Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие творческого мышления у ребенка.
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.
Введение.....................................................................................................3
Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.
1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя...................................................10
1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13
Вывод........................................................................................................18
Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.
Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20
Заключение...............................................................................................23
2.2Развитие творческого мышления у школьников.............................24
Вывод.......................................................................................................28
Список литературы..................................................................................30
Вывод
В данной главе мы рассмотрели влияние личности и деятельности учителя на творческое мышление детей. Определили механизмы развития способностей у детей.
Через призму понятий
творчества, творческого мышления
и воображения рассмотрели
самочувствия. Сделали небольшой акцент на то, как развивает педагог творческие способности в процессе обучения. На то какова роль воображения в развитии тех или иных способностей. Также обратили внимание на то, что не только задатки являются предпосылками способностей. В связи со всем этим были сделаны такие выводы:
1)Творческие способности - это, прежде всего деятельное самовыражение субъекта.
Задатки и активность лишь предпосылки способностей. Все люди различаются в начальном наборе природных задатков, а не способностей. Развитие любого рода способностей зависит от того в каких условиях приходиться находиться человеку. Существуют так называемые «критические» периоды, сензетивные к развитию той или иной способности. В развитии творческих способностей наибольший интерес представляют особенности такого когнитивного процесса как воображения, ведь именно на его основе происходят все творческие процессы.
2)Развитие воображения является одним из важнейших условий развития интеллекта, творчества вообще психического развития. Воображение выступает первоосновой творческого мышления и творчества в целом.
3)Развитие творческих
способностей зависит от «
4)Творческая деятельность
это деятельность, направленная
на создание качественного
5) Творческое самочувствие учителя - это специфическое творческое состояние, имеющее свою психологическую природу и складывающихся из определенных психологических элементов. И оно играет важную роль при организации деятельности детей, и проведении урока в целом.
6)Направленность педагога в узкоспециализированном смысле: на дело, на общение, на себя – может быть определяющим фактором, за счет которого педагог будет выбирать способ действий для осуществления поставленной задачи.
7)Для того, чтобы педагогический
процесс протекал
Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников
2.1 Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника
Теоретический анализ показал, что проблема творческих способностей не до конца изучена и поэтому пред нами стояла задача, определить, как направленность личности учителя влияет на творческое мышление детей.
В исследовании принимали участие учащиеся 3 «б» класса гимназии № 73 .Всего принимало участие 15 человек. Из них 6 мальчиков 9 девочек. Все учащиеся в возрасте 9-10 лет.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1этап – контрольное изучение уровня креативности младших школьников.
2этап – анализ полученных данных.
3этап – Коррекционная работа с педагогом.
Для реализации поставленной задачи использовалась методика П. Торренса «Незаконченные фигуры»
Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать все результаты психологического обследования.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемые как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении отдельных видах, деятельности. Она может характеризовать личность в целом и ее отдельные способности [2].
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связанны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим стереотипы [10].
Для исследования творческого мышления у учеников 3 «б» класса гимназии №73 нами применялась методика П. Торренса «Незавершенные фигуры». Известно, что незаконченные фигуры вызывают стремления завершить их простейшим способом. Поэтому все 10 фигур различаются между собой, но навязывают определённые устойчивые образы.
Основными показателями креативности являются такие показатели как:
Показатель Беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.
Этот показатель полезен, прежде всего, тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.
Показатель Гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.
Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.
Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.
Показатель разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
Тестирование проходило в виде увлекательной игры. Дети находились в условиях дружбы, а не соперничества.
Во время исследования мы заметили, что дети по разному выполняют задание, некоторые старались поскорее нарисовать и лишь потом прорисовывать детали, а кто то очень долго прорисовывал один рисунок.
Полученные данные отражены в приложении №1 в таблицах № 1,2.
Заключение
Мы провели расчеты и можем подвести итоги нашего исследования.
Беглость является самым лучшим показателем класса. Он полностью соответствует возрасту класса. Задания выполнены очень продуктивно.
Оригинальность данный
показатель в пределах нормы, что
свидетельствует о творческом настроении
в классе. Они способны выдвигать
новые идеи и искать более сложные
пути решения задач. Количество учеников
с высоким уровнем
Разработанность данный показатель находиться на высоком уровне, что свидетельствует о развитом творческом мышлении. И это говорит о хорошей успеваемости в классе.
Гибкость данный показатель находиться в норме, что говорит нам о гибкости мышления всего класса. Также о правильном личностном воздействии педагога на детей.
В заключение эксперимента педагогу был дан совет, обратить внимание на тех учеников, у которых уровень оригинальности ниже, чем у остальных детей. И направить свою деятельность на развитие их творческого мышления.
2.2 Развитие творческого мышления у младших школьников
В российской системе образования почти все учебные методические комплексы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других не творческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.
Начальный период
школьной жизни занимает
Исследования, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, позволяют раскрыть процесс перехода от дошкольного к началам школьного мировоззрения. Как известно, мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности. Постепенно, примерно к восьми годам, этот феномен исчезает
Исследования П.Я.
Гальперина показали, что в основе
отсутствия инвариантности, лежат
глобальные представления об
объекте. Для того чтобы
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточное положение падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
А первые три-четыре года
учения в школе прогресс в умственном
развитии детей бывает довольно заметным.
От доминирования наглядно действенного
и элементарного образного
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства мышления; соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями [4].
Информация о работе Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка