Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тенденцией к гуманизации в образовании, объявлением главной ценностью образовательного процесса личность студента и ее гармоничное развитие. Психологическая комфортность студентов является важным фактором, влияющим на эффективность учебной деятельности. В этой связи встает необходимость в формировании такой учебной среды, которая поможет студенту в достижении оптимального интеллектуального развития, а так же сохранении его психического и физического здоровья. Саморазвитие личности происходит чаще всего под влиянием как внутренних, так и внешних условий, которые сложились в высшем образовательном учреждении. Кроме того, комфортная учебная деятельность, формируя положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

Что касается цветовых сочетаний, то младшие отдают предпочтение контрастным  цветам, цветам с большим интервалом и значительной насыщенности. Старшие  же школьники и учащиеся средних  классов любят больше сочетания  сближенных и более сложных цветов.

Разрабатывая проект цветовой отделки здания школы в целом, следует учесть, что решение всех интерьеров в одном цвете, как  это нередко делалось в недавнем прошлом (коричневая панель во всех помещениях), не может быть признано удачным даже при замене коричневого цвета на оптимальный светло – зеленый. Излишняя монотонность в цветовом решении так же, как в любой другой области, быстро надоедает и утомляет. Употребление лишь одного цвета в отделке помещений, даже если этот цвет брать в нескольких вариантах по насыщенности и светлоте, едва ли удовлетворит с эстетической точки зрения. Зрительное утомление приведет к обесцвечиванию даже тех поверхностей, которые решены в относительно насыщенном цвете. Кроме того, преобладание оптимального зеленого цвета, особенно холодного зеленого, в помещении в пасмурные дни не производит того жизнерадостного, бодрого впечатления, которое хотелось бы иметь от школ.

Известное разнообразие употребляемых  цветов, безусловно, необходимо, особенно это важно для ребят. Вместе с  тем количество различных цветов должно быть ограничено двумя –  тремя в отдельном помещении  и пятью – восемью в здании школы в целом, во избежание, беспокойной пестроты и нарушения единства цветового решения школьного здания, причем один цвет может быть взят в нескольких вариантах насыщенности и светлоты.

Такое ограничение количества цветов не только важно с эстетической точки зрения, но необходимо также  и для рациональной организации  отделочных работ.

Яркие, насыщенные цвета  и цветосочетания, так любимые  школьниками, могут быть применены  в цветовой отделке нерабочих  помещений школы: рекреациях, вестибюле, лестничных клетках, столовой, актовом  зале. В этих помещениях нет тех  строгих требований к распределению  яркостей в поле зрения и их цветовой гамме, так как пребывание в них  не связано со зрительной работой.

Сильные контрасты, как по цвету, так и по светлоте, в этих помещениях будут создавать бодрое настроение ученикам при входе в  школу, помогут их полноценному отдыху во время перемен. По своему назначению, а следовательно, и цветовому решению нерабочие помещения должны противопоставляться рабочим помещениям. На этом противопоставлении строится общая композиция интерьеров школы. Проходя по ряду школьных помещение, человек получает различные впечатления от цветовых композиций, то ярких, веселых, построенных из контрастирующих насыщенных цветов, то сдержанных, спокойных, построенных из сближенных неярких цветов. Основные цвета рабочих помещений, в частности цвет доски для мела, на котором сосредоточено внимание учеников во время занятий, не должны повторяться в нерабочих помещениях. Предпочтителен вариант цветового решения, при котором яркий цвет рекреации является контрастным в отношении основного цвета в классах, в этом случае зрительное утомление от цвета рабочего помещения компенсируется в рекреации.

Однако яркие насыщенные цвета в нерабочих помещениях должны быть применены с известной  осторожностью. Окраска больших  плоскостей в помещении (пола, стен) в цвета большой насыщенности неизбежно приводит к снижению общей  освещенности помещения, к впечатлению  тесноты, зрительно утомляет.

Все это крайне нежелательно. Все нерабочие помещения должны производить впечатления больших и светлых. Применение здесь цветов, разбеленных со средней насыщенностью, не дает того сильного и радостного впечатления, которого хотелось бы добиться в цветовом решении нерабочих помещений, и приближает их по характеру к рабочим помещениям. Яркие, насыщенные цвета, поэтому могут быть применены лишь для относительно небольших плоскостей в помещении.

Большое значение при выборе цветового решения для нерабочих  помещений имеет время пребывания в них учащихся. В помещениях кратковременного пребывания (рекреации, вестибюль и  лестничные клетки) могут быть применены  в относительно больших количествах  насыщенные, возбуждающие цвета и  цветосочетания. В помещениях более  длительного пребывания (столовая и  актовый зал) количество поверхностей, окрашенных насыщенными цветами, должно быть сокращено и сами цвета желательно выбрать более спокойные.

Необходимо учесть, что  по своей значимости вестибюль –  первое помещение, встречающее учащихся, и актовый зал требуют наиболее сильных цветовых акцентов и средств  эстетического воздействия.

Любое здание школы представляет собой единый, слаженный организм – архитектурный ансамбль, построенный  по определенным закономерностям. Решение  интерьеров должно быть строго согласовано  с ним. Значение основных парадных помещений  подчеркивается цветовым решением и  элементами монументального и декоративного  искусства. Во второстепенных помещениях не следует вводить большое количество разнообразных цветов и приемов декора, так как это может нарушить единство здания в целом. Аналогичные помещения должны одинаково решаться во всем здании. Так, если в классах и кабинетах стена с доской окрашена в зеленый цвет средней насыщенности и светлоты, а остальные стены – в светло – серый тон, то это решение должно быть одинаковым для всех рабочих помещений школы. Если основным цветовым акцентом рекреации решено сделать пол, то рекреации на всех этажах школы должны решаться аналогично. Изменение цвета крупных поверхностей помещений может соответствовать этажам школы и возрастным группам учащихся. В таком случае, не нарушая единства приему решения интерьеров, можно использовать цвет как опознавательный признак этажей.

 

2.2Влияние освещения на психическое состояние человека.

Характеристики освещения  имеют количественную и качественную сторону. Количественная сторона определяется нормируемым уровнем минимальной  освещенности на рабочих поверхностях.

Для создания зрительного  комфорта в классах и в других рабочих помещениях школы, прежде всего, необходимо обеспечить достаточно высокие  уровни освещенности, соответствующие  нормируемым.

При недостаточной освещенности работа глаза сопряжена с большим  напряжением, которое приводит к  усталости не только зрительного  аппарата, но и всего организма, а  при длительном напряжении и к  болезни глаза.

Исследования показали, что  степень освещенности оказывает  определенное влияние не только на работу глаз, но и на психическое  состояние человека. Наибольшая активность мозга, наилучшее самочувствие и  настроение, высокая производительность труда наблюдается у людей, как  правило, при хорошем дневном  освещении. Уровень освещенности, необходимый  для создания удобных условий работы, определяется характером и сложностью зрительной работы. Поскольку в классах проводится много различных работ, нормы освещенности рассчитывались по наиболее трудным для зрения занятиям.

 

Достижение требуемых  уровней освещенности является обязательным, но не достаточным условием создания хорошего светового окружения. Зрительное удобство обеспечивается равномерностью освещения рабочей поверхности, равномерность распределения яркости  в поле зрения учащегося, отсутствием  прямой и отраженной блескости. А  так же следующими, необходимыми для  работы условиями: соответствующим  направлением доминирующего светового  потока, или тенеобразованием, правильным соотношением направленного и отраженного  светового потока, характеризующим  насыщенность помещения светом, спектральным составом источников света и общим  световым и цветовым климатом помещения.

Особенно важно для  удобства зрительной работы соблюдение соотношений яркостей в поле зрения.

Глаз человека может приспособиться (адаптироваться) к разным освещенностям  в очень широких пределах. Зрительная работа может осуществляться с достаточным  комфортом и в солнечный и  в пасмурный день, хотя различие в освещенности достигает в этом случае огромной цифры. Дискомфортными, утомительными для зрения являются частые перемены уровня освещенности, так как при каждой перемене глаз вынужден адаптироваться к новым  условиям. Так же утомительны для  работы глаз большие различия в яркостях плоскостей, попадающих в поле зрения, как одновременно, так и последовательно. Поэтому различия в яркостях доски, стены, поверхности стола и пола должны строго регламентироваться. Значительные яркостные контрасты, например черная доска при белой стенке, белые  поверхности столов при черной доске  или черные поверхности столов при белой писчей бумаги и т.д. приводят к быстрому утомлению зрения, общему утомлению и снижению трудоспособности. Вместе с тем хорошо известно каждому, что малое различие в яркости между небольшим объектом и фоном затрудняет его рассматривание. Текст, напечатанный на серой бумаге, читается с большим трудом, так как яркостный контраст в данном случае недостаточен.

Наилучшими следует считать  минимальные различия по яркости  в боковом поле зрения и максимальные - в центральном поле зрения. Это  значит, что в поле зрения человека, работающего за письменным столом, различие в яркости между бумагой  и шрифтом на этой бумаге должно быть максимальным, а различие в  яркости между краем письменного  стола и стеной и окном, окном  и другими плоскостями, попадающими  в боковое поле зрения, должно быть минимальным.

Исследования показали, что  наиболее благоприятны для зрительной работы такие условия, при которых  яркость фона в центральном поле зрения равна яркости в боковом  поле зрения; повышение яркостных  контрастов допустимо лишь в сторону  увеличения яркости центрального поля и снижения яркости в боковом  поле зрения.

Большое значение для выравнивания яркостей в боковом поле зрения имеет  общее высветление всех плоскостей в помещении. При высоких коэффициентах  отражения помещение освещается отраженным рассеянным светом, темные, глухие тени пропадают.

Нашими нормами предусмотрена  более светлая отделка стены  с окнами, чем остальных стен, для снижения контраста между  стеной и светопроемом. Кроме того, учитывается, что стена при естественном освещении менее освещена (только отраженным светом). Однако все это  верно лишь при естественном освещении. Вечером, при работе школы в две  смены, стена с окнами оказывается  излишне светлой и создает  высокие яркости в боковом  поле зрения.

Еще более нежелателен  резкий контраст, который образуется между светлой стеной и темным светопроемом в вечерние часы. Из этих соображений в школах, работающих в две смены, стену с окнами, по-видимому, правильнее окрашивать в  тот же тон, что и стену, противоположную  окнам. Надо отметить, что вечером  темные окна сами по себе поглощают  значительное количество света, снижая тем самым общую освещенность класса. Поэтому, окна вечером целесообразно  закрывать жалюзи или занавесками, коэффициент отражения которых  должен быть равен коэффициенту отражения  стены, противоположной окнам. 

В заключение следует обратить внимание на зависимость распределения  яркостей от отражающей способности  поверхностей. Блескость гладких, глянцевых  поверхностей может свести на нет  все мероприятия, проводимые для  улучшения светового комфорта в  помещении.

Только применение матовой  шероховатой отделки для всех внутренних поверхностей класса и его  оборудования может устранить назойливую блескость, снижающую зрительный комфорт.

Как известно, занятия в  ВУЗе проводятся в то время, когда даже днем естественного освещения бывает недостаточно для работы школьников. Кроме того, имеются ВУЗы, занятия в которых ведутся в две смены. Вечерами в ВУЗы проходят занятия кружков, дополнительные занятия студентов. Исследования физиологов, офтальмологов и гигиенистов указывают на обязательность создания таких условий работы, при которых не возникает неприятных ощущений неудобства или напряженности зрения.

К осветительным установкам в учебных помещениях предъявляются особенно высокие светотехнические требования.

Проектирование и оборудование освещения учебных помещений, которое создало бы удовлетворительные условия для занятий, может осуществляться при совместной работе гигиенистов, архитекторов и светотехников. При этом выделяются следующие основные проблемы:

  1. Организация и регулирование искусственного освещения.
  2. Согласованность искусственного освещения с естественным.
  3. Согласованность освещения с покраской помещения.

Для получения комфортных условий работы студентов в сумеречную часть дня классах должно быть обеспечено постепенное включение линий, наиболее удаленной от сцены с оконными проемами.

Во всех учебных помещениях применяется система общего освещения. Наиболее прогрессивным освещением в ВУЗах является люминесцентное освещение, и все вновь строящиеся и реконструируемые ВУЗы оборудованы светильниками с люминесцентными лампами. Но этого недостаточно. Необходим переход на освещение люминесцентными лампами во всех школах. Тем более что с введением в действие новых СанПин норм освещенности для установок с лампами накаливания увеличиваются в два раза, а увеличение мощности установок с лампами накаливания в учебных помещениях приведет к недопустимому для классов ухудшению микроклимата.

Чтобы снизить колебания  светового потока люминесцентных ламп в учебных помещениях, необходимо подключать светильники к различным  фазам цепи. Для этого в помещениях ВУЗов выводят три провода: 2 фазы +0 при системе 380\220В и 3 фазы при системе 220\127В. На каждую отдельную светящуюся линию можно подводить по два провода, причем на первую линию следует проводить фазы 1 и 2 при напряжении 220\127В или фазы 1 и 0 при 380\220В, а на вторую линию соответственно фазы 2 и 3 или 2 и 0.

Освещение учебных помещений должно отвечать не только гигиеническим и экономическим требованиям, но так же современным архитектурным требованиям, требованиям технической эстетики. Однообразие архитектуры интерьеров ВУЗов, оказывающее неблагоприятное психическое воздействие на школьников, должно быть компенсировано  за счет красоты и разнообразия светового и цветного окружения. Внешний вид осветительной арматуры должен быть подчинен общему архитектурному решению ВУЗа, специфике различных помещений и соответствовать характеру оборудования интерьеров.

       Недостаточное освещение влияет на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, на психику человека, его эмоциональное состояние, вызывает усталость центральной нервной системы, возникающей в результате прилагаемых усилий для опознания четких или сомнительных сигналов.

Информация о работе Влияние параметров окружающей среды на психологическую комфортность студентов