Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
5
1.1.
Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах
5
1.2.
Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста
11
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
17
2.1 Методическое обеспечение исследования
17
2.2. Анализ результатов исследования
18
Заключение
37
Список использованной литературы
39
Таблица 2
Уровень самооценки |
Кол-во детей |
% |
Высокий |
3 |
30 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
3 |
30 |
Т.о., при обработке методики "Лесенка" были получены следующие результаты : высокий уровень самооценки выявлен у 30 % опрошенных детей , средний у 40 %, а низкий у 30 %.
Т.е., в группе детей , преобладающим является средний уровень самооценки .
Изобразим полученные результаты графически.
Уровень самооценки детей по методике "Лесенка"
При исследовании самооценки по методике Т. Дембо- С.Я. Рубинштейн были получены следующие результаты.
Таблица 3
№ |
Имя ребёнка |
Уровень притязаний |
Уровень самооценки |
1 |
Н.Д. |
Очень высокий |
Очень высокий |
2 |
В.И. |
Средний |
Средний |
3 |
А. Б. |
Очень высокий |
Высокий |
4 |
М. К. |
Очень высокий |
Средний |
5 |
И.М. |
Очень высокий |
Высокий |
6 |
Ю.М. |
Очень высокий |
Средний |
7 |
Н.А. |
Очень высокий |
Средний |
8 |
А.М. |
Средний |
Средний |
9 |
С. Б. |
Высокий |
Высокий |
10 |
Е. А. |
Высокий |
Высокий |
Таблица 4
Уровень самооценки |
Кол-во детей |
% |
Очень высокий |
1 |
10 |
Высокий |
4 |
40 |
Средний |
5 |
50 |
Низкий |
0 |
0 |
Т.о., при обработке результатов по методике Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн были получены следующие результаты : очень высокий уровень самооценки выявлен у 10 % опрошенных детей, высокий у 40 %, средний-50%, низкий - 0%.
Т.е., в группе детей ,преобладающим является средний уровень самооценки.
Полученные результаты изобразим графически.
Уровень самооценки детей по методике Т. Дембо- С.Я. Рубинштейн
При обработке методики "Анализ семейных взаимоотношений" (ACB) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса были получены следующие результаты.
Таблица 5
№ испытуемого |
Имя ребенка |
Выраженность черт воспитательного процесса |
1 |
Н.Д. |
Т- ; С - |
2 |
В.И. |
Г+ ; Т- ; С- |
3 |
А.Б. |
Т- ; З- |
4 |
М.К. |
- |
5 |
И.М. |
С- |
6 |
Ю.М. |
Г+ ; Т- ; З - ; С- |
7 |
Н.А. |
Г+ |
8 |
А.М. |
Г+ |
9 |
С.Б. |
С- |
10 |
Е.А. |
Г- ; З- |
1. Протекция
В исследуемой группе наиболее ярко выражена гиперпротекция, т.е. родители уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания.
2. Потребности .
У всех опрошенных родителей не было выявлено такие черт как потворствование или игнорирование потребностей ребенка. Следовательно, такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, но не "балуют" его.
3. Уровень требований.
В группе опрошенных родителей, преобладающими являются "недостаточность требований - обязанностей" и "недостаточность требований - запретов" , т.е. их дети, у которых очень мало обязанностей в семье и им можно "всё". Если и существуют какие-либо запреты, то ребёнок легко их нарушает, зная , что за это ему ничего не будет.
4. Строгость наказаний.
В группе опрошенных родителей, преобладающей чертой является "минимальность санкций" по отношению к ребёнку. Такие родители сомневаются в действенности любых наказаний и стараются обходиться без них.
Данные по всем методикам подверглись статистической обработке с использованием критерия Манна-Уитни. Результаты анализа представлены в таблицах ниже.
Первоначально рассмотрим связь между типом родительского воспитания и самооценки ребенка по результатам методики "Лесенка" и "АСВ".
Таблица 6
Код имени испытуемого |
Г+ ( n1=5) |
Ранг 1 |
Код имени испытуемого |
Г- (n2=5) |
Ранг 2 |
1.В.И. |
5 |
10 |
1.Н.Д. |
1 |
2 |
2.Ю.М. |
4 |
8 |
2. А.Б. |
1 |
2 |
3.А.М. |
3 |
6 |
3. М.К. |
4 |
8 |
4.С.Б. |
2 |
4.5 |
4.И.М. |
2 |
4.5 |
5.Н.А. |
4 |
8 |
5.Е.А. |
1 |
2 |
Суммы: |
36.5 |
18.5 |
∑Ri = 55
∑Ri = (( n1 +n1+1) * ( n1 + n 2)) / 2 = 55
Сформулируем гипотезы :
H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью родительской протекции.
H1 : уровень самооценки у детей с родительской гипопротекцией выше, чем у детей с гиперпротекцией.
U = n 1 * n2 + nx * (n x +1 ) / 2 - Tx
U эмп = 5 *5 + 5 * ( 5 +1 ) / 2 - 36, 5 = 3, 5
Критические значения
UКр | |
р≤0.01 |
р≤0.05 |
1 |
4 |
Ось значимости :
1 4
Эмпирическое значение превышает критическое, значит гипотеза Нo отвергается.
Отсюда следует вывод, что уровень самооценки у детей с родительской гипопротекцией выше, чем у детей с гиперпротекцией.
Таблица 7
Код имени испытуемого |
У+ (n= 7) |
Ранг 1 |
Код имени испытуемого |
У - (n=3) |
Ранг 2 |
1. Н.Д. |
1 |
2 |
1. А.Б. |
1 |
2 |
2. В.И. |
5 |
10 |
2. М.К. |
4 |
8 |
3. И.М. |
2 |
4.5 |
3. Е.А. |
1 |
2 |
4. Ю.М. |
4 |
8 |
|||
5. Н.А. |
4 |
8 |
|||
6. А.М. |
3 |
6 |
|||
7. С.Б. |
2 |
4.5 |
|||
Суммы: |
43 |
12 |
∑Ri = 55
∑Ri = (N*(N+1)) / 2 = 55
H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью удовлетворения потребностей родителями .
H1 : уровень самооценки у детей с родительским потворствованием выше, чем у детей с игнорированием их потребностей.
U = n 1 * n2 + nx * (n x +1 ) / 2 - Tx
U эмп = 7 *3 + 7 * ( 7 +1 ) / 2 - 43 = 49-43= 6
Критические значения
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
0 |
2 |
Ось значимости :
0 2
Uэмп > U кр
Значение Uэмп попадает в зону незначимости, следовательно гипотеза Н0 принимается.
Вывод : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью удовлетворения потребностей родителями .
Таблица 8
Код имени испытуемого |
Т+ (n= 3) |
Ранг 1 |
Код имени испытуемого |
Т - (n= 5) |
Ранг 2 |
1. М.К. |
4 |
6 |
1. Н.Д. |
1 |
1.5 |
2. И.М. |
2 |
3.5 |
2. В.И. |
5 |
8 |
3. С.Б. |
2 |
3.5 |
3. А.Б. |
1 |
1.5 |
4. Ю.М. |
4 |
6 | |||
5. Н.А. |
4 |
6 | |||
Суммы: |
13 |
23 |
Проверим совпадает ли общая сумма рангов с расчётной величиной :
∑Ri = 36
∑Ri = (N*(N+1)) / 2 =( 8*(8+1)) / 2 = 36
Сформулируем гипотезы :
H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью требований / обязанностей со стороны родителей .
H1 : уровень самооценки у детей с недостаточностью обязанностей/требований выше, чем у детей с чрезмерностью обязанностей/ требований.
Определяем эмпирическое значение U :
U = n 1 * n2 + nx * (n x +1 ) / 2 - Tx
U эмп = 5 *3 + 5 * ( 5 +1 ) / 2 - 23 = 30-23= 7
Критические значения
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
- |
1 |