Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей.
2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей.
3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.
4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние родительских отношений на девиантное поведение подростков.docx

— 199.77 Кб (Скачать файл)

Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.

Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

В жизни каждого человека проблемы и сложности. Через разрешение их, через попытки справиться с ними, преодолеть, происходит развитее личности как субъекта своего поведения и деятельности.

Есть в жизни каждого человека и периоды особой чувствительности, сензетивности к возникающим проблемам, когда становится особенно важным, как он видит ситуацию, что пытается предпринять для того, чтобы изменить её, насколько эффективно ему это удаётся, какой ценой он этого достигает. Недаром и в науке и в обыденной жизни такие периоды называются кризисами развития. Подростковый возраст - один из таких периодов. Именно в это время человек впервые задумывается над жизненно важными для себя вопросами; о смысле жизни, о своём месте в ней. Подросток как бы заново познаёт себя, определяет свои возможности. Любое его преобразование может привести к изменениям как позитивным, так и негативным в поведении человека в сложных жизненных ситуациях.

Всякий ли ребёнок, попавший в трудные обстоятельства, становится трудным? Разумеется, нет, поскольку все дети разные, даже если они воспитываются в одной семье. Возможно, вредные влияния пришлись на благоприятное время развития ребёнка, когда были мобилизованы все его личностные ресурсы; возможно, влияние было не очень длительным; может быть, в это время какой-то близкий взрослый поддержал ребенка и помог ему справиться с трудностями и т.п. Как отмечал известный психолог С.П. Рубинштейн - «Внешние условия всегда действуют через внутренние, т.е. когда они ложатся на благоприятную почву.» К таким внутренним условиям относятся недостатки самого ребёнка:

- слабый генетический  фонд, наследственная предрасположенность  к отклонениям развития;

- замедленный индивидуальный  темп развития;

- слабое психосоматическое  здоровье;

- личностные качества, уменьшающие  его сопротивляемость негативным  воздействиям;

- характер реакций ребёнка  на внешние влияния, обусловленный  типом нервной системы, и др.

Педагогическая наука не выводит педагогическую запущенность из особенностей возраста, пола, качеств личности ребёнка. Но при стечении неблагоприятных обстоятельств дети с большими личностными недостатками оказываются более подверженными негативным влияниям.

Наблюдения показывают: внешние и внутренние факторы вызывают педагогическую запущенность ребёнка при следующих условиях, если:

- дефекты семейного воспитания, просчёты, ошибки обучения и воспитания  в детском саду и школе сочетаются  между собой;

- влияние негативных внешних  факторов имеет относительную  длительность во времени или  высокую степень действия;

- негативным воздействиям  на ребёнка не противопоставляются  профилактические меры.

Существует множество факторов и в самом человеке, и в окружающей его среде, которые влияют на формирование у него тех или иных способов поведения в различных ситуациях, в том числе и в трудных проблемных.

В чём специфика нашей культуры? Наверное, в том, что российское общество, российская ментальность в основе своей содержат отношения «предложения помощи и поддержки» вплоть до гипертрофированного альтруизма, особенно в том, что касается детско-родительских отношений. Это отразилось, в частности, в коллективистки ориентированных концепциях воспитания, которые, хотя и ускоряют формирование коммуникативных навыков, зато нередко порождают чрезмерную зависимость от группы, оглядку на других. Индивидуальность, самостоятельность, инициатива в поведении детей и подростков не только не поощрялась, но и пресекалась. Личность рассматривалась при этом не как нечто самоценное, а как система обязательств перед семьёй и обществом.

Отсюда и наиболее распространенный подход в воспитании - детоцентрированный, со стремлением, с одной стороны, оградить детей от проблем реальной жизни, а с другой стороны - сделать их более управляемыми, предсказуемыми, послушными. Обосновывается это, как правило, интересами самого ребёнка - как бы он не «ушибся, не наделал ошибок и т.п.»

А реальным побудительным мотивом родителей и воспитателей часто бывает собственное удобство: хороший ребёнок тот, кто причиняет минимум беспокойства. Как писал Я. Корган, «всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен и мысли не о том, что будет внутренне безволен и жизненно беспомощен».

Личность, как писал Бахтин, это «все в человеке, что определяется словами «я сам» или «ты сам», в чем он находит и ощущает себя, за что он отвечает» это его личная, конкретная точка зрения на мир и на самого себя.

Принять ответственность на себя - значит осознать свою причастность и готовность действовать, невзирая на обстоятельства, часто даже вопреки им, менять что-либо в себе или окружающей реальности. Такая ответственность является главным условием конструктивной деятельности, активности субъекта, а следовательно, и его постоянного развития. И наоборот, любые защитные действия (уход, отрицание проблем, агрессия) чаще всего связаны с попытками снять с себя личную ответственность за происходящее. Такие реакции человека, как алкоголизм, депрессия, наркомания, отражают его неспособность (вообще или в данный момент) справиться с трудностями, происходящими в жизни.

Почему-то считают, что трудные дети - это школьники, чаще всего подростки. Однако за некоторыми эта «трудность», как шлейф, тянется с детского сада. Неблагополучие детей формируется именно в детском возрасте. Ибо этот период - важнейший. Здесь рождается маленькая личность, которая уже в три года заявляет нам об этом, а к семи годам жизни просматриваются контуры будущего характера. Известный психолог Леонид Михайлович Зюбин на вопрос: «С какого возраста могут проявляться начальные признаки педагогической запущенности ребенка?» - он ответил «С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее осознавать его».

«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей - все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становиться трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе - детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен был получить. Трудным ребенок становиться именно в этом возрасте - от года до семи - восьми лет», - утверждал Василий Александрович Сухомлинский*.

Армянский психолог С.Д. Арзуманян* установил, что даже дети раннего возраста, которые еще не могут совершать действия, эмоционально откликаются на негативную ситуацию в семье: громкие крики, плач, агрессивные интонации. По мнению педагога А.И. Кочетова*, длительное пребывание ребенка в конфликтной семье приводит к формированию у него конфликтности, агрессивности, озлобленности как черт характера.

Не застрахованы дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе вызывающих неблагополучие ребенка.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют «трудными» или «трудновоспитуемыми». Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, отклоняющееся поведение - это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат - реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя, наркотиков.

Информация о работе Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков