Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.

Задачи исследования:
изучить основные понятия: «общение», «деятельность», «коммуникативные игры», через анализ научной и учебно-методической литературы;
подобрать диагностические методики по изучению навыков общения у подростков;
выявить особенности общения у подростков;
разработать и реализовать программу по развитию навыков общения у подростков «Общение без проблем»;

Содержание

Введение
3
1.Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков
7
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект
7
1.2. Причины нарушения общения у подростков
12
1.3. Разнообразие коммуникативных игр как средство развития
общения
14
2. Исследовательская работа
24
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков
24
2.2. Диагностика навыков общения у подростков
25
2.3. Разработка и реализация программы «Общение без проблем»
26
Заключение
28
Список ИСпользованных источников
29

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Причины нарушения общения у подростков

 

 

Всем известно, что человек не может поднять непосильную для него тяжесть, не есть или не спать дольше определенного предела, когда становится под угрозу его физическое здоровье. Точно так же безграничны и психические возможности человека. Сегодня, когда границы этих возможностей установлены наукой, важно посмотреть, что же происходит с человеком, когда пределы переступаются или игнорируются, и как восстановить после этого психическую энергию личности, ее оптимизм, нравственность.

Исследователи выделяют одну из причин дефицита общения  вынужденной разлуки, отмечая, что полное лишение ребенка матери в период раннего детства или ее частичное отсутствие (болезнь, госпитализация) приводит к одному из трех необратимых последствий: агрессии, дебильности (умственной неполноценности, отсталости), инфантилизму (пассивности, замедленности общих темпов развития). Дефицит общения с матерью, сказываются, прежде всего, на потерях эмоциональности. Не развитые вовремя способность к общению, интеллектуальной потребности, любознательности, обуславливает позднюю социальную инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать своей активностью других людей. Негативные условия образуют иногда целые цепи причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, усиливают неблагоприятную для развития общения ситуацию. В будущем это приводит к отсутствию активности, жизненной инициативы. Однако было бы заблуждением считать, что дефицит общения с матерью происходит лишь при ее вынужденной разлуке с ребенком. Исследования детей из рабочих семей, особенно занимающихся низкооплачиваемым, тяжелым физическим трудом, выявили стремление женщины работать наравне с мужчиной для поддержки экономического баланса семьи. Однако в этом скрыта опасность разрушения атмосферы тепла, ласки, заботы, необходимых для нормального личностного и психологического здоровья и развития ребенка.

На развитии ребенка отрицательно сказывается также дефицит общения со сверстниками и другими людьми. Например, одно из психологических исследований выявило, что ребенок 6-7 лет может достичь значительной гибкости, тактичности в общении, если в круг его общения входят и старше, и младшие дети, а не только сверстники. Он оказывается более зрелым в общении, чем, скажем, подросток 14-15 лет из семьи с одним ребенком. Психологические дефициты и связанные с ними личностные потери наиболее ощутимы именно  в такой, особенно значимой для детей форме деятельности, какой является игра. Игра изменяет реальные  отношения детей и взрослых, они становятся теплее. Ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок  не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать поведение собеседника или игрового партнера. Таким образом, нарушение в структуре сознания детей обнаруживается отсутствие четких нравственных норм, что толкает их на путь конформизма, стремления угадать, чего хочет, ожидает от них взрослый. Если ребенок сталкивается  нравственными противоречиями, конфликтами, исход бывает различным: либо активизируется его интеллектуальная сфера, а нравственное поведение становится стереотипным. В нашем обществе социально-психологическое расслоение происходит уже в детстве, что влияет на нарушение общения.

 

 

1.3. Разнообразие коммуникативных игр как средство развития общения

 

 

В исследовании игры С.В. Григорьевым можно выделить две ее стороны: внешнюю, формальную, как специально организованную составляющую образа жизни, и внутреннюю, психологическую, выражающую потребность в игре. Игры народов нашей страны имеют огромное значение в передаче опыта старшего поколения младшему, при установлении доверительных взаимоотношений поколений и одновременно наставнических и т.д. Сохранение инициативы и одновременно умение подчиниться правилу (запрету и т.д.) – эта диалектика поведения личности формируется в игре, так же как умение сочетать свое индивидуальное мастерство с мастерством каждого, личные интересы с интересами большинства, умение заслужить уважение группы и научиться уважать ее законы. Таким образом, игры благодаря своей условности дают необходимую свободу и возможность на свой страх и риск проявить, попробовать, испытать себя. В игре ребенок учится быть самостоятельным, овладевать ситуацией, контролировать себя для сотрудничества или состязания с другими.

В больших городах, особенно в условиях размывания национальной культуры, игры начали исчезать. Многие распространенные дворовые игры заменены теперь дорогостоящими игрушками «прогресса». А ведь ребенок, утрачивая способность играть, разрывает связь с сильнейшими источниками личностного развития.

Взаимоотношения участников беседы определяют ее ограничения и возможности. Разговор с совершенно не известным нам человеком отличается от разговора с близким знакомым. Сложные взаимоотношения заставляют нас маскировать свои мысли. Беседа – это способ установления, укрепления или изменения взаимоотношений. Взаимоотношения не могут быть постоянными и непрерывными. Они сложны и динамичны. Взаимоотношения испытывают влияние ряда факторов, включая:

- статус;

- власть;

- роль;

- симпатию.

Все эти факторы  позволяют определить «территорию» беседы. Частью любой беседы является определение этой территории и переговоры о том, позволено ли другому человеку находиться в ее пределах.

Статус – это ранг, который вы присваиваете другому  человеку по отношению к себе.

Люди присваивают друг другу тот или иной статус. Он выражается в уважительном, фамильярном или сдержанном отношении между людьми. Восприятие собственного статуса зависит от того, какой статус присваивают человеку окружающие. Статус регулирует проведение беседы. Чувствуя себя на ступеньку ниже, вы можете соглашаться с любыми утверждениями вашего собеседника и при этом глубоко прятать свои идеи. Если вы чувствуете, что ваш статус выше, вы можете не принимать в расчет слова собеседника, унижать, прерывать и даже игнорировать его. В действительности люди используют подобные приемы, чтобы утвердить или изменить статус взаимоотношений. Статус может быть мгновенно снижен или разрушен.

Власть – это управляющее  влияние одних людей на других. Если вы можете некоторым образом влиять или управлять чьим-либо поведением, значит, вы имеете власть над этим человеком. Зачастую беседы бывают, непродуктивны потому, что превращаются в борьбу за власть. Люди могут пытаться использовать различные типы власти в тот или иной момент беседы.

Кроме того, негативное влияние на беседу оказывает такой вид власти, как обольщение, соблазн. В этом случае вы делаете нечто, что не входило в ваши намерения. Ваш собеседник путем обольщения может заставить вас отклониться от интересующей вас темы. Соблазн во время беседы, как и все прочие виды обольщения, осуществляется потому, что он приносит удовольствие. В результате вы постоянно прерываете беседу, обсуждаете маловажные темы и не достигаете поставленных целей.

Роль – это система поведенческих актов, которые люди ожидают друг от друга. Формальная роль может быть ясно определена в рабочем предписании. Назначенная вам неформальная роль является результатом опыта, который люди получили в беседах с вами. Беседа может проходить крайне неудачно, если собеседники испытывают обоюдную неприязнь. Однако  беседа может оказаться неудачной и потому, что участники испытывают друг к другу сильную симпатию. Простое различение симпатии и антипатии может выглядеть слишком обобщенно. Вы можете ощущать влечение или антипатию к человеку в силу разных обстоятельств и зачастую не способны или не хотите формулировать причины этого. Симпатия может запутать или даже совершенно изменить отношения, антипатия может приводить к конфликтам, вплоть до вендетты.

Таким образом, четыре перечисленных фактора влияет на установление «территориальных» взаимоотношений в процессе беседы. Успешная беседа предполагает наличие общих интересов, то есть общей почвы для разговора. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

Игра как творческое коммуникационное действие. Игра представляет собой общение между людьми, которое может происходить в трех вариантах:

  1. Игра в рамках несловесной (невербальной) коммуникации, например, спортивные игры;
  2. Игра в рамках словесной (вербальной) коммуникации, например, языковые игры вроде  кроссвордов и ребусов;
  3. Игра, сочетающая словесную и несловесную коммуникацию, например, драматическое представление.

Но сущность игры не исчерпывается  коммуникацией, игра не только передача смыслов, но и создание новых смыслов. Поэтому игра – творческо-коммуникативное действие.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека – члена общества. Игровая деятельность детей давно используется в целях воспитания. В педагогике игра рассматривается с разных сторон:

Во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;

Во-вторых, как форма организации  жизни и деятельности детей, когда  в свободно избранной и протекающей  игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

Жизнь детей  и их деятельность может быть эффективнее  всего организована в формах игры, позволяющих удовлетворить основные запросы детей.  А.С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Но только признать права детей на игровую деятельность и предоставить этот процесс стихийному формированию будет неправильно. Необходимо детским играм придать такой характер, так их определить во времени и наполнить по содержанию, чтобы они организовали жизнь детей и их деятельность в духе коммунистического воспитания. Что необходимо для того, чтобы игра стала формой организации жизни и деятельности детей? Для этого необходимо следующее:

Во-первых, должны быть определены те специфические задачи воспитания, на основе которых будет организована в играх детская жизнь и деятельность;

Во-вторых, игра должна быть организационно закреплена во времени, в распорядке дня, подобно другим формам, в которых организуется жизнь детей и педагогический процесс;

В-третьих, должно быть определено, как педагог будет  играть с детьми, в чем и как будет проявляться его участие и руководство. В педагогической литературе роль игры в развитии детей освещалась довольно широко. Выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко рассматривают значение игры шире, чем только как средство воспитания. Прежде всего, они видят в ней конкретное проявление жизни ребенка, его непосредственных интересов и возможностей.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Известный советский  педагог и врач Е.А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая  во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья».

Организация жизни  и деятельности детей в формах игры становится возможной только по мере того, как в возрастном и индивидуальном развитии ребенка оформляется сама игра в ее характерных проявлениях.

Игра возникает  у ребенка не самопроизвольно. Для  ее возникновения нужен целый ряд внешних условий: наличие впечатлений от окружающего мира, игрушек, общение с взрослыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место. Вспомним «ку-ку», которым сопровождается исчезновение или появление взрослого перед ребенком в первые месяцы его жизни; «ладушки», вызывающие в определенном ритме движения рук ребенка, и т.д. Но все это совместные действия взрослого с ребенком, когда взрослый, так сказать, забавляет ребенка тем или иным способом игры с ним. Сам ребенок еще остается на уровне действий с предметами, не вычленяя из них предметы специального назначения – игрушки.

С возрастом  у ребенка усиливается стремление к тому, чтобы действовать самостоятельно с предметами. Взрослые предусмотрительно дают ребенку  нужные игрушки для того, чтобы отделить их от предметов житейского назначения. Ребенок усваивает простые действия при помощи этих игрушек: складывать, катать, бросать и т.д. По-видимому, ребенок доставляет большую радость овладеть своими движениями и то, что эти предметы подчиняются ему. Однако эти игры представляют собой индивидуальный мир ребенка, в котором значительная роль принадлежит взрослому, так как ребенок сам себя может занять на очень короткое время.

Но уже с  начала третьего года жизни у ребенка  все настойчивее, все острее в игры включается новый момент: не просто действовать с предметом, а видеть возможность выполнения какого-то действия (и себя как лицо, исполняющее это действие: «готовлю обед», «лечу ребенка») – он начинает использовать роль как исходное положение своей игры. С этого времени и на протяжении всего дошкольного возраста ребенку открываются широкие возможности игры «во все», что он видит и что оказывает на него сильное впечатление. Жизнь взрослых людей и их деятельность безраздельно входят в содержание игр детей. Вполне понятно, что ребенок быстро усваивает и необходимость привлечения в свою игру другого лица, которое связано с выполняемой им ролью: если есть врач, то нужен больной, если есть мама, то должен существовать ребенок.

Информация о работе Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков