Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения.Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.Коммуникации в педагогическом процессе.
$1.Коммуникации: понятие и основные подходы в
психологии.
$2.Виды педагогических коммуникаций.
$3.Специфика общения в музыкально-педагогическом
процессе.
ГЛАВА II.Младший школьник: индивидуальность и ее
развитие.
$1.Возрастные особенности младших школьников.
$2.Возрастные особенности в восприятии вербальных
и невербальных средств взаимодействия.
$3.Развитие индивидуальности младшего школьника
на уроках художественно-эстетического цикла
(музыки).
ГЛАВА III.Организация и методики исследования.
ГЛАВА IV.Особенности личностных свойств и межличностных
отношений младших школьников, их связь с особенностями
коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
ГЛАВА V.Психолого-педагогические рекомендации.
ВЫВОДЫ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
40. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное издательство, 1 991.
41. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. 1995 N 1.
| Рус яз. | Мат | физра | чтение | музыка | ест/зн | ритмик | тру д | изо | этикет | геогр |
1 | 4 | 14 | 16 | 6 | 8 | 5 | 17 | 13 | 14 | 14 | 4 |
9 | 5 | 5 | 3 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 2 | 6 |
8 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 |
7 | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 | 3 |
| 1 | 1 | 3 | 2 |
6 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 |
| 2 |
| 1 | 2 |
5 | 5 | 1 |
| 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 |
4 | 3 |
| 1 | 2 | 2 | 3 |
|
| 2 |
| 1 |
3 |
|
| 1 |
| 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
Бланк рейтинговой оценки.
1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере. |
11 |
2. Одобряет действия или поведение ученика.
|
43 |
3. Развивает идеи, предложенные учеником. |
20 |
4. Задает вопросы,основанные на своих идеях с целью получить ответ от ученика. |
34 |
5. Объяснение, развитие собственных идей. |
17 |
6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик. |
6 |
7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, апелляция к авторитету ученика. |
0 |
8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена. |
49 |
9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей. |
22 |
10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникации во время которых непонятен наблюдателю. |
1 |
Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса.
Ф.И.ребенка | A | B | C | D | E | F | G | H | I | O | Q | Q | S |
| S |
|
1. Ганцевая | 2 | 6 | 2 | 8 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 9 | 3 | 9 | - | 1 |
| 5 |
2. Сухоносова | 9 | 8 | 1 | - | 2 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 7 | 2 |
| 4 |
| 2 |
3. Лаптев | 6 | 4 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | 3 | 8 | 7 | 8 | 6 |
| 1 |
| 3 |
4. Лыскова | - | 3 | 1 | 4 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 7 | 2 | 8 |
| 3 |
| 1 |
5. Скороспешкин | 5 | 4 | 8 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 |
| 2 |
| 1 |
6. Бодерко | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 8 | 2 | 7 |
| 2 |
| 1 |
7. Михайлова | 9 | 7 | 8 | 6 | 7 | 7 | 5 | 9 | 5 | 3 | 6 | 6 |
| 1 |
| 1 |
8. Созина | 6 | 4 | 6 | 5 | 3 | 2 | 8 | 4 | 7 | 5 | 4 | 1 |
| 1 |
| 3 |
9. Плотников | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 6 | - | 5 | 5 | 6 | 7 | 6 |
| 2 |
| 2 |
10.Золотухина | 6 | 4 | 6 | 1 | 3 | 6 | 9 | 4 | 9 | 6 | 7 | 3 |
| 2 |
| 1 |
11.Зарубин | 7 | 4 | 3 | 4 | 5 | 8 | 4 | 6 | - | 4 | 5 | 6 | - | 1 | - | 1 |
12.Харченко | 6 | 5 | 4 | 7 | 4 | 5 | 5 | 4 | 7 | 2 | 3 | 5 |
| 1 |
| 3 |
13.Концева | 6 | 7 | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | 4 | 5 | 7 | 5 | 6 |
| 1 |
| 4 |
14.Шаврин | 7 | 3 | 1 | 8 | 4 | 6 | 2 | 5 | 2 | 8 | 2 | 6 |
| 1 |
| 2 |
15.Кузнецов С. | 7 | 5 | 5 | 3 | 2 | 6 | 6 | 7 | 5 | - | 6 | 2 |
| 4 |
| 4 |
16.Колчанова | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 7 | 8 | 5 | 6 |
| 1 |
| 2 |
17.Спешилова | 4 | 5 | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 6 | 8 | 7 | 7 |
| 2 |
| 1 |
18.Смирнов | 7 | 4 | 9 | - | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 2 | 7 | 8 |
| 1 |
| 5 |
19.Переладов | 4 | - | - | 9 | 4 | 4 | - | 3 | 1 | 5 | 3 | 7 |
| 1 |
| 2 |
20.Кузнецов А. | 8 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 7 | 6 | 9 | 3 | 9 | 5 |
| 2 |
| 2 |
21.Катаева | 3 | 3 | 7 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 8 |
| 2 |
| 3 |
22.Лалетина | 4 | 6 | 1 | 6 | 4 | 6 | 4 | 5 | 7 | 5 | 8 | 6 |
| 2 |
| 2 |
23.Иванов | 6 | 3 | 8 | 2 | 1 | 3 | 6 | 6 | 5 | 6 | 9 | 8 |
| 2 |
| 4 |
24.Есюнина | 6 | 5 | 1 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 1 | 8 | 7 | 8 | - | 1 | - | 1 |
Учитель музыки |
|
|
|
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 |
| 8 | 8 | 3 | 1 | 5 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| 0 |
|
| 1 |
Матрица данных личностных свойств
и социального статуса учащихся 2 класса.
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКИ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
БАТАЛОВА А.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОММУНИКАЦИЙ С РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломная работа
Научный руководитель:
доцент, кандидат
психологических наук
ПОРОШИНА Т.И.
ПЕРМЬ 1998
Общая характеристика программы по музыке “Музыкальное искусство”. 1 класс. Авторы: Гладунцова М.А.,
Замятина И.А., Школяр В.А., Школяр Л.В.
Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данной программы является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства, освоение которого должно стать свободным от идеологических штампов, от превращения музыки из средства, обслуживающего “воспитательные мероприятия”, в полноценное музыкальное искусство, помогающее ребенку познать мир и самого себя в этом мире.
Специфика музыкальных знаний в начальной школе заключается в овладении учащимися общими способами постижения музыкального искусства, что может быть выражено в конкретной педагогической формуле: “научиться учиться искусству; самому учиться у искусства”.
В качестве “ядра” содержания курса, несомненно, должна выступить музыкальная классика, отражающая “вечные” проблемы жизни, волнующие людей во все времена - те общечеловеческие ценности, которые поднимают вопросы смысла жизни, существования человека на земле; и которая рассматривает их в русле самых высоких эстетических и нравственных категорий.
Считая, что концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского в настоящее время остается наиболее прогрессивной и научной и что, пожалуй, она одна по-настоящему обеспечивает развертывание преподавания музыки как живого образного искусства, авторы программы принципиально сохранили ее тематизм в своей программе.
ВЫВОДЫ.
1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования; в библиографическом списке представлено 41 наименование.
2. Изучены особенности вербальной и невербальной коммуникаций учителя музыки, в результате анализа которых выявлено, что характерным для данного педагога является доброжелательное, очень активное, инициативное диалогичное общение с детьми.
3. Изучены и проанализированы особенности индивидуальности младших школьников, что позволило выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.
4. Рассмотрено влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки; таким образом, гипотеза:
1-е предположение подтвердилось;
2-е предположение выявлено на уровне тенденции и требует дополнительного психологического исследования.
5. Данное исследование позволило разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога с учащимися.
ГЛАВА V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении. Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем:
Р расширять педагогическую компетентность путем теоретической проработки материала;
Р возможно проведение тренинга невербальной педагогической коммуникации;
с целью расширения диапазона коммуникативного взаимодействия и повышения уровня педагогической интуиции, важной для развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки (см. библиографический список, NN 2, 5, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 26, 29, 31, 38, 39, 40, 41).
2. Музыка как вид искусства требует от человека эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, внутреннего “проживания” музыкального текста, то есть того, что вербально (словами) передать бывает очень непросто. Поэтому, расширяя свой репертуар в плане невербального взаимодействия, одновременно следует:
Р совершенствовать вербальный компонент путем расширения своего лексического запаса.
3. На основании результатов, полученных при корреляционном анализе теста-вопросника Р.Кетелла,
Р особое внимание педагогам следует уделить формированию произвольности, саморегуляции, а также формированию отношений к социальным нормам и ответственности.
4. Выявленная взаимосвязь эмоционального и учебного ста туса во-первых, подтверждает возрастные закономерности младших школьников, а во-вторых,
Р открывают возможности для построения гармоничных межличностных отношений в классе как через направленную работу в эмоциональной, межличностной, так и в учебной деятельности. При этом уроки музыки, в отличие от других учебных дисциплин, имеют значительно большее поле для учебно-воспитательной работы
(иными словами, поднимая эмоциональный статус средствами музыки, повышается и статус учебный).