Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения.Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.Коммуникации в педагогическом процессе.
$1.Коммуникации: понятие и основные подходы в
психологии.
$2.Виды педагогических коммуникаций.
$3.Специфика общения в музыкально-педагогическом
процессе.
ГЛАВА II.Младший школьник: индивидуальность и ее
развитие.
$1.Возрастные особенности младших школьников.
$2.Возрастные особенности в восприятии вербальных
и невербальных средств взаимодействия.
$3.Развитие индивидуальности младшего школьника
на уроках художественно-эстетического цикла
(музыки).
ГЛАВА III.Организация и методики исследования.
ГЛАВА IV.Особенности личностных свойств и межличностных
отношений младших школьников, их связь с особенностями
коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
ГЛАВА V.Психолого-педагогические рекомендации.
ВЫВОДЫ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
-тревожности, озабоченности, полный мрачных мыслей (фактор О) - отрицательной связью, то есть, решительный, непринужденный ребенок - безмятежный, спокойный и оптимистичный;
8)показатель чувствительности, нежности (фактор I) связан с :
-высоким самоконтролем (фактор Q3), то есть нежный ребенок лучше умеет осуществлять самоконтроль.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, анализ корреляционных связей показал, что наибольшая нагрузка “падает” на фактор D (нетерпеливый, активный, легко возбудимый), который имеет 3 связи; а также на фактор G (добросовестный, исполнительный, ответственный), который имеет 4 связи; то есть, нетерпеливые, легко возбудимые дети в данном классе имеют высокую степень сформированности интеллектуальных функций, они, зачастую, бывают безответственны и имеют низкий самоконтроль, что, вероятно, связано с особенностями младшего школьного возраста; вместе с тем, добросовестные, исполнительные ребята более уверены в себе, спокойны, более чувствительны и зависимы от окружающих, также они более невозмутимы, расслаблены, флегматичны и сдержанны.
КРОМЕ ТОГО, была рассмотрена взаимосвязь личностных свойств с социальным статусом детей (учебный статус и эмоциональный статус). Результаты исследования представлены на рис.2 и рис.3.
ВЫЯВЛЕНА ВЗАИМОСВЯЗЬ эмоционального статуса учащихся с их учебным статусом и показателями: социально-смелый, непринужденный, решительный (фактор Н).
Особое внимание следует обратить на выделенную взаимосвязь эмоционального и учебного статуса. Вероятно, это характеризует специфическое для учащихся младших классов
единство в межличностном восприятии академической успеваемости и межличностных эмоциональных личных отношениях, что, скорее всего,будет рассогласовано в подростковом возрасте. Учебный статус связан с показателями:
-открытость, доброжелательность, общительность (фактор А);
-уверенность в себе, стабильность (фактор С);
-доминантность, независимость (фактор Е);
-социальная смелость, непринужденность (фактор Н);
-тревожность, озабоченность (фактор О) - отрицательная связь;
-эмоциональный статус.
Интересным представляется выделенный симптомокомплекс личностных свойств, взаимосвязанный с учебным статусом.
Его отличает внутренняя гармоничность, целостность, взаимодополняемость выделенных личностных качеств.
Например, общительность и доброжелательность (фактор А) напрямую связаны с социальной смелостью и непринужденностью (фактор Н),и в то же время, гармонично сочетаются с уверенностью в себе, стабильностью (фактор С),а доминантность и независимость (фактор Е) придают всей вышеуказанной характеристике логическую завершенность.
Особое внимание хочется обратить на выделенную отрицательную взаимосвязь с тревожностью; что, с одной стороны, весьма логично сочетается с другими выделенными личностными свойствами, то есть, общительные и уверенные в себе дети менее тревожны; с другой стороны, выделенная взаимосвязь противоречит взаимосвязи проведенных ранее психологических исследований /1/, а именно, в ряде случаев высокая тревожность имеет положительную взаимосвязь с учебным статусом, поскольку тревожные дети более добросовестны, ответственны, аккуратны, внимательны, что определяет их наиболее тщательную подготовку к занятиям, лучшую усваиваемость материала на уроке и хорошее поведение.
Выявленная же отрицательная взаимосвязь является характеристикой данного класса.
Особо следует отметить отсутствие значимых взаимосвязей фактора В (высокая степень сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний) с учебным статусом. Для объяснения данного факта, вероятно, требуются дополнительные психологические исследования.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, проведенный анализ, по сути, позволяет выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.
Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в педагогическом “репертуаре” учителя, был использован ряд методик (см. главу 3).
По методике социально-коммуникативной компетентности получены следующие результаты:
СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть) 8
НН (нетерпеливость к неопределенности) 8
К (чрезмерное стремление к конформности) 3
ССР (повышенное стремление к статусному
ИН (ориентация на избегание неудач) 5
ФН (фрустрационная нетолерантность) 15
Наибольшее отклонение от средних величин выявлено по показателям : К (чрезмерное стремление к конформности),
ИН (ориентация на избегание неудач), ФН (фрустрационная нетолерантность).
Фрустрационная нетолерантность. Высокое значение по данному показателю указывает на эмоциональный дискомфорт, депревацию, фрустрированность в коммуникативной сфере; при этом проявляется недостаточная способность к приятию социально-коммуникативных ситуаций.
Низкое значение по показателю ИН (ориентация на избегание неудач) свидетельствует о возможной тенденции преподавателя в своей музыкально-педагогической деятельности ориентироваться на постановку максимальных целей, задач в работе и их достижение, а не на выбор некоего оптимального варианта в работе, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач.
Низкое значение по показателю К (чрезмерное стремление к конформности) может свидетельствовать о неподатливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Показатели СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть), НН (нетерпеливость к неопределенности), ССР (повышенное стремление к статусному росту) - имеют тенденцию к низкой выраженности.
Так, заниженное значение показателя НН (нетерпеливость к неопределенности) свидетельствует о достаточной терпимости к неопределенности, об определенной творческости данного педагога, поскольку ощущение комфорта в деятельности свойственно, скорее, для творческих, инициативных людей. Также низкое значение показателя СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть) может означать социально-коммуникативную гармоничность, умение преподнести свое мнение и выслушать чужое. А низкое значение показателя ССР (повышенное стремление к статусному росту) свидетельствует о том, что данный показатель не является самоцелью в работе, но и не отвергается полностью, что может также говорить о присутствии творчества, энтузиазма, увлеченности.
Также особенности педагогических коммуникаций изучались по методике Фландерса. Использование данной методики позволяет проанализировать основные виды педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный).
Анализ с использованием видеозаписи 3-х уроков музыки, где было выделено 203 педагогических коммуникации, показал, что наиболее ярко представлены: пункт 2 (одобряет действия ученика, его поведение), пункт 4 (задает вопросы, основанные на своих идеях с целью получить ответ), пункт 8 (ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена).
Среднюю выраженность имеют: пункт 3 ( развивает идеи, предложенные учеником), пункт 5 (объяснение, развитие собственных идей), пункт 9 (выражение собственных идей ученика, вопросов, предложений. Свободное развитие собственных мыслей).
Фактически не представленными являются пункт 1 (принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере), пункт 7 ( критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика), пункт 10 (молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, наибольшую выраженность имеет доброжалательное, активное, диалогичное взаимодействие учителя с детьми;
среднюю выраженность имеет также активное, инициативное общение на уроке музыки;
низкую выраженность имеет конфликтное, в повышенном тоне, пассивное взаимодействие педагога с детьми.
ПОЭТОМУ, из вышесказанного видно, что характерным для данного педагога является доброжелательное, в то же время очень активное, инициативное, диалогичное общение с ребятами.
Качественный анализ невербальных компонентов в работе преподавателя сделан также на основе видеозаписи 3-х уроков музыки.
1.Дистанция (организация рабочего пространства) - на уровне диалога (0.5 - 1.2 м) и социального расстояния (1.2 - 3.7 м). Во время урока учитель много двигается по классу, часто подходит близко к детям, стараясь сократить дистанцию. Но иногда расстояние увеличивается, это происходит во время разучивании песни или исполнении музыки на инструменте; а также, когда учитель пишет что-нибудь на доске.
Микровывод: организация рабочего пространства зависит от форм работ на уроке, требуемых нахождения учителя за инструментом или у доски, а в целом наиболее характерным является расстояние на уровне диалога (0.5 - 1.2 м), что обеспечивает довольно тесный и весьма доброжелательный контакт.
2. Позы. Зафиксированы следующие:
-стоит с опорой на ученический стол;
-руки заложены за спину;
-ладонь запущена в волосы;
-рука согнута в локтевом суставе;
-ладонь поддерживает подбородок;
-руки скрещены на груди (крайне редко).
Микровывод: позы “стоит с опорой на ученический стол ” и “руки заложены за спину” могут восприниматься как некая эмоциональная дистанция; а позы “ладонь запущена в волосы” и “ладонь поддерживает подбородок” - могут трактоваться как акцент говорящего на своих мыслях, чувствах, своем внутреннем состоянии (что, кстати, является вполне уместным, так как специфика искусства, в данном случае, музыки, предполагает именно “уход в себя”). (Говоря о предполагаемых трактовках невербального поведения, нужно всегда помнить о том, что нет универсального “переводчика”, всегда следует учитывать контекст коммуникаций, состояние человека, внешние факторы - об этом см. главу 1). Таким образом, практически все отмеченные выше позы связаны с использованием рук; если вспомнить о том, что положение рук человека естественнее и удобнее в согнутом, нежели вытянутом состоянии (об этом см. главу 1), то возможна трактовка всех зафиксированных поз как модификации положения “руки согнуты”.
3. Жесты и телодвижения. Зафиксированы:
-взмах рукой;
-покачивание головой в такт высказывания;
-грозит пальцем;
-руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории;
-прохаживание перед аудиторией;
-волнообразные движения руки;
-телодвижения в такт высказывания, в такт музыке;
-покачивание головой в знак одобрения;
-“палец ко рту” (“тише”);
-покачивание головой (“нет”);
-иллюстративные жесты;
-дирижерские жесты;
-жесты-“сорняки” практически отсутствуют;
-прикосновение (используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины).
Микровывод. Возможна следующая трактовка некоторых жестов: “руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории”, “покачивание головой в знак одобрения” - открытость, приятие. В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на музыку, а также как средства для нормализации дисциплины и в целом создают благоприятную картину (см.о прикосновении главу 1).
4.Мимика. Для данного педагога характерны мимические движения:
-глаза широко раскрыты;
-веки прищурены;
-частое моргание;
-сморщивает лоб;
-сдвигает брови;
-улыбка;
-иллюстративная;
-вопросительная;
-интенсивный визуальный контакт.
Микровывод:в целом мимика небогатая (хотя музыка подразумевает эмоциональность, стало быть, богатую мимику!), но улавливается положительный, добрый настрой, и, конечно, велика роль визуального контакта, когда каждый ребенок ощущает себя не зрителем происходящих событий, но участником.
5. Интонация. Характерна:
-тембр голоса высокий, мягкий;
-вопросительная;
-доброжелательная;
-одобрительная;
-повышение интонации происходит во время разучивания песни, а также в моменты урока, когда дети начинают шуметь.
Микровывод: из вышесказанного видно, что также, как и мимика, интонация способствует доброжелательному настрою.
6.Различия невербального поведения во время обычной работы и работы с музыкой. Во время работы с музыкой:
-мимика становится богаче;
-появляется больше иллюстративных жестов;
-происходит увеличение дистанции;
-повышается интонация голоса;
-увеличивается количество движений руками (в основном, в такт речи);
-появляются дирижерские жесты.
Микровывод: во время работы педагога с музыкой усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального “текста” (то есть музыки).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, в целом, анализ невербального поведения педагога на уроке музыки показал, что учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью на музыку преподносит им знания; используются умело прикосновения и улыбка, - как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения. Очень часто конфликтогенное слово “нет” заменяется покачиванием головы, а фразы типа “тише!”, ”замолчите!” успешно вытесняются жестом “палец ко рту”. Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов.
Сопоставление анализа невербального поведения педагога и результатов методики Фландерса.
1.По методике Фландерса выделено 203 педагогических коммуникации, - анализ невербального поведения также говорит о большой роли невербальных компонентов во взаимодействии;
2. в методике Фландерса ярко представлены следующие характеристики:
-одобряет действия ученика, его поведение (пункт 2); на невербальном уровне это выражается: в одобрительном покачивании головой, активных, но ненавязчивых прикосновениях, улыбке, одобрительной интонации, поднятых кверху ладонях;
- задает вопросы, основанные на своих идеях, с целью получить ответ (пункт 4); невербальное поведение подтверждает это, так как вопросы задаются в доброжелательном тоне, часто иллюстрируясь жестами;