Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 23:44, лекция
Прежде всего, мы попытаемся дать определение понятию культура, чтобы понять, что это за феномен и как он влияет на жизнь человека в обществе. Немаловажным является наша попытка найти взаимосвязь культуры и поведения в самих дефинициях понятия культура. Для этого мы приведем определения культуры, данные известными зарубежными социопсихологами. Проанализировав приведенные определения мы приходим к такому понятию как социальное поведение человека, которое уже напрямую взаимосвязано с культурой и ее формами ее проявления в обществе. Таким образом, находим прямое взаимоотношение культуры и поведения.
Введение
1. Определение понятия «культура»
2. Взаимосвязь культуры и Поведения
3. Определение понятия поведения. Социальное поведение
4. Регуляция поведения через нормы культуры
Заключение
План лекции на тему: Влияние культуры человека на поведение.
Введение
1. Определение понятия «культура»
2. Взаимосвязь культуры и Поведения
3. Определение понятия поведения. Социальное поведение
4. Регуляция поведения через нормы культуры
Заключение
Общее время лекции 1ч.30мин.
Выявить цель занятия и для достижения цели, обозначить задачи которые необходимо рассмотреть. |
5 мин. |
Вводная часть лекции. Постановка задач. |
5 мин. |
Выяснить знакомы ли студенты с определением понятия культуры. Опросить всех желающих. |
5-7 мин. |
Под запись продиктовать определение понятия культура данные в словарях. |
10 мин |
Попросить студентов дать определение понятию поведение. Опросить желающих высказаться. |
10 мин |
Чтение лекции. Записать под диктовку определение понятия поведение. Социальное поведение. Виды и формы поведения. |
10 мин. |
Чтение лекции. Записать под диктовку интересные высказывания психологов, социологов, антропологов о взаимосвязи культуры и поведении. |
10 мин. |
Чтение лекции. Записать определения понятий институционных и неинституционных норм поведения. |
5-7 мин |
Записать основную информацию про регуляцию поведения через нормы культуры. |
10 мин. |
Дать заключение по теме влияние культуры Человека на управление поведением. Вынести этот вопрос на обсуждение со студентами. Опросить желающих высказаться. |
15 мин |
Оставшееся время дать на вопросы, если есть непонятный материал - пояснить |
5 мин |
Введение.
Человеческое поведение - это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном» поведении человека, напрямую обозначая связь между нашими поступками и той культурной составляющей, которая является неотъемлемой частью как любого индивида, так и социума.
Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Что же такое Культура, из чего она состоит, как может влиять на поведение человека? Поиском ответа на эти вопросы и посвящена эта лекция. Прежде всего, мы попытаемся дать определение понятию культура, чтобы понять, что это за феномен и как он влияет на жизнь человека в обществе. Немаловажным является наша попытка найти взаимосвязь культуры и поведения в самих дефинициях понятия культура. Для этого мы приведем определения культуры, данные известными зарубежными социопсихологами. Проанализировав приведенные определения мы приходим к такому понятию как социальное поведение человека, которое уже напрямую взаимосвязано с культурой и ее формами ее проявления в обществе. Таким образом, находим прямое взаимоотношение культуры и поведения.
1. Определение понятия культура
Прежде чем говорить о влиянии культуры на поведение, нам необходимо понять и уяснить, что есть культура. Это понятие знакомо нам с детства, и, казалось бы, в нем нет ничего сложного. В повседневной жизни «культурой» называется развитое, сложное состояние человека, в отличие от неразвитого и простого. Самое слово cultura первоначально означало «возделывание почвы», «земледелие», но уже в латинском языке оно приобрело добавочные значения: «воспитание», «образование» и «почитание», «поклонение». Во всех этих значениях оно противопоставляется простому, «естественному» состоянию, описываемому словом natura (природа). В то же самое время определение слова «культура» очень неоднозначно: под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи. Их понимание зависит от уровня образования, интеллектуальных запросов рассуждающих, от целей, задач и контекста разговора. Для сравнения возьмем определения слова «культура» из общепризнанных и широко распространенных источников.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991:
КУЛЬТУРА- 1.) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры 2.) То же, что культурность. Человек высокой культуры. 3.) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. льна.. 4.) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. 5.) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура).
Философский энциклопедический словарь. М., 1997:
КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа.
Понятие культуры удивительно многогранно, оно проникает во все сферы человеческого бытия и определяет его. Если попробовать охарактеризовать культуру исходя из сфер человеческого существования, то получается следующая картина:
- культура как цивилизация
- культура как мировоззрение
- культура как нормы поведения
1) Культура как цивилизация.
Современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII - начале XIX веков в Западной Европе. Это понятие включало отличия между разными группами людей в самой Европе, и с другой стороны - различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение - хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
2) Культура как мировоззрение.
Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди изучают её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.
Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень.
За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.
3) Культура как нормы поведения
Это распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
1. Жизненные ценности
2. Нормы поведения
3. Артефакты (материальные произведения)
· Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.
· Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.
· Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.
· Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.
2. Определения понятия поведения. Социальное поведение
Прежде всего, поведение - это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна сама среда его жизнедеятельности. Это социальная среда. И человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой явление социальное. Специфически человеческими признаками поведения выступают его общественная обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Своеобразие поведения личности заключается в том, что это социальное поведение. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.
Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира), осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.
Многообразие форм социальных связей и отношений личности обусловливает виды социального поведения. Классификация этих видов осуществляется по разным основаниям. Самым широким основанием классификации видов социального поведения является определение сфер бытия, в которых оно проявляется. Среди них - природа, общество, человек.
В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие виды социального поведения:
· классовое,
· поведение социальных слоев и страт;
· этническое поведение,
· социально-профессиональное,
· полоролевое,
· гендерное,
· семейное,
· репродуктивное и др.
По субъекту социального поведения различаются:
· общественное поведение,
· массовое,
· классовое,
· групповое,
· коллективное,
· кооперативное,
· корпоративное,
· профессиональное,
· этническое,
· семейное,
· индивидуальное
· и личное поведение.
В качестве основания деления видов поведения могут быть избраны разные признаки. Не претендуя на строгую научность, на точность и полноту выделения этих признаков, назовем лишь некоторые из дифференцирующих признаков и в качестве примеров укажем только некоторые виды поведения, в которых в наибольшей степени проявляются эти признаки. Так, по параметру активности-пассивности личности существуют следующие виды социального поведения:
· пассивное,
· приспособительное,
· конформное,
· адаптационное,
· стереотипное,
· стандартное,
· активное,
· агрессивное,
· потребительское,
· производственное,
· созидающее,
· инновационное,
· просоциальное,
· прокреативное,
· поведение по оказанию помощи другим людям,
· поведение по возложению ответственности (поведение атрибуции).
По способу выражения выделяются следующие виды:
· вербальное,
· невербальное,
· демонстрационное,
· ролевое,
· коммуникативное,
· реальное,
· ожидаемое поведение,
· ориентировочное,
· инстинктивное,