Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 23:44, лекция
Прежде всего, мы попытаемся дать определение понятию культура, чтобы понять, что это за феномен и как он влияет на жизнь человека в обществе. Немаловажным является наша попытка найти взаимосвязь культуры и поведения в самих дефинициях понятия культура. Для этого мы приведем определения культуры, данные известными зарубежными социопсихологами. Проанализировав приведенные определения мы приходим к такому понятию как социальное поведение человека, которое уже напрямую взаимосвязано с культурой и ее формами ее проявления в обществе. Таким образом, находим прямое взаимоотношение культуры и поведения.
Введение
1. Определение понятия «культура»
2. Взаимосвязь культуры и Поведения
3. Определение понятия поведения. Социальное поведение
4. Регуляция поведения через нормы культуры
Заключение
· разумное,
· тактичное,
· контактное.
По времени осуществления видами поведения являются:
· импульсивное,
· вариабельное,
· длительно осуществляемое.
культура цивилизация социальный поведение
3. Взаимосвязь культуры и поведения
В рамках лекции нас будет интересовать понятие культуры интерпретированное через нормы поведения.
Культура является базой цивилизации, она напрямую определяет поведение как индивидуума, так и жизнь общества в целом. Но определить взаимодействие и взаимовлияние культуры и поведения не так просто, как кажется на первый взгляд. Зарубежные социологи и культурологи по-разному интерпретируют взаимосвязь и взаимопроникновение этих понятий. Приведем здесь основные точки зрения на структуру взаимоотношений понятий «культура-поведение». В книге Альберт К. Кафанья Формальный анализ определений «культура» (A.C. Cafagna. A formal Analysis of Definitions of culture // G.E. Dole, R. L. Carneiro (eds.). Essays in the Science of Culture. In Honor Leslie A. White. N.Y. 1960. P. 111-132.) мы находим несколько групп определений:
1) Определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения.
Определения, отталкивающиеся от понятия научаемого поведения (learned behavior), использовались многими психологами, социологами и антропологами.
Рут Бенедикт говорит: «...культура есть социологический термин, обозначающий научаемое поведение...».
Джулиан Стюард предполагает: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально...».
Согласно Эллисону Дэвису: «...культура...может быть определена как все поведение, вырабатываемое индивидом в процессе приспособления к группе...».
Для Клайда Клакхона: «Культура включает в себя все передаваемое социальное научение».
2) Определения, отталкивающиеся от понятия общего для членов общества (или стандартизированного) поведения
Многие определения явно, или неявно, делают основной упор на «поведение, общее для членов общества».
Джеффри Горер говорит: «... культура, в антропологическом смысле слова, [есть]... общие для членов общества паттерны (стереотипы) научаемого поведения...».
Другое аналогичное определение приводится Кимбеллом Янгом: «Культура состоит из общих и более или менее стандартизированных идей, установок и привычек...».
Еще одно такое определение мы находим у Кларка Уисслера: «... культура есть... совокупность стандартизированных представлений и процедур, которых придерживается племя».
Во всех этих определениях мы сталкиваемся с понятием поведение, остановимся на нем подробнее.
4. Регуляции поведения через нормы культуры
Нормативный уровень культуры обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы. В общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:
· институциональным
· неинституциональным.
К институциональному относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными.
К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.
Понятие "социальная норма" включает в себя три основных признака:
1) набор правил поведения в данной ситуации;
2) эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или группе применительно к данной ситуации;
3) экспектации - основу механизма действия норм образуют, т.е. ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.
Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум областям:
1) обычаям и привычкам,
включая такую важную их
2) общественным нравам или, «общественной морали».
Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.
Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применимые ко всем членам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп.
Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательную базу.
К специальным нормам относятся нормы поведения определенных социальных и профессиональных групп (молодежи, врачей, учителей и т.д.).
Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определенное поведение.
Каждая личность включена в сложную систему общественных отношений. Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.
Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:
· общественное производство,
· общественные отношения (широкий социальный контекст жизнедеятельности личности),
· социальные движения,
· общественное мнение,
· социальные потребности,
· общественные интересы,
· общественные настроения,
· общественное сознание,
· социальная напряженность,
· социально-экономическая ситуация.
К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.
В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия.
В сфере политики - власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений - право, закон.
Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья.
Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.
Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это - групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведения, т.е. регулируемого определенными нормами.
Этические нормы - нормы морали и нравственности - складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и самому себе как подлинно человеческому существу - личности. Моральные нормы - это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.
Близкими по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий). Эти нормы различаются по степени их нормативности (жесткости): действия религиозных норм фиксируются в церковных канонах, священных писаниях и заповедях, в неписаных правилах отношения к божественным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормы имеют узколокальный ареал распространения (нормы поведения отдельных религиозных сект и их представителей). Иногда норма действует в пределах одной местности («в каждом приходе свой устав»).
Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп - как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей.
Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.
Рис. 1. Влияние культуры на поведение
Как показано на рис. 1, индивиды выражают культуру и ее нормативные свойства через ценности, которых они придерживаются относительно сущности жизни и мира вокруг них. Эти ценности в свою очередь влияют на их отношения и на форму поведения, сответствующего любой данной ситуации. Непрерывное изменение паттернов индивидуального и группового поведения в конечном счете влияет на культуру общества и группы, и цикл начинается снова.
Поведение людей определено их культурой. Культура характеризуется как разнообразием, так и единством. Хотя все мы принадлежим к определенной культуре, ее проявления отличаются в зависимости от места и обстоятельств. Знание того, что все мы – члены различных культурных групп, может помочь нам понять поведение других, стать более терпимыми в наших суждениях и отношениях, более эффективными в разрешении культурных противоречий. Оценивая воздействие культуры на людей, мы можем быть менее склонны к обвинению, наказанию, враждебности к тем, кто отличается от нас. Чем больше мы постигаем концепцию культуры, тем более способны развить культурные навыки и управлять собственным изменением. Сегодня менеджеры могут применять стратегию управления культурными различиями в целях повышения эффективности организации.
Заключение
Итак, мы приходим к выводу, что культура выполняет в обществе те функции, которые инстинкты выполняют в животном мире. Она дает каждому индивиду примерную программу его жизни, определяя при этом набор вариантов. Что есть Культура? В философской, социологической, искусствоведческой и управленческой литературе имеется большое количество ее определений. Большинство из них различаются лишь формулировками, акцентами. Но есть и существенные различия. На одном полюсе - распространенное в философии понимание культуры как всего того, что не является природным, а на другом - культура как объект административного регулирования со стороны министерства культуры: библиотеки, дома культуры, музеи, театры.
Можно сказать, что Культура - это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах коммуникации, часто передаваемых от поколения к поколению. Она проявляется в существовании относительно устойчивых форм, моделей поведения. Действие культуры носит принудительный характер, что обеспечивается с помощью санкций, поощряющих соблюдение норм и карающих их нарушение. Санкции делятся на позитивные («пряник» соблюдающему культурные нормы) и негативные («кнут» их нарушающему).
Сложная структура культуры определяет поведение людей при помощи системы следующих компонентов: