Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие творческого мышления у ребенка.
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.

Содержание

Введение.....................................................................................................3

Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.

1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя...................................................10
1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13
Вывод........................................................................................................18

Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.

Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20
Заключение...............................................................................................23
2.2Развитие творческого мышления у школьников.............................24
Вывод.......................................................................................................28
Список литературы..................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра Начальное образование

 

 

 

 

                      Курсовая работа

             По дисциплине «психология»

                                        На тему:

                 Влияние личности учителя

         на творческую деятельность ребенка.

                     Студентки 1 курса ФдиНО НК-112

                                                                                                                                                          

                         

 

 

 

 

                                                               Выполнил:

                                                   Монахова Мария Сергеевна

                                                     Проверил:

                КПН Доцент кафедры НО Евсюкова Наталья Ивановна  

 

 

                                   Владимир «2013»

                               Содержание

          Введение.....................................................................................................3

 

Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.

 

1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5

1.2  Творческая деятельность учителя...................................................10

1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13

Вывод........................................................................................................18

 

Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.

 

    1. Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20

          Заключение...............................................................................................23

2.2Развитие творческого  мышления у школьников.............................24

 Вывод.......................................................................................................28

Список литературы..................................................................................30

Приложения.......................................................................................32

Введение

   Актуальность  этого исследования заключается  в том, что  общество  ценит  среди всех способностей человека способность особого вида —  обеспечивающую создание нечто нового,  не имеющего аналогов.

  Благодаря технической  революции открывается все больше  и больше возможностей в развитии  творчества. Появляются новые пути  к самореализации. Творческие способности проявляются в разных формах. Какова же природа творчества и  креативности? Влияет ли личность педагога на творческое мышление ребенка?

Огромный вклад в  исследование проблем творчества, творческого мышления, креативности и одаренности внесли  известные психологи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г.  Ильясов, Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшин, К.К. Платонов П. Торренс, Теплов, И.И., Б.Г. Ананьев и другие. Однако вопрос о творческом мышлении остается недостаточно изученным. Перед психологией остро стоит проблема выявления  формирования и развития способностей.

Цель исследования Влияние  личности учителя на творческую деятельность ребенка.

Объект исследования  — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.

         Предмет исследования - Развитие  творческого мышления у ребенка.

     Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».

Нами была выдвинута  следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка  развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.

В связи с этим перед  нами встал ряд практических и  теоретических задач:

1.Подбор литературы на тему исследования

2. Поиск подходящей  методики для исследования

З. Обработка полученного  материала.

         4.Проведение исследование.

             5.Анализ полученных данных.

 Конкретные методики: Для исследования творческого  мышления у детей мы использовали краткий тест творческого мышления П.Торренса, методика «Дорисовывание фигур». Базой для проведения исследования явилась Гимназия №73 города Владимир. Исследование проводилось в « 3б »Методы, которые были использованы при решении практических и теоретических задач следующие:

1. Библиографический  метод (анализ и обобщение использованой литературы).

2. Метод экспертов.

З. Наблюдение.

4. Беседа с учителем  и детьми.

5.Математической статистики.

 

 

 

 

        Глава I.Педагогическая продуктивность творческой деятельности.

1.1 Понятие творчества  и креативности в научных исследованиях.

Пытаясь объективно рассмотреть  влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка, вероятно, первоначально  следует  разобраться, что понимается под творчеством и креативностью.

            В узком смысле, творчество — это человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. С точки  зрения, Л. С. Выготского  «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия ...» [16 С.365].

В более широком  смысле, творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые  результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)

По словам Выготского, «как электричество действует и  проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество  на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [7 Выготский. Воображение и Т. в детском возрасте].

             Тогда как креативность  (англ. creativity) — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.. Одним из факторов актуализации креативности может послужить помещение человека в неблагоприятные для него условия, когда человек должен отказаться от привычных способов мышления и действий и начать действовать оригинально и нестандартно. Для формирования креативности важен мотивационный компонент [16 С. 241].

Изучением творчества и  креативности занимались многие психологи Главными в исследовании творчества и креативности стали Рубинштейн С.Л. Б.Г. Ананьев, Б.Г.  Ильясов, Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, А.М. Матюшин, К.К. Платонов , П. Торренс , И.И. Теплов и многие другие.

Так как в нашем  исследовании  мы рассматриваем не только проблему творчества и креативности , но и проблему самой творческой деятельности давайте сразу дадим понятийное представление этому особому виду деятельности.

Творческая деятельность-это  особая форма деятельности   коллектива или одного человека  направленная на создание  качественно нового, некогда ранее не существовавшего. Стимулом  к творческой деятельности служит, сложившаяся   проблемная ситуация или нестандартная задача, которую невозможно разрешить традиционным способом. Но для всякой творческой деятельности, - пишет В.М. Бехтерев, необходима та или иная  степень одаренности и соответственное воспитание, созидающие навыки в работе.

Любой творческий процесс базируется на работе бессознательного и подсознания, и решение проблемы происходит на подсознательном уровне, в результате чего продукт творчества, как правило, возникает внезапно в виде готового решения или озарения [25 С. 405].

Продукт творческой деятельности  получается в результате формулировании нестандартной цели, которая требует привлечения почти не связанных элементов проблемной ситуации, установление между ними новых видов взаимосвязей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий [25 С. 321].

Важными предпосылками  к творчеству и творческой деятельности  являются творческие способности. Задатки  творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку  главное суметь развить  их и раскрыть творческий потенциал.

Некоторые из ученых такие как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Б.Г. Ананьев и другие  сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно если интеллектуальные способности не влияют непосредственно на творческие возможности человека если в ходе становления креативности, формирующиеся определенная мотивация и личностные черты, предшествующие творческим задаткам, то можно сделать вывод о существовании особенного типа личности - «Человека творческого.», который обладает  способностями [9 С.205]. Тогда хотелось бы выяснить,  что понимают под способностями?

В работах Теплова  Б.М. мы находим определение способностей как свойства или качества личности, благодаря которым человек успешно выполняет определенную деятельность. Также Б.М. Теплов говорит   что    способности-это индивидуально-психологические особенности  личности, которые выражают готовность к овладению некоторыми видами деятельности и к их успешному выполнению. Он считал, что способностью мoжно назвать только такое свойство личности, которое влияет на эффективное выполнение действия [2 С. 24].  К.К. Платонов же говорит: «а есть ли такие осoбенные свойства личности, кoторые бы непосредственно не влияли на эффективность выполняемой деятельнoсти» [22 С. 48].

С.Л.Рубенштейн начиная  свою монографию, касающуюся  способностей людей, писал: «…встречаясь в жизни  с различными людьми, наблюдая за ними, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди не похожи  друг на друга  своими способностями» [21 С. 221]. Способности формируются на природных задатках человека.

Различие между людьми в задатках заключается в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата. От  cюда следует, что задатки — это врожденные физиологические особенности мозга,  которые составляют природную основу развития его способностей. Задатки облегчают развитие способностей. [21,2 С. 215-321].

Различия между людьми определяются не в различиях их способностей, а в различиях природных задатков. Задатки могут реализоваться в различных типах способностей, они не являются способностями, но являются их предпосылками [21 С. 315].

      Представители  классической психологии считают, что помимо задатков, особым «фундаментом» в творческой деятельности является «Творческая активность».

Так  З. Фрейд считал творчеcкую активность результатом смещения полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер  способом компенсации  «комплекса неполноценности». Наибольшее внимание этой проблеме уделил К. Юнг, видевший в творчестве, проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Accаджиоли считал, что активность это процесс восхождения  личности к «Идеальному-Я» способом ее самореализации.

Психологи гуманистического направления первоначальный источник творческой активности - мотивация  личностного роста. По А. Маслоу это  потребность  в самоактуализации, полной и свободной  реализации своих способностей и жизненных возможностей [9 С. 607].

Тогда встает вопрос, только ли активность и задатки влияют на развитие способностей  у человека? На этот вопрос мы нашли  ответ в  работах  французского философа Этьена Кондиляка, который говорил о  мальчике из Литвы, жившего, среди медведей. Когда  люди  нашли мальчика , он не проявлял никаких признаков разума, не умел говорить и ходил на четвереньках. Прошло много времени, пока мальчик смог научиться понимать людскую речь и разговаривать [9 С. 298].  Из этого следует, что помимо доказательств того, что задатки не предопределяют того как  и когда образовываются способности, со всей очевидностью можно утверждать, что различные способности определяются окружающей средой [9 С.546]. «Социальная ситуация развития» - понятие, которое является основой всех теорий многих отечественных психологов, среди которых имя Л.С. Выготского выделяется особо [7 С. 244-268]. Но помимо влияния среды на ребенка также влияет учитель. Именно учитель создает, те условия, в которых у ребенка развиваются способности. Но  что для этого он делает и как создаются эти особые условия? На этот вопрос мы нашли ответ в работах таких ученых как Каптерева П.Ф., Леонтьева А.Н., Левитова Н.Д. и других.

Информация о работе Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка