Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тенденцией к гуманизации в образовании, объявлением главной ценностью образовательного процесса личность студента и ее гармоничное развитие. Психологическая комфортность студентов является важным фактором, влияющим на эффективность учебной деятельности. В этой связи встает необходимость в формировании такой учебной среды, которая поможет студенту в достижении оптимального интеллектуального развития, а так же сохранении его психического и физического здоровья. Саморазвитие личности происходит чаще всего под влиянием как внутренних, так и внешних условий, которые сложились в высшем образовательном учреждении. Кроме того, комфортная учебная деятельность, формируя положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

При доминировании симпатической  нервной системы дальнейшее увеличение ее активации, которой способствуют красный и желтый, может привести к дистрессу, нарушению гомеостаза и поэтому чувствительность глаза к этим цветам снижается, они как бы не замечаются. Усиление же чувствительности к синему и зеленому оказывает тормозящее воздействие на симпатическую нервную систему и способствует восстановлению баланса. Также нежелательно и длительное превалирование парасимпатической нервной системы, т.к. это снижает готовность организма к активным действиям. Отсюда понятным становится улучшение чувствительности зрения к «активным» цветовым раздражителям, вызывающим повышение тонуса симпатической нервной системы. 
 
Это - общая схема взаимосвязи цветового зрения и вегетативной нервной системы, в рамках которой возможны определенные нюансы в зависимости от конкретных фаз в деятельности симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы, и индивидуальных особенностей реактивности вегетативной нервной системы. Так в исследованиях Н.К. Плишко[13] было показано, что для состояния функционального возбуждения нервной системы характерен более низкий порог (абсолютный) цветоразличения красного цвета в сравнении с зеленым и особенно синим. При функциональном торможении наблюдалось обратное соотношение порогов цветоразличения для данных цветов. 
 
Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов. 
 
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы. 
 
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью вегетативной нервной системы является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация парасимпатическая нервная система увеличивает «нужду» в белом цвете, а симпатическая нервная система — в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности. 
 
Как уже отмечалось, характер воздействия световой и цветовой среды на вегетативную нервную систему человека опосредуется ее индивидуальной реактивностью, как на протяжении суток, так и в течение более длительного времени. 
 
Взаимосвязь между цветоразличением и вегетативной нервной системы особенно наглядно проявляет себя в условиях дистресса. При дистрессе у испытуемых возрастает чувствительность к коротковолновой (синей) части спектра, а чувствительность к средней и длинноволновой (зеленому, желтому, красному) — снижается. В других работах этого же автора было установлено, что при кратковременном гравитационном стрессе наблюдаются разнонаправленные изменения чувствительности зрения к синему и желтому насыщенным и спектральным тонам. Если ненасыщенные цветовые тона (близкие к порогу различения цвета) при изменении действия силы тяжести (ускорение или невесомость) казались еще менее насыщенными или бесцветными, то насыщенные тона при тех же воздействиях казались более насыщенными и яркими. В условиях невесомости из насыщенных цветов самым ярким казался желтый, а при ускорении - синий цвет. 
 
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту. Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе. 
 

Воздействие цвета на центральную  нервную систему и психическую  деятельность человека

То, что цвет оказывает воздействие на деятельность центральной нервной системы, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой человека представляет более сложную картину. Если для вегетативной нервной системы цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для центральной нервной системы, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире. 
 
Благодаря определенным отделам центральной нервной системы, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность центральной нервной системы обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Е.Д. Хомская писала ,что специфические поражения центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, т.е. цветовой агнозии. Различают собственно цветовую агнозию и цветовую слепоту или дефекты цветоощущения. Собственно цветовая агнозия не исключает цветоощущения и правильного различения отдельных цветов. Но больные с цветовой агнозией неспособны, решать задачи по цветовой классификации, предметной отнесенности цвета. Например, они не могут сказать, какой цвет у апельсина, морковки. Цветовая агнозия имеет центральное происхождение. При цветовой слепоте наблюдается либо тотальное, либо парциальное отсутствие цветоразличения. Этот дефект может иметь как периферическое происхождение (поражения сетчатки), так и центральное, в частности, при поражении 17 поля затылочной коры головного мозга. Таким образом, воздействие цвета на центральную нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический информационный канал), а с другой — вегетативная нервная система (неспецифический энергетический канал)[15]. 
 
Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. В.Е. Демидов  писал, что у детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития[7]. 
 
Энергетическая сторона цветового воздействия на центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на центральную нервную систему. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.

 

Отношение к цвету в  процессе мышления

Цветовое воздействие  на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление. Речь не об информационной, а — энергетической стороне цветового воздействия, и тем самым, не о содержании мыслительного  процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках. С  этой точки зрения, мышление предстает  и перед самим субъектом мышления, и перед внешним наблюдателем (экспериментатором), не как последовательность целенаправленных ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п., а как  особого рода психическое напряжение, оканчивающееся в случае нахождения решения удовлетворяющей субъекта разрядкой. 
 
Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. 
 
К. Ауэр и Г. Фрилинг не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий [8]. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. 
 
В исследовании А.И. Берзницкаса было получено 8 цветовых профилей интеллектуальных эмоций, которые автор соотносит с основными фазами мыслительного процесса. Для таких эмоций как «догадка», «удивление», «уверенность» общим является выбор самых ярких и светлых цветов теста М. Люшера — красного и желтого. Реже всего с этими эмоциями испытуемые ассоциировали черный, серый и темно-синий. Вместе с тем, «сомнение» и «огорчение» связывались испытуемыми с серым, коричневым, черным и темно-синим. Интересным оказался цветовой профиль «понятно». Вслед за желтым и красным в ранговом ряду выборов испытуемые расположили черный цвет. Интерпретируя данный факт, А.И. Берзницкас указывает, что чувство понятного связано с эмоцией «приятно». Их взаимозависимость может быть выражена в виде инвертированной «U» образной кривой: наиболее понятно то, что максимально приятно или неприятно.[3]

В  исследованиях  Н.А. Густякова изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Неблагоприятным в этом плане был и первоначальный выбор преимущественно темных цветов. Однако у части испытуемых с подобным типом выбора было отмечено в процессе решения задачи изменение типа цветовых предпочтений на обратный (выбор в качестве симпатичных — ярких цветов), что оказалось диагностическим признаком успешного решения задачи. Нередко, в преддверии инсайта, испытуемые отдавали выраженное предпочтение красному и желтому. Отсутствие динамики в цветовых выборах являлось однозначным признаком неуспеха в решении предложенной задачи, независимо от начального варианта цветового предпочтения [8].

В этой связи представляет интерес вопрос о связи между  отношением к цвету и интеллектуальным уровнем человека. Как показывают результаты работ исследователей, применяющих  цветовой тест Люшера, для лиц с более низким образовательным индексом, менее культурных слоев общества характерным является предпочтение фиолетового цвета. Испытуемые, страдающие олигофренией, испытывают повышенной интерес к ярким цветам, их «любимое» сочетание — красный и фиолетовый. При интерпретации подобных результатов, обычно, ссылаются на незначительный уровень интеллектуального контроля эмоций, доминирование аффекта над интеллектом.  

Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.

Все цвета принято характеризовать  тремя показателями:

  1. Светлотой, измеряемой коэффициентом отражения р (отношение отраженного света к падающему на поверхность);
  2. Собственно цветом, измеряемым преобладающей в данном цвете длиной волны;
  3. Насыщенностью или чистотой цвета ( р – количество данного цвета в образце по отношению к чистому спектральному цвету)

Издавна принято располагать  по кругу цвета всех длин волн по порядку - от наиболее коротких (синих), до наиболее длинных (красных). Если выверить круг так, чтобы различия между цветами (или цветовые пороги), воспринимаемые глазом, были равны между собой, то на концах диаметров круга расположатся контрастные цвета, т.е. цвета с наибольшим различием. Различие между цветами может быть охарактеризовано количеством цветовых порогов или долями равнопорогового цветового круга.

Контрастные цвета так  же, как контрастные ахроматические тона (черный, белый), обладают свойством  как бы усиливать друг друга. Так, желтый цвет, расположенный рядом  с близким ему оранжевым, будет  казаться менее насыщенным, чем, тот  же желтый, расположенный рядом с  фиолетово-синим, белый тон будет  особенно светлым рядом с черным. Рядом черным по контрасту выигрывают в яркости и хроматические цвета.

К вопросам освещения и  цвета в интерьерах школ необходимо подходить, прежде всего, с точки зрения достижения оптимальных условий для зрительной работы. От освещения и цвета непосредственно зависят продуктивность занятий, состояние зрения и общее здоровье школьников и учителей.

 

При окраске классов и  других помещений, работа в которых  сопряжена с длительным напряжением  зрения, большое значение имеет выбор  цветовой гаммы. Оптимальными цветами  для отделки таких помещений  являются цвета средневолнового  участка спектра: зеленый, желтый, а  так же белый. Быстрее всего и  с наименьшим утомлением зрительная работа осуществляется при предварительной  адаптации к желтому, зеленому, белому.

Известно так же, что  цвета большой насыщенности раздражают и быстро утомляют зрение, поэтому  окраска класса должна быть выдержана  в теплых или холодных желтоватых и зеленоватых тонах слабой насыщенности или светло-серых. Более теплые или более холодные тона могут применяться в зависимости от ориентации классов: для южной ориентации - более холодные, для северной – более теплые. При выборе цвета для окраски больших поверхностей (стен, пола) необходимо учесть, что в натуре выбранный цвет будет производить впечатление значительно более яркого, насыщенного, чем в выкраске. Это происходит за счет многократного отражения света от поверхностей помещения. Желательно для окраски больших поверхностей применение светло-серого и серого с примесью перечисленных цветов. Чисто-белый тон не может быть рекомендован для рабочих поверхностей помещений, так как может привести к большой разнице в яркостях, блескости и явлению слепимости. Черный цвет для отделки рабочих помещений и их мебели нежелателен, так как он поглощает много света, снижая тем самым общую освещенность, и может создать при общей светлой окраске сильные контрасты в боковом поле зрения.

Яркие красные, малиновые, лиловые, синие, а так же коричневые цвета, являющиеся малонасыщенными оранжевыми и красными, должны быть отброшены  как неблагоприятные для длительной зрительной работы и несоответствующие  назначению класса по своему воздействию  на психику. Известно, что яркие красные  цвета действуют возбуждающе, тонизируют, но и быстро утомляют, лиловые –  нервируют, вызывают депрессию, синие  – производят впечатление холода и печали. Применение этих цветов в  рабочих помещениях школы возможно лишь в незначительных количествах  и на тех поверхностях, которые  не попадают в поле зрения во время  работы.

При определении оптимальных  цветосочетаний для окраски рабочих  помещений и их оборудования важно  правильно выбрать различия между  цветами.

При чрезвычайно малой  насыщенности цвета (Р=5 – 8% различные оттенки серого) возможно применение контрастных цветов. При малой насыщенности цвета (Р=10 – 20%) различие между применяемыми цветами может быть равно 1\4 – 1\6 цветового круга (зеленый – оранжевато - желтый, зеленый - желтый).

Следует иметь в виду, что цвета с едва уловимыми  различиями при окраске помещений  производят впечатления вялости  цветового решения.

Все дети, подростки и  юноши любят чистые яркие цвета, но потребность человека в цвете  меняется с возрастом. Младшие школьники  предпочитают теплые тона, в холодном окружении зелено - голубого или  зеленого цвета они чувствуют  себя неуютно, такое окружение воспринимается ими как недоброжелательное. Школьники  средних классов предпочитают более  холодные цвета; старшие же снова  отдают предпочтение теплым.

Информация о работе Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов