Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе влияния личностных качеств руководителей школы на стиль управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
• составление перечня качеств личности, т.е. психологического портрета современного руководителя; определение влияния личностных качеств руководителя на стиль управления;
• диагностика личностных качеств руководителей школ и их заместителей; определение стиля управления педагогическим коллективом; исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления;
• составление программы совершенствования личностных качеств руководителей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………......3
1. Стили управления персоналом как отражение личностных качеств руководителя ………………………………………………………………………...5
1.1.Психологический портрет современного руководителя ……………………..5
1.2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления ……….13
1.3. Методы управления …………………………………………………………...16
2. Исследование влияния личностных особенностей руководителей школ № 13 и 14 г. Полевского на стиль управления ……………………………...…….20
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности …………………………………………………………………....20
2.2.Мероприятия по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом ………32
Заключение …………………………………………………………………………35
Список использованной литературы ……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

влияние личностных особ-ей руководителя на стиль управленеия= курсовая Владимиру.docx

— 168.67 Кб (Скачать файл)

Однако необходимо помнить, что групповые механизмы принятия решений могут вести к коллективной безответственности. Быть демократичным  руководителем чрезвычайно трудно. Чтобы успешно применять в  конкретной ситуации к конкретному  человеку верный метод воздействия, руководитель должен иметь глубокие знания по психологии и управлению. Он должен обладать высокой эмоциональной  устойчивостью, способностью гибкого  поведения.

Содержательная сторона  демократического стиля характеризуется  следующим:

— всегда имеет четкий перспективный  план как своих действий, так и действий подчиненных, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;

— способен критически осмысливать как свои действия, так и действия подчиненных, не пресекает критику, способен к самокритике;

— никогда не бывает сам  инициатором конфликтных ситуаций. Умеет «погасить» зарождающийся  конфликт в зародыше;

— пользуется истинным неформальным авторитетом.

Эффективность демократического стиля управления зависит от коммуникативной  компетентности руководителя, от временных  ресурсов для разрешения проблемы, от сочетаний знаний и опыта.

Преимущества демократического стиля руководства  -  благоприятные  условия для инициативы сотрудников и их удовлетворенность работой.

Недостатки коллегиального стиля -  он непригоден в ситуациях,  когда нет времени для  дискуссий  и обсуждений, когда требуется быстрое единоличное решение [5].

Выделяют также либеральный  стиль руководства, который характеризуется  минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Руководитель выступает в данном случае в роли посредника при осуществлении контактов  между своим и другими коллективами, обеспечивает подчиненных информацией  и материалами, необходимыми для  выполнения работы.

Руководитель с либеральным  стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений  подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую  функцию. Занимаясь внешними связями, он считает, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на свой коллектив. Он готов принять  решение, предложенное коллективом, даже если оно не совпадает с его собственным. Либеральный руководитель стремится наладить со своими подчиненными хорошие творческие отношения. Недостаток либерального стиля — в очень близкой дистанции со своими подчиненными, и это является ограничением для использования других методов руководства. Подобный стиль часто называют попустительским, так как методы, применяемые руководителем, оказываются неэффективными при решении ряда задач. Часто при либеральном стиле руководства коллектив не стремится к развитию, распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой из которых выдвигается свой лидер, стремящийся использовать в своих целях власть, добровольно отданную официальным руководителем.

Содержательная сторона  либерального стиля характеризуется  следующим:

— никогда не имеет четкого  плана действий, предпочитает работать «на авось»;

— полностью безынициативен на работе, стремится уйти от малейшей ответственности;

— легко общается с людьми. Стремится ни с кем не потерять отношения. Не выступает с открытой критикой.

Либеральный стиль руководства  может использоваться только в тех  случаях, когда цели и работа подчиненных  имеет индивидуализированный творческий характер. Либеральный тип руководства  чаще применим в научно-исследовательских  коллективах,  где  требуется  высокая творческая активность и значительная самостоятельность.

Главную роль в эффективном  протекании управленческого процесса играет руководитель.

Руководитель - это лицо, наделённое правом принятия решений  и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.

Деятельность современного руководителя является многоплановой. Она соединяет деятельность по определению  основных целей организации и её подразделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчинённых, выполнение определённых функций как по отношению к подчинённым и организации в целом, так и по отношению к выше стоящим органам.

Наилучшим можно считать  руководителя, сочетающего в себе эмоциональные, деловые и информационные качества.

Таким образом, руководитель, обладающий способностью эффективно общаться, является наиболее предпочитаемым подчиненными, а значит, более успешным управленцем.

Среди личностных качеств, необходимых  руководителю, многие авторы выделяют способность доминировать, стремление к победе, уверенность в себе, креативность, эмоциональную уравновешенность, ответственность, предприимчивость, надежность и т.д.

Из основных стилей руководства, рассмотренных в данной работе, наиболее приемлемым считается демократический  стиль.

Опыт показывает, что стиль  работы во многих отношениях сказывается  постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с  подчиненными и воздействия на них  для решения задач управления. Становление стиля — сложный  процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени.

Знания и опыт играют большое значение. Успешность выбора у перечисленных выше стилей руководства обычно определяется тем, в какой степени руководитель учитывает готовность подчиненных к исполнению его решения, традиций коллектива, свои собственные возможности.

В реальной практике руководства  проявляется так называемый «смешанный стиль», который характеризуется  сочетанием двух каких-либо стилей. Таким  образом, имея практически три основных стиля руководства, мы реально наблюдаем  довольно большое разнообразие.

Переход к ситуативному управлению школьным образовательным учреждением  по результатам означает грамотное  использование всех стилей в зависимости  от конкретной ситуации, обстоятельств. Ни один из стилей не может быть призван ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Все зависит от результатов управления.

Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего  богатства характеристик руководителей, о чем свидетельствует отечественная  и зарубежная литература. Вместе с  тем каждый истинный руководитель, обладает индивидуальными качествами. Умение руководителя действовать сообразно  ситуации, предвидеть успех или неудачу начинаемого дела, понимать потребности и возможности своих подчиненных, использовать ту тактику и управленческую политику, которая приемлема именно в данной ситуации – вот основные качества руководителя, способного наладить эффективный производственный процесс на любом предприятии.

 

1.2.  Влияние  личностных качеств руководителя  на стиль управления

В стиле руководителя проявляются  его личные качества. Ведь личность характеризуется не только тем, что  она делает, но и тем, как она  это делает. И если круг обязанностей руководителя предписывается должностной  инструкцией, то этого нельзя утверждать относительно того, как их следует  исполнять: стиль работы неизбежно  носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.

На становление стиля  оказывают влияние интеллект, общая  культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера  и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способность  вести за собой коллектив и  вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются — непосредственно или опосредованно — на степени удовлетворенности трудом и мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений.

Следовательно, в стиле  работы следует различать, с одной  стороны, его общую объективную  основу, а с другой стороны, свойственные данному руководителю способы и  приемы осуществления управленческих функций.

Основными факторами, определяющими  стиль руководства, можно считать:

— требования, сформированные в квалификационной характеристике руководителя;

— специфика педагогической системы — ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя;

— окружающая среда —  формы организации труда, обеспеченность материальными и кадровыми ресурсами и т.п.;

— особенности руководимого коллектива — его структура и  уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его  традиций и ценностных ориентаций.

Стиль работы — это далеко не только личное дело руководителя, поскольку  он так или иначе сказывается на всех сторонах деятельности учреждения.

Стиль представляет собой  социальное явление, ибо, во-первых, в  нем отражаются мировоззрение и  убеждения руководителя, во-вторых, он во многом, нередко в решающей степени, предопределяет результаты деятельности системы. Можно привести немало примеров того, как руководитель, обладающий прогрессивным стилем руководства, возглавив отстающий коллектив, постепенно его преобразовывает, пробуждает в нем творческие силы и энергию, позволяющие выйти в конечном итоге в число передовых.

Профессиональная компетентность руководителя предполагает наличие  у него определенных умений. Попытаемся перечислить некоторые умения, выполнение которых, на наш взгляд, дает положительные  результаты в управлении педагогическим коллективом.

I. Профессиональные умения.

1. Соблюдает профессиональную этику.

2. Держит слово и выполняет обещания.

3. Проектирует желаемый профессиональный имидж.

4. Защищает конфиденциальную информацию.

5. Выполняет политику  округа и педагогические правила.

6. Знающий и современный в своей области.

7. Восприимчив к новым идеям и изменениям.

8. Проявляет справедливость и объективность.

9. Постоянно информирован о развитии педагогической науки и передовой практики.

II. Организаторские умения.

1. Помогает другим успешно развиваться.

2. Имеет систему работы.

3. Работает по приоритетам, а не по кризисным ситуациям.

4. Разумно использует  время. 

5. Эффективно координирует  деятельность.

III. Умения в общении.

1. Всегда доступен, когда в нем нуждаются.

2. Общается ясно и просто.

3. Делится информацией своевременно.

4. Делится точной и новейшей информацией.

5. Открыт и честен с детьми.

6. Практикует двустороннее общение.

7. Дает людям знать, чего ожидать.

8. Постоянно информирует людей.

9. Проводит плодотворные совещания.

10. Говорит впечатляюще. 

11. Письменная речь точна, ясна, выразительна.

12. Слушает результативно. 

IV. Человеческие и общественные отношения руководителя.

1. Поддерживает хорошие отношения с коллегами.

2. Поддерживает хорошие  отношения с общественными организациями и населением микрорайона.

3. Действует в соответствии со своими убеждениями.

4. Проявляет новаторство и творчество.

5. Оказывает поддержку  и помощь, когда необходимо.

6. В своих взглядах  является сторонником деятельного подхода.

7. Эффективно управляет конфликтами.

8. Успешно справляется с напряженными нагрузками.

9. Успешно адаптируется  к новым и необычным ситуациям.

10. Проявляет инициативу.

11. Надежен — доводит дело до конца.

12. Управляет бюджетом  справедливо и эффективно.

 

1.3. Методы управления

Стиль руководства находится  в тесном отношении и взаимодействии с методом управления.

Метод управления принято трактовать как совокупность способов (приемов) целенаправленного воздействия руководителя на работников и трудовые коллективы, обеспечивающих координацию их действия. Важно подчеркнуть, что здесь метод — понятие вполне объективное, существующее вне и независимо от руководителя, обусловливаемое достигнутым уровнем учреждения.

В отличие от этого, стиль руководства хотя в основе своей также объективен, но все же опосредуется индивидуальными свойствами руководителя.

Приказ, распоряжение, просьба  руководителя, совет, предложения, личный пример, методическая помощь, создание общественного мнения в коллективе, наказание, материальное стимулирование, призыв к долгу, гнев, одобрение и  т.п. — все это многочисленные методы, приемы, средства управления, из которых складывается стиль руководства.

В наиболее общем виде метод  — это способ достижения цели. Поскольку  слово «метод» своими истоками восходит к понятию «деятельность», то та или иная деятельность по достижению управленческих задач может рассматриваться  как метод управления.

При всем многообразии методов  управления все они не  универсальны, имеют сильные и слабые стороны. Их нельзя оценивать вне конкретных условий.

Выбор оптимального сочетания  и соотношения различных методов  и средств управления представляет собой аналитико-психологический творческий акт.

М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предлагает при выборе методов, средств, приемов управления учитывать группу следующих факторов [24]:

а) стратегические и тактические задачи;

б) особенности людей, в  отношении которых применяется  метод (управленческое воздействие);

в) возможность каждого  метода и последствия его применения;

г) меру в использовании тех или иных методов;

д) особенности ситуации, исчерпанность других средств;

е) наличие времени для  решения задачи именно выбранным комплексом средств управления;

ж) морально-психологические, материальные и прочие условия;

з) возможности, умения подчиненных;

и) традиции, привычки данного  коллектива, его приученность к тому или иному стилю управления.

Информация о работе Влияние личностных особенностей руководителя на стиль управления