Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
То, как сложатся
отношения в этот трудный для обеих сторон
период, зависит, главным образом, от стиля
воспитания, сложившегося в семье, и возможностей
родителей перестроиться - принять чувство
взрослости своего ребенка.
Многие родители
с замиранием сердца ждут так называемого
переходного возраста у своих детей. У
кого-то этот переход от детства к взрослению
проходит совершенно незаметно, для кого-то
становится настоящей катастрофой. Еще
недавно послушный и спокойный ребенок
становится раздражительным, он то и дело
вступает в конфликт с окружающими. Это
нередко вызывает непродуманную реакцию
родителей, учителей. Их ошибка состоит
в том, что они пытаются подчинить подростка
своей воле, а это только ожесточает, отталкивает
его от взрослых. И это самое страшное
- ломает растущего человека, делая его
неискренним приспособленцем или по-прежнему
послушным вплоть до полной потери своего
«Я».
Основные сложности
в общении, конфликты возникают из-за родительского
контроля за поведением, учебой, его выбором
друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные
для развития ребенка случаи - жесткий,
тотальный контроль при авторитарном
воспитании и почти полное отсутствие
контроля, когда подросток оказывается
предоставленным самому себе, безнадзорным.
Одни подростки сбегают из дому от недремлющего
ока взрослых, другие активно мстят родителям
за несправедливые, с их точки зрения обвинения,
непонимание.
В 12-13 лет протест
против неправильных действий родителей
только назревает, но ребенок может и не
говорить об этом, буря разразится в 15
лет.
Психологический
контакт, близкие отношения нужны не только
для того, чтобы быть уверенным, что сын
или дочь не попадут на скользкий путь,
что выберут правильные цели в жизни, не
покатятся по наклонной плоскости, но
и для того чтобы вовремя помочь преодолеть
душевный кризис. Только будучи внимательным
к чувствам, переживаниям, к внутреннему
миру детей, мы можем рассчитывать на то,
что они будут так же внимательны и отзывчивы
к нашим проблемам и проблемам других
людей. Говорить с детьми нужно так, как
мы хотели, чтобы они говорили с нами. Родителям,
которые испытывают трудности в общении
с подростком, как правило, надо учиться
говорить по душам со своим ребенком. Разговоры
могут касаться не только школьных дел,
но и вопросов любви, семейной жизни, политики,
работы, ценностей человеческой жизни.
Откровенное обсуждение многих из этих
тем пугает родителей, поскольку они считают,
что «мол еще, не дорос».
Если же подросток
не находит у родителей понимания, желания
обсудить какой то серьезный вопрос, он
внутренне отгораживается от родителей
и ищет ответы на собственные вопросы
на стороне, часто в далеко не подходящей
компании. Поэтому надо учиться диалогическому
разговору, постараться понять иную точку
зрения, не задеть самолюбия подростка
и признаться себе в собственных упущениях,
ведь часто мы избегаем определенных тем,
оправдывая себя, что некогда или не время,
а на самом деле боимся их.
Семья - это сложная
система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные
отношения один из компонентов этой системы,
которые, в свою очередь, тоже имеют сложную
структуру.
Взаимоотношение
детей и родителей складываются под влиянием
ряда факторов: родительско - детские отношение,
психологический микроклимат в семье,
личностные свойства и качества родителей
и самих детей.
В исследовании я
рассмотрела фактор взаимоотношения родителей
и детей. В результате исследования сделала
следующий вывод: неадекватное отношение
родителей к ребенку обуславливает его
тревожное состояние, эмоционально-психологический
дискомфорт, что зачастую и приводит к
неадекватному поведению детей.
На основе этих выводов
можно сделать заключение о том, что гипотеза
о том, что чем лучше родители понимают
своих детей, тем меньше риск возникновения
девиантного поведения - верна.
Исходя из выводов,
следует обратить внимание со стороны
воспитателей, методистов и самих родителей
на процесс педагогизации семейного воспитания.
Педагогически грамотный родитель глубоко
обдумывает, анализирует свои наставления,
советы, оценки и отношения. Взаимоотношения
с детьми устанавливаются гибкие и тактичные,
меняются и развиваются по мере взросления
детей.
Литература
1. Байярд Р.Т., Байярд
Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1995.
2. Баскина Ю.В. Построение
психологического контакта между подростком
и родителями. - М., 1989.
3. Бочарова В.Г.: «Педагогика
социальной работы», М., 94
4. Бутенко П.П.: «Почему
важен контакт с подростком».
5. Вульфов Б.З.: «Семь
парадоксов воспитания», М., 94
6. Выгоцкий: «Проблема
возраста».
7. Галагузова М.А.:
«Социальная педагогика», М., 2000
8. Галагузова М.А.:
«Методики и технология работы социального
педагога», М., 2002
9. Донченко Е.А., Тоторенко Т.Н.:
«Личность, конфликт, гармония», М., 89
10. Захаров А.И.: «Как
предупредить отклонения в поведении
ребенка», М., 93
11. Захаров А.И.: «Неврозы
у детей и подростков», М., 88
12. Кон И.С.: «Психология
ранней юности», М., 89
13. Кондрашенко В.Т.:
«Девиантное поведение у подростков»,
М., 95
14. Лазурский А.Ф.:
«Психология общая и экспериментальная».
15. Лешан: «Когда ваш
ребенок сводит с ума», М., 90
16. Личко А.Е.: «Подростковая
психиатрия», М., 79
17. Матейчик: «Родители
и дети», М., 97
18. Мудрик А.В. Социализация
и смутное время. - М., 2000.
19. Мудрик А.В.: «Воспитание
в общении», М., 94
20. Мудрик А.В. Отношения
в семье в период пубертата. - М., 2000
21. Немов: «Психология».
22. Обухова Л.Ф.: «Детская
(возрастная) психология», М., 96
23. Овчарова Р.И.: «Семейная
академия», М., 96
24. Овчарова Р.И.: «Справочная
книга социального педагога», М., 2001
25. Раттер Н.: «Помощь
трудным детям», М., 87
26. Ремшмидт Х.: «Подростковый
и юношеский возраст: проблемы становления
личности», М., 94
27. Сливаковская А.С.:
«Профилактика детских неврозов», М., 88
29. Соколова, Юзикова:
«Отцы и дети в меняющемся мире», М., 91
30. Фельдштейн Д.И.:
«Проблемы возраста и педагогической
психологии», М., 94
Содержание
Введение
. Теоретические подходы
к проблеме нарушения детско -
родительских отношений как причине девиантного
поведения подростков
.1 Психологические особенности
подросткового возраста
.2 Понятие и причины
девиантного поведения подростков
.3 Проблемы детско-родительских
отношений и благополучия подростка
в семье
. Исследование особенностей
влияния нарушений детско-родительских
отношений на поведение подростков
.1 Программа исследования
и характеристика методик
.2 Результаты исследования
.3 Математическая обработка
результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Современный подросток живет
в мире, сложном по своему содержанию и
тенденциям социализации. Напряженная,
неустойчивая социальная, экономическая,
экологическая, идеологическая обстановка,
сложившаяся в настоящее время в нашем
обществе, обусловливает рост различных
отклонений в личностном развитии и поведении
растущих людей. Среди них особую тревогу
вызывают не только прогрессирующая отчужденность,
повышенная тревожность, духовная опустошенность
детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Наиболее остро этот процесс проявляется
на рубеже перехода ребенка из детства
во взрослое состояние - в подростковом
возрасте.
У молодых людей бурно развивается
чувство протеста, часто неосознанного,
и вместе с тем растет их индивидуализация.
Все больше подростков вовлекается
в такие формы поведения, как хулиганство,
воровство, кражи, избиения, угон автомашин,
бродяжничество, наркомания, сексуальные
девиации и др., что является высокой степенью
риска, как для самого подростка, так и
для общества в целом. Интенсивный рост
девиантного сознания и поведения подростков
справедливо отнесен к одной из наиболее
опасных социальных болезней современного
российского общества. Как правило, в этом
возрасте у подростков возникают проблемы
со взрослыми, в частности с родителями.
«Проблемные», «трудные», «непослушные
дети, так же как дети с «комплексами»,
«забитые», «несчастные» - всегда результат
неправильно сложившихся отношений в
семье. В последние десятилетия психология
сделала ряд важных открытий. Одно из них
- о влиянии стиля общения взрослого с
ребенком на развитие детской личности.
Как показывает мировая практика психологической
помощи детям и их родителям, даже очень
трудные проблемы с детьми вполне разрешимы,
если удается создать благоприятный климат
общения в семье.
Таким образом, проблема влияния
взаимоотношений подростка с родителями
на возникновение у него отклонений в
поведении является актуальной.
Цель исследования: рассмотреть
особенности влияния нарушений детско
- родительских отношений на поведение
подростков.
Объект: нарушения детско - родительских
отношений как причина девиантного поведения
подростков.
Предмет: особенности влияния
нарушений детско - родительских отношений
на поведение подростков.
Задачи:
. Рассмотреть психологические
особенности подросткового возраста.
. Рассмотреть проблемы
детско - родительских отношений и благополучия
подростка в семье.
. Провести исследование
особенностей влияния нарушений
детско - родительских отношений на поведение
подростков.
Гипотеза: у подростков, нарушающих
нормы поведения:
) имеется склонность к
реализации различных форм отклоняющегося
поведения;
) выражены нарушения детско
- родительскихотношений в семьях.
Методы:
методика диагностики склонности
к отклоняющемуся поведению (СОП), автор
Н.А. Орел;
тест - опросник родительского
отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Характеристика выборки: в исследовании
принимали участие 24 подростка (девочки
и мальчики в возрасте 15 - 16 лет), посещающие
«Клинику, дружественную молодёжи». Из
них 12 подростков характеризуются учителями,
социальными педагогами, психологом Клиники
как подростки с девиантным поведением,
а 12 - как подростки с нормальным поведением;
родители подростков - 48 человек.
. Теоретические подходы
к проблеме нарушения детско -
родительских отношений как причине девиантного
поведения подростков
.1 Психологические особенности
подросткового возраста
Современная наука определяет
подростковый возраст в зависимости от
страны (региона проживания) и культурно-национальных
особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17
лет).
Важнейший факт физического
развития в подростковом возрасте - половое
созревание, начала функционирования
половых желез. Половое созревание провоцирует
интенсивный рост скелета, достигающий
4-7 см. в год, которое опережает развитие
мускулатуры. Все это приводит к некоторой
непропорциональности тела, подростковой
угловатости. Дети часто ощущают себя
в это время неуклюжими, неловкими. Появляются
вторичные половые признаки - внешние
признаки полового созревания, и это происходит
в разное время у разных детей. В связи
с быстрым развитием возникают трудности
функционирования сердца, легких, кровоснабжении
головного мозга. Поэтому для подростков
характерны перепады сосудистого и мышечного
тонуса. А такие перепады вызывают быструю
смену физического состояния и, соответственно,
настроения [17, с. 137].
В подростковом возрасте эмоциональный
фон становится неровным, нестабильным.
К этому следует добавить, что ребенок
вынужден постоянно приспосабливаться
к физическим и физиологическим изменениям,
происходящим в его организме, переживать
саму гормональную бурю. Эмоциональную
нестабильность усиливает сексуальное
возбуждения, сопровождающие процесс
сексуального созревания. Большинство
мальчиков все в больше мере осознают
истоки этого возбуждения. У девочек больше
индивидуальных различий: часть из них
испытывают такие же сильные сексуальные
возбуждения, но большинство более неопределенные,
связанные с удовлетворением других потребностей
(в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
В этот период половая идентификация достигает
более высокого уровня. Отчетливо проявляется
ориентация на образцы мужественности
и женственности поведении и личностных
проявлениях. Но ребенок еще может сочетать
в себе, как и традиционные женские, так
и традиционно мужские качества.
В это время у человека резко
повышается интерес к своей внешности.
Формируется новый образ физического
Я. Из-за его высокой значимости ребенком
остро переживаются все изъяны внешности,
действительные, а также мнимые (связанные
с модой на слишком худое тело, веснушками,
слишком большой или маленькой грудью
у девочек, отсутствием атлетического
телосложения у мальчиков). Непропорциональность
частей тела, неловкость движений, неправильности
черт лица, появление прыщей на коже, излишний
вес или худоба - все это очень расстраивает.
А иногда приводит к чувству неполноценности,
замкнутости, даже неврозу. Типичны случаи
нервной анорексии у девочек, мальчики
могут становиться замкнутыми, стесняются,
уходят в себя [17, с. 139].
Как правило, в этом возрасте
у подростков возникают проблемы со взрослыми,
в частности с родителями, Родители продолжают
смотреть на своего ребенка как на маленького,
а он пытается вырваться из этой опеки.
Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются
повышенной конфликтностью, усиливается
критичность по отношению к мнениям взрослых,
но при этом становится более значимым
мнение сверстников. Изменяется характер
отношений со старшими: из позиции подчинения
подросток пытается перейти в позицию
равенства.
Пропасть непонимания между
родителями и детьми с каждым днем становится
все шире и шире. Дети, не получившие внимания,
ласки, воспитания в своей семье стремятся
к общению со своими сверстниками, в дворовых
компаниях, которые не всегда свое свободное
время предпочитают посвятить какой-нибудь
полезной деятельности. В результате предоставленные
сами себе дети забрасывают учебу, отдают
свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.
Одновременно изменяется и
характер взаимоотношений со сверстниками,
появляется потребность в общении с целью
самоутверждения, что в неблагоприятных
условиях может привести к различным формам
отклоняющегося поведения. У подростка
формируется чувство взрослости, которое
проявляется через стремление к независимости
и самостоятельности, протест против желания
взрослых «поучить» его.