Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие творческого мышления у ребенка.
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.
Введение.....................................................................................................3
Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.
1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя...................................................10
1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13
Вывод........................................................................................................18
Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.
Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20
Заключение...............................................................................................23
2.2Развитие творческого мышления у школьников.............................24
Вывод.......................................................................................................28
Список литературы..................................................................................30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра Начальное образование
Курсовая работа
По дисциплине «психология»
Влияние личности учителя
на творческую деятельность
Студентки 1 курса ФдиНО НК-112
КПН Доцент кафедры НО Евсюкова Наталья Ивановна
Владимир «2013»
Содержание
Введение......................
Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.
1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя.......................
1.3 Индивидуальные особенности развития
творческих способностей у школьников....................
Вывод.........................
Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.
Заключение....................
2.2Развитие творческого
мышления у школьников.........
Вывод........................
Список литературы.............
Приложения....................
Введение
Актуальность
этого исследования
Благодаря технической
революции открывается все
Огромный вклад в исследование проблем творчества, творческого мышления, креативности и одаренности внесли известные психологи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ильясов, Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшин, К.К. Платонов П. Торренс, Теплов, И.И., Б.Г. Ананьев и другие. Однако вопрос о творческом мышлении остается недостаточно изученным. Перед психологией остро стоит проблема выявления формирования и развития способностей.
Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие
творческого мышления у
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.
В связи с этим перед нами встал ряд практических и теоретических задач:
1.Подбор литературы на тему исследования
2. Поиск подходящей методики для исследования
З. Обработка полученного материала.
4.Проведение исследование.
5.Анализ полученных данных.
Конкретные методики:
Для исследования творческого
мышления у детей мы использова
1. Библиографический метод (анализ и обобщение использованой литературы).
2. Метод экспертов.
З. Наблюдение.
4. Беседа с учителем и детьми.
5.Математической статистики.
Глава I.Педагогическая продуктивность творческой деятельности.
1.1 Понятие творчества
и креативности в научных
Пытаясь объективно рассмотреть
влияние личности учителя на творческую
деятельность ребенка, вероятно, первоначально
следует разобраться, что понимается
под творчеством и креативность
В узком смысле, творчество — это человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. С точки зрения, Л. С. Выготского «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия ...» [16 С.365].
В более широком смысле, творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)
По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [7 Выготский. Воображение и Т. в детском возрасте].
Тогда как креативность (англ. creativity) — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.. Одним из факторов актуализации креативности может послужить помещение человека в неблагоприятные для него условия, когда человек должен отказаться от привычных способов мышления и действий и начать действовать оригинально и нестандартно. Для формирования креативности важен мотивационный компонент [16 С. 241].
Изучением творчества и креативности занимались многие психологи Главными в исследовании творчества и креативности стали Рубинштейн С.Л. Б.Г. Ананьев, Б.Г. Ильясов, Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, А.М. Матюшин, К.К. Платонов , П. Торренс , И.И. Теплов и многие другие.
Так как в нашем исследовании мы рассматриваем не только проблему творчества и креативности , но и проблему самой творческой деятельности давайте сразу дадим понятийное представление этому особому виду деятельности.
Творческая деятельность-это особая форма деятельности коллектива или одного человека направленная на создание качественно нового, некогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит, сложившаяся проблемная ситуация или нестандартная задача, которую невозможно разрешить традиционным способом. Но для всякой творческой деятельности, - пишет В.М. Бехтерев, необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающие навыки в работе.
Любой творческий процесс базируется на работе бессознательного и подсознания, и решение проблемы происходит на подсознательном уровне, в результате чего продукт творчества, как правило, возникает внезапно в виде готового решения или озарения [25 С. 405].
Продукт творческой деятельности получается в результате формулировании нестандартной цели, которая требует привлечения почти не связанных элементов проблемной ситуации, установление между ними новых видов взаимосвязей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий [25 С. 321].
Важными предпосылками к творчеству и творческой деятельности являются творческие способности. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку главное суметь развить их и раскрыть творческий потенциал.
Некоторые из ученых такие как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Б.Г. Ананьев и другие сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно если интеллектуальные способности не влияют непосредственно на творческие возможности человека если в ходе становления креативности, формирующиеся определенная мотивация и личностные черты, предшествующие творческим задаткам, то можно сделать вывод о существовании особенного типа личности - «Человека творческого.», который обладает способностями [9 С.205]. Тогда хотелось бы выяснить, что понимают под способностями?
В работах Теплова
Б.М. мы находим определение
С.Л.Рубенштейн начиная свою монографию, касающуюся способностей людей, писал: «…встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди не похожи друг на друга своими способностями» [21 С. 221]. Способности формируются на природных задатках человека.
Различие между людьми в задатках заключается в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата. От cюда следует, что задатки — это врожденные физиологические особенности мозга, которые составляют природную основу развития его способностей. Задатки облегчают развитие способностей. [21,2 С. 215-321].
Различия между людьми определяются не в различиях их способностей, а в различиях природных задатков. Задатки могут реализоваться в различных типах способностей, они не являются способностями, но являются их предпосылками [21 С. 315].
Представители классической психологии считают, что помимо задатков, особым «фундаментом» в творческой деятельности является «Творческая активность».
Так З. Фрейд считал творчеcкую активность результатом смещения полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер способом компенсации
«комплекса неполноценности». Наибольшее
внимание этой проблеме уделил К. Юнг,
видевший в творчестве, проявление
архетипов коллективного
Р. Accаджиоли считал, что активность это процесс восхождения личности к «Идеальному-Я» способом ее самореализации.
Психологи гуманистического направления первоначальный источник творческой активности - мотивация личностного роста. По А. Маслоу это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [9 С. 607].
Тогда встает вопрос, только ли активность и задатки влияют на развитие способностей у человека? На этот вопрос мы нашли ответ в работах французского философа Этьена Кондиляка, который говорил о мальчике из Литвы, жившего, среди медведей. Когда люди нашли мальчика , он не проявлял никаких признаков разума, не умел говорить и ходил на четвереньках. Прошло много времени, пока мальчик смог научиться понимать людскую речь и разговаривать [9 С. 298]. Из этого следует, что помимо доказательств того, что задатки не предопределяют того как и когда образовываются способности, со всей очевидностью можно утверждать, что различные способности определяются окружающей средой [9 С.546]. «Социальная ситуация развития» - понятие, которое является основой всех теорий многих отечественных психологов, среди которых имя Л.С. Выготского выделяется особо [7 С. 244-268]. Но помимо влияния среды на ребенка также влияет учитель. Именно учитель создает, те условия, в которых у ребенка развиваются способности. Но что для этого он делает и как создаются эти особые условия? На этот вопрос мы нашли ответ в работах таких ученых как Каптерева П.Ф., Леонтьева А.Н., Левитова Н.Д. и других.
Информация о работе Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка