Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе влияния личностных качеств руководителей школы на стиль управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
• составление перечня качеств личности, т.е. психологического портрета современного руководителя; определение влияния личностных качеств руководителя на стиль управления;
• диагностика личностных качеств руководителей школ и их заместителей; определение стиля управления педагогическим коллективом; исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления;
• составление программы совершенствования личностных качеств руководителей.
Введение …………………………………………………………………………......3
1. Стили управления персоналом как отражение личностных качеств руководителя ………………………………………………………………………...5
1.1.Психологический портрет современного руководителя ……………………..5
1.2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления ……….13
1.3. Методы управления …………………………………………………………...16
2. Исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления ……………………………...…….20
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности …………………………………………………………………....20
2.2.Мероприятия по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом ………32
Заключение …………………………………………………………………………35
Список использованной литературы ……………………………………………36
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Стили управления
персоналом как отражение
личностных качеств руководителя
………………………………………………………………………...
1.1.Психологический портрет современного руководителя ……………………..5
1.2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления ……….13
1.3. Методы управления …………………………………………………………...16
2. Исследование влияния
личностных особенностей руководителей
школ № 13 и 14 г. Полевского
на стиль управления …………………………….
2.1. Диагностика личностных
качеств руководителей и
2.2.Мероприятия по
развитию личностных качеств
руководителей и повышению
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………………36
Введение
Актуальность данной работы
заключается в том, что в ней
делается акцент на значении индивидуальных
особенностей руководителя, обеспечивающих
ему эффективность
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса сегодня составляет культуру управления.
В литературе освещены различные аспекты профессиональной деятельности руководителя. Проанализированы и описаны условия и факторы, способствующие и препятствующие профессиональному и личностному развитию кадров управления (В.В.Петрусинский); определены факторы, влияющие на карьерный рост управленцев (С.А.Анисимов, Р.Л.Кричевский).
Описаны профессионально важные качества, необходимые для труда кадров управления (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Ю.В. Синягин, С.И. Съедин, Е.А.Яблокова).
При этом мало освещенной остается тема динамики личностных качеств руководителя (например, в зависимости от стиля руководства).
Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый П.И, Сластенин В.А., Рогов Е.И, Конаржевский Ю.А.
Анализ литературы, касающейся вопросов управления школой, изучение опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено личности директора образовательного учреждения, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые предъявляет к нему современное интенсивно меняющееся общество.
Выбранная тема актуальна,
так как рассматривает
Цель работы заключается в анализе влияния личностных качеств руководителей школы на стиль управления педагогическим коллективом.
Объектом исследования является стиль управления педагогическим коллективом, предметом – личностные качества руководителей и их влияние на стиль управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1.Психологический портрет современного руководителя
На предприятиях, в фирмах, учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет[10].
В данной работе будут рассматриваться такие составляющие психологического портрета личности руководителя как: личностные качества руководителя, требования, предъявляемые к личностным качествам, стили управления персоналом.
К личностным чертам руководителя относят: стрессоустойчивость, способность доминировать, стремление к победе, уверенность в себе, креативность, эмоциональную уравновешенность, ответственность, предприимчивость, надежность, независимость, общительность.
Охарактеризуем некоторые из названных черт. Под способностью доминировать понимается умение руководителя влиять на подчиненных [10].
Важной чертой личности руководителя считается его независимость. Она предполагает наличие собственной точки зрения на возникающие проблемы, однако не исключает учета мнений своих консультантов, коллег, подчиненных.
Р.Л. Кричевским выделены психологические характеристики управленческих работников, обуславливающие эффективность выполнения профессиональной деятельности. К их числу относятся [7]: 1) профессиональная компетентность; 2) высокий уровень развития аналитических способностей; 3) умение творчески реализовать накопленный ранее опыт применительно к новым ситуациям профессиональной деятельности; 4) широта подхода к возникающим проблемам, долгосрочное предвидение; 5) высокий уровень развития специальных способностей, связанных с управленческой деятельностью; 6) высокое развитие внутренней мотивации к профессиональной деятельности; 7) высокий уровень развития социального интеллекта как способности приникать в личность партера по взаимодействию; 8) высокий уровень развития таких личностных черт, как уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, ответственность и надежность, креативность, инициативность, решительность; 9) широкое использование элементов и приемов управленческого стиля; 10) выраженная психологическая готовность к упорной работе, непрерывной учебе и самосовершенствованию.
Одно из психологических качеств руководителя - его мышление [5]. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить: 1) проблемно и перспективно; 2) системно; 3) практически и обоснованно; 4) неконсервативно, нешаблонно; 5) оперативно; 6) последовательно и целеустремленно; 7) самокритично.
Важным профессиональным качеством руководителя является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от эмоциональных оценок.
Многочисленные исследованиями,
Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. В работах, посвящённых изучению личности руководителя, отмечается, что нельзя говорить подробно о качествах личности руководителя вообще, т.е. в отрыве от конкретного содержания его деятельности и сопутствующих ей факторов.
При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации.
Эффективное управление школьным
образовательным учреждением
Каждый руководитель в
управленческой деятельности выполняет
служебные обязанности в
Стиль руководства выражается
в том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к
Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами ценится столь высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя — это динамический» и что «умение руководить — это умение менять стиль руководства».
Стиль руководства — это почерк руководителя, и выражается он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Не случайно современная управленческая наука много внимания уделяет совершенствованию именно стиля руководства. Еще в 40-е годы К.Левиным была предложена широко известная в наше время классификация стилей управления: авторитарный, демократический и либеральный. В этой классификации стили руководства различаются по тому, как руководитель включает подчиненных в процесс принятия решений.
Различают авторитарный (или единоличный), демократический (или коллегиальный) и либеральный (или разрешительный) стили руководства. В данном контексте эти термины обозначают особенности выполнения руководителем своих обязанностей при руководстве коллективом в рамках предоставленных ему полномочий [5].
Руководитель с авторитарным
стилем всегда принимает решение
сам, не советуясь с подчиненными,
навязывая им свою волю и не давая
возможности проявить инициативу. Для
него идеальны только такие отношения
с подчиненными, при которых они
безоговорочно принимают к
Содержательная сторона
авторитарного стиля
— четко планирует предстоящую деятельность, требует неукоснительного того же от подчиненных. Любит планировать все до мелочей письменно. Часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги;
— проявляя сам разумную инициативу, в то же время пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым;
— склонен иметь трудности в общении с людьми. Очень часто сам бывает инициатором конфликтной ситуации.
При авторитарном (единоличном) стиле руководитель замыкает все связи на себе, а своим подчиненным предоставляет лишь минимум информации.
Достоинством авторитарного стиля руководства является централизация воздействий на коллектив. Главный недостаток такого руководства - возможная неудовлетворенность сотрудников, которые могут прийти к выводу, что их творческие силы не находят должного применения.
Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает административными методами навязывать свою волю подчиненным, прибегая к групповой дискуссии и стимулируя их активность при принятии решений. Наиболее полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля.
Информация о работе Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления