание практического общения кажется чисто материальным, поскольку оно охватывает те реальные действия его участников, которые в совокупности реализуют общую цель деятельности. Однако содержание такого общения непременно имеет и свои духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей, в отличие от совместных действии животных, не будучи инстинктивно запрограммированным, требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств, постоянного слежения за действиями партнера и внесении каждым необходимых коррективов в собственное поведение. Этот духовный слой содержания материального общения имеет, очевидно, такую же психологическую структуру, какая свойственна всем деятельностным процессам, от потребности и установки к целеполаганию, через ряд промежуточных и по-разному вычленяемых механизмов, только все они предстают как сознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования личностного своего поведения с поведением партнера, в стремлении к содружеству, сотрудничеству, соратничеству. Представления о цели совместных действии. Определенной «модели потребного будущего». Есть именно представление результата общего действия. Наконец, решающую роль играет способность взаимопонимания, позволяющая предугадать конкретное поведение партнера, и готовность к взаимопомощи, к взаимной выручке, к подмене партнера в критических ситуациях, основанной на сознании того, что общие интересы выше, чем частные интересы каждого партнера.

2. Содержание духовного общения также двухслойно, только психологический слой сочетается здесь не с материально-технологическим, а с информационным, так как целью является в данном случае достижение духовной, а не практически-действенной общности. Циркулирующая в общении информация отличается, тем что обобщает два духовных патока, исходящих от участников общения, порождая уникальный эффект возрастания информации в данном процессе; качественное же ее своеобразие состоит в том, что духовность человека предстает в своей реальной, живой целостности – не в односторонне рациональных или аффективно-эмоциональных, или импульсивно-волевых, или проективно-идеализирующих своих проявлениях, а  во взаимосвязи, сцепленности, нерасчлененности духовного потока, ибо таково условие достижения действительной духовной общности людей. С этой особенностью информационного слоя содержания духовного общения связано своеобразие его психологического слоя. Психолог А.И. Аржанова, посвятившая свою диссертацию изучению психологических основ товарищества и дружбы детей установила, что такая специфическая черта характера, как общительность, имеет большое значение в общей характеристике индивидуально-психологических качеств личности; вместе с тем, отметила она, хотя значение проблемы детской общительности осознанно в советской психологии, однако в научной литературе нет определенных систематизированных наблюдении по данному вопросу. Действительно ни в одном сводном описании механизмов человеческой психики нет выделения «общительности» как специфической и необходимой духовной способности, хотя Ф. Энгельс считал «общественный инстинкт» одним из «важнейших рычагов развития человека из обезьяны». Б.Д. Парыгин писал, что такие важные психологические механизмы общения, как сопереживание, сочувствие, соучастие и т.п. «не исследуется пока совсем», а проблема взаимопонимания «изучается пока весьма односторонне». А. Добрович имел все основания назвать всего лишь «гипотезами психологов и психиатров» представления о врожденной, инстинктивной склонности человека к доброжелательному общению; «склонность эту психологи называли по-разному – «инстинктом симпатии», по Дюпре, «синтоннастью», по Блелеру, «чувством общности», по Адлеру, «стадным стремлением», по Мазуркевичу, «потребностью в человеческих связях», по Э. Фромму, или в  «поглаживаниях», по Берне, или в «эмоциональных контактах», по Обуховскому и т.п.» В.Л. Леви определяет общение в самом названии – «Искусство быть другим»; это означает – необходимость понимать и чувствовать другого «таким, каков он есть», уметь ставить себя на место другого. В этом пункте анализа обнаруживается связь между психологическим и информационным структурными слоями содержания духовного общения: ведь любовь, как было показано есть эмоциональная реакция на человека, который способен «принять» от тебя и «дать» тебе не любую информацию, подобную той, что передается в сообщениях, а специфическую информацию – информацию о себе как субъекте, а если она включает и информацию об объектах, то только в той мере, в какой они затрагивают субъекта волнуют его, входят в его внутренний мир, не случайно в быту говорят, что к любимому близкому человеку, другу идут «с открытой душой» или «раскрывают душу» близкому, родному человеку; в таком встречном «раскрытии душ» и состоит психологическое содержание духовного общения. Безотносительно к тому, кто является субъектом – личности, группы, социумы, типы культуры, информация, рождающаяся в процессе их общения, является информацией о духовных мирах данных субъектов, в которых так или иначе преломляется мир объектов, то есть информацией о ценностях. Было бы, однако, односторонним сводить духовное содержание общения только к эмоциональной силе любви, симпатии, эмпатии, влечению человека к человеку, ибо так или иначе эти эмоции сопрягаются в процессе общения с интеллектуальными, рациональными, осознаваемыми стимулами – с пониманием человека человеком.

3. Обращаясь к анализу содержания практически-духовных форм общения, можно отметить, что и в художественном, и в религиозном общении содержание столь же духовно, как в формах реального духовного общения человека с художественным образом или образом божества не меняет уже известного нам информационно-психологического двуединства межсубъектного отношения, не меняет и содержащейся в нем связи любви к образу и его понимание.

Другая форма  практически-духовной деятельности –  игра, тесно переплетающаяся с искусством, и с обрядом, и с ритуальными церемониями. Игра есть «невсамделишное», как говорят дети, в известном смысле также иллюзорное моделирование тех или иных практических действий – иногда достаточно конкретных (игра в дочки-матери, врача и т.д.), иногда лишь общих принципов практической деятельности, таких как противоборство и сотрудничество, состязание и взаимодействия (любая спортивная игра). Поскольку общение является необходимой стороной всей практической деятельности человека, оно не может не воспроизводиться в символическом поведении, так или иначе моделирующим практику. Так, действительно, ми возникает практически-духовные формы человеческого общения. Игра в чистом виде – так называемая «игра с правилами» по непосредственному своему поведенческому составу есть опять-таки форма общения игроков, выраженная практически-действенно, но практика эта мнима ибо на самом деле происходит лишь «игра в практику» и общение людей разворачивается как игра в общение, как моделирование реальных жизненных процессов, как символически преображенная практика, это и придает обряду часто художественно-образную структуру, делает его формой самодеятельной театрализации жизни.

В содержании этих практически-духовных форм общения  можно выделить два слоя. Первый – психологический. Его строение в принципе то же, что и в двух других формах общения, хотя соотношение эмоциональных и интеллектуальных факторов здесь обратное тому, которое характерно для художественного общения, в обряде, в символическом действе, в игре партнеры могут не испытывать друг к другу эмоционального влечения, как и в материально-практическом общении, тогда как взаимопонимание им совершенно необходимо; оно выражается, прежде всего, в понимании общих для данного способа общения правил, а затем и в понимании действий партнера в данной ситуации.

Наиболее существенны, отличия в другом слое содержания практически-духовных форм общения. Слой этот не материален, так как все  практические действия, совершаемые  здесь, чисто символичны и потому материальная сторона действия имеет формальный, а не содержательный характер, слой этот информационен по своей природе, но данная информация далеко не идентична той, которая вырабатывается в духовном общении. Ее отличие определяется тем, что тут она не вырабатывается как в художественном общении, а воспроизводится; конечно, воспроизведение традиционно данного содержания обряда, ритуала, церемонии, игры всякий раз варьирует преданную традицией схему. Только в игре результат неизвестен, и весь ее смысл в этой неизвестности, однако никакой качественно новой информации при этом опять-таки не возникает.

Информация о работе Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков