Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать связь ролевой игры и реального общения дошкольников.
Задачи: 1) проанализировать существующую литературу по данной проблеме; 2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и ролевой игры; 3) провести формирующий эксперимент для поднятия на более высокий уровень развития ролевой игры; 4) провести контрольное наблюдение для сравнения показателей экспериментальной группы и контрольной; 5) проанализировать полученные результаты.
Введение.
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме.
I. Сюжетно - ролевая игра.
1. Краткая характеристика.
2. Этапы развития ролевой игры.
3. Взаимоотношения детей в игре.
II. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте.
1. Характеристика межличностных отношений дошкольников.
2. Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
3. Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
4. Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
5. Методы изучения потребности в общении.
Глава II. Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
Введение.
I. Характеристика особенностей общения со сверстником у современных дошкольников.
1. Характеристика общения.
1.1 Состав просоциальных действий.
1.2 Описание разговоров детей.
2. Описание совместной сюжетно-ролевой игры.
2.1. Длительность.
2.2. Сюжеты игр.
2.3. Содержание игр.
2.4. Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
II. Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства
развития общения дошкольников.
1. Формирующий эксперимент.
1.1. Характеристика детей экспериментальной группы.
1.2. Этапы формирующего эксперимента.
1.3. Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми экспериментальной группы и детьми контрольной группы после проведения формирующего эксперимента и сравнение результатов наблюдения).
Заключение.
Используемая литература.
3. Наблюдение
за детьми и сравнение
Список группы |
возраст на 1. 09. 01 |
1. Абдулвасиев Братиш |
4.7 |
2. Алексашин Никита |
4.0 |
3. Архипова Катя |
4.9 |
4. Ванькова Глафира |
4.10 |
5. Веряскин Андрей |
4.0 |
6. Гришин Владик |
4.2 |
7. Жельветр Владик |
4.0 |
8. Ле Хунг Кыонг |
4.9 |
9. Мегрешвили Георгий |
4.6 |
10. Моисеев Никита |
4.9 |
11. Нгуен Минь Дык |
4.6 |
12. Нгуен Минь Туан |
4.6 |
13. Полонникова Катя |
4.10 |
14. Потапова Саша |
4.0 |
15. Рындин Антон |
4.1 |
16. Соколова Вика |
4.3 |
17. Савичев Денис |
4.3 |
18. Черкасов Кирилл |
4.4 |
I.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ
В этой главе будут описаны результаты наблюдений за всеми детьми средней группы до проведения формирующего эксперимента. Во время наблюдений были выделены определённые критерии, по которым можно судить о качестве и уровне развития ролевой игры и общения у дошкольников. Особое внимание стоит обратить на просоциальное поведение (то есть действий ребёнка в пользу другого). У дошкольников оно проявляется в способности помочь товарищу, уступить ему, поделиться привлекательными для ребёнка предметами (игрушкой, конфетой и т. п.). Также нас интересовали непосредственно ситуации общения детей, т. е. их разговоры (о чём дети беседуют, как они ведут себя во время этих разговоров). При оценке развития ролевой игры были выделены такие критерии как: длительность, сюжет, содержание игр детей, а также количество детей в группе с разным уровнем развития игры. Все эти данные были получены путём наблюдения за детьми в свободной деятельности и в режимных моментах (свободная игра, занятия, прогулки) - 1 этап экспериментальной работы. Т. к. различия в данных наблюдений за разные дни оказались совершенно незначительными, то мы сочли целесообразным вывести среднеарифметические показатели по всем параметрам за единицу наблюдения (2 часа).
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ.
1.1 Состав просоциальных действий.
Во время наблюдения за детьми, участвующими в исследовании, достаточно чётко можно было фиксировать различные виды просоциальных действий. Нам показалось целесообразно (исходя из наблюдений) выделить четыре вида таких действий:
1) Положительные эмоциональные проявления по отношению к сверстнику (улыбки, смех, похвала, радость). Примеры: в раздевалке дети одеваются на прогулку, Вика С. увидела у Кати А. красивый шарф, хвалит его («Какой красивый!»); Туан и Георгий бегают друг за другом и смеются.
2) Проявление способности поделиться привлекательным предметом со сверстником (игрушкой, конфетой, нужной вещью). Примеры: Владик Г. по просьбе Георгия М. поделился с ним игрушкой (машинкой); Владик Ж. попросил у Глаши В. конфеты и та поделилась с ним.
3) Бескорыстная помощь сверстнику (в режимных моментах - дети помогают друг другу одеться, раздеться, найти пропавшую вещь; во время совместных игр). Примеры: Дык, Кыонг, Андрей В. и Братиш А. играют в «Полицейских и преступников», в игре Братиш А. помогает Андрею В.; в раздевалке Катя А. помогает одеться Вике С.; Катя А. нашла игрушку Владика Ж. и отдала ему.
4) Проявление сопереживания, сочувствия (способность пожалеть, утешить, защитить другого ребёнка). Примеры: подрались Владик Ж. и Андрей В., Владик просит Никиту А. побить Андрея, но тот не соглашается, защищает Андрея; Никита А. брызгал из водного пистолета в Георгия М., тот начал плакать, Никита подошёл к нему и сказал, что больше не будет, извинился.
1.2 Описание разговоров детей.
Во время
наблюдения было отмечено, что дети
довольно много общаются между собой.
Все разговоры можно разделить
на две большие группы: обсуждение
совместной деятельности (правил и
хода игры, совместных действий и т.
п.) - как сопровождение, и общение
как самостоятельный вид
1) Чаще всего дети разговаривают по ходу совместной игры и какой-либо деятельности, выполняемой вместе. Во время игры дети обсуждают правила, договариваются о распределении ролей, о выполнении действий. Например, Никита А. и Владик Ж. сидят вместе за столом и играют конфетами как машинками. Во время игры они разговаривают:
Владик: «Смотри, у меня машина гоночная, я сейчас буду в как формуле, а у тебя какая?» Никита: «А у меня тоже гоночная, самая быстрая на свете, давай соревноваться». Владик: «У нас быстрые машины, мы сейчас поедем»
Никита: «А я, когда вырасту, куплю себе самую быструю машину, как по телевизору, она много денег стоит». Оба играют с конфетами-машинами, улыбаются.
Другой пример - в игрушечном домике играют Катя А., Владик Ж. и Никита М., к ним присоединяется Никита А.
Катя: «Вы всё делаете неправильно...ты не так играешь, это нужно положить сюда, а не так. Вы - плохие». Владик: «Давай, мы будем так играть, как ты хочешь. А как я должен готовить еду?» Дети играют как будто на кухне, готовят. Никита М.: «Я с вами не играю, вы сами всё неправильно готовите. Нужно жарить мясо.. .и картошку».
2) Достаточно часто дети разговаривают о игрушках. Они обсуждают, какие игрушки есть у них дома, что им купили родители, что обещали купить. Также дети часто разговаривают о игрушках, принесённых с собой в детский сад. Пример такого разговора: Кирилл Ч. показывает Андрею В. принесённую в сад игрушку - «Бэтмена».
Кирилл: «Смотри, мне мама купила «Бэтмена», у него двигаются руки и ноги, и голова в разные стороны. Он может лазить вот так». (Показывает) Андрей: «А можно мне попробовать, как у него руки крутятся? У меня тоже есть игрушка, у неё руки крутятся, мне мама купила. А ещё она обещала купить машину, она сама ездит».
3) Многих детей интересует такая тема как мультфильмы (иногда - кинофильмы). Они обсуждают увиденные видеокассеты, советуют, что лучше посмотреть (попросить у мамы, чтобы она купила).
Пример такого разговора: Никита М. и Никита А. в раздевалке разговаривают о м/ф. Никита А. советует, какие м/ф лучше посмотреть.
Никита А.: «Мне мама купила ещё одну часть «Черепашек-ниндзя». Там так классно...Попроси у мамы, она тебе тоже купит». Никита М.: «А у меня тоже есть «Черепашки-ниндзя», только старые. Я смотрю про «Человека-паука», он так лазает, мне мама обещала купить игрушку». Никита А.: «А ты мне дашь поиграть, когда тебе купят?» Никита М.: «Я сначала поиграю, а потом
тебе дам».
4) Иногда дети разговаривают о своих родителях, родственниках, друзьях. Они могут хвастаться, какая у них хорошая мама, какую красивую игрушку им купили, какие их родители богатые и т. д. Например:
Владик
Ж.: «А мне мама купит кассету «Черепашки-
Т. о. можно особо отметить, что в разговорах детей очень часто проявляются конкурентные отношения, что достаточно характерно для данного возраста (дети постоянно хвастаются друг перед другом, хотят быть лучше других, иметь самые красивые и дорогие игрушки и т. п.). В общении детей очень много конфликтов, драк (около 15 таких проявлений за единицу наблюдения).
3.
Описание совместной сюжетно-
Во время наблюдения за детьми особое внимание обращалось на совместные игры детей. Т. к. ролевая игра - это ведущий тип деятельности дошкольника, то, соответственно, в ней развиваются и основные психические процессы, в т. ч. и общение детей. Игры оценивались по нескольким критериям: длительность, сюжет, содержание. Также было подсчитано количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
2.1. Длительность.
В основном,
длительность совместной игры в группе
не превышает 5 минут. Дети быстро переходят
к другой игре (или вообще прекращают
играть), переходят к тому сверстнику,
который в данный момент занимается
более привлекательной
2.2. Сюжеты игр.
Сюжеты детских игр в данной группе не отличались особым разнообразием. Мальчики играли чаще всего в игру «Полицейские и бандиты», просто в «Полицейских», в «Гонщиков», иногда они присоединялись к девочкам и играли в «Семью». Игры девочек были разнообразнее. Они играли в «Семью» (с различными вариациями), в «Больницу», в «Парикмахерскую», в «Магазин», в «Повара», в куклы, в машинки.
2.3. Содержание игр.
Если говорить в общем, то нужно констатировать, что дети достаточно
редко брали на себя какие-либо роли в игре, в основном это были игры с предметами. «Полицейские и бандиты»: Дык и Кыонг - «бандиты», они убегают и прячутся от «полицейских» Братиша А. и Андрея В. А те совещаются между собой, как их лучше поймать, как избежать опасности (чтобы их не «застрелили»). Вся игра заключается в «поимке преступников». «Полицейские» как бы переговариваются по рации, ездят на «машинах» с мигалками, говорят по «мегафону». «Полицейские»: эта игра отличается от предыдущей только тем, что здесь «полицейские» ловят воображаемых преступников, играть может даже один ребёнок.
«Гонщики»: эта игра заключается в том, что два — три мальчика берут игрушечные машинки и бегают с ними на определённую дистанцию (кто быстрее «доедет»). При этом они между собой не разговаривают, а имитируют звуки ревущего мотора. Здесь весь смысл заключается в выполнении игровых действий. «Семья»: чаще всего в эту игру играли девочки, но иногда к ним присоединялись и мальчики. Содержание игры могло варьироваться. Иногда девочки что-нибудь «готовили» на кухне, а мальчиков просили помочь или «сходить в магазин». Здесь уже роли распределялись более чётко - мама, папа, ребёнок, дедушка, бабушка. Появляется ролевая речь (соответствующие роли обращения к товарищу по игре). Ещё один из вариантов этой игры - «Дочки - матери»: девочки выступают в роли мамы по отношению к своей кукле. Они её кормят, одевают, ходят гулять, разговаривают с ней, купают.
«Парикмахерская»: девочки выполняют роли парикмахера и его помощников, а мальчики - клиентов. Для девочек здесь главное - выполнение игровых действий, а мальчики просто сидят на стуле и не выполняют никаких действий.
Если говорить в общем об увиденных играх, то можно сказать, что в данной группе уровень развития сюжетно - ролевой игры достаточно низкий, набор сюжетов очень мал, а содержание игр сводится к выполнению несложных цепочек ролевых действий; игра длится недолго, быстро распадается; роли в игре слабо дифференцированы.
2.4. Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
Таким образом, можно подвести некоторые промежуточные итоги:
• Среди просоциальных действий преобладает положительное эмоциональное отношение к сверстнику; меньше всего - проявлений сопереживания, сочувствия.
• Дети достаточно много разговаривают между собой, но большинство этих разговоров касается совместной деятельности в данный момент (как сопровождающая беседа).
• В группе среди детей возникает очень много конфликтов, дети часто не могут поделить игрушки, дерутся, плачут.
• Большинство детей в группе находятся на первом или на границе
первого и второго уровня развития ролевой игры. Детей с третьим уровнем и выше оказалось три человека.
Исходя из этих данных мы предположили, что, выведя детей на более высокий уровень развития ролевой игры путём формирующего эксперимента, мы сможем вывести общение детей на более высокий уровень, сделать его менее конфликтным, более содержательным и личностно ориентированным.
III. ОПЫТ
ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
1. Формирующий эксперимент.
Формирование ролевой игры в нашем эксперименте заключалось в том, что были отобраны 4 ребёнка (2 мальчика и 2 девочки), с которыми экспериментатор занимался на протяжении 4 месяцев 1-2 раза в неделю по 1 часу. Цель данных занятий: повышая уровня развития ролевой игры проследить, изменится ли качество общения между детьми экспериментальной группы (и, если изменится, то как?) по сравнению с остальными детьми (контрольная группа).
1.1. Характеристика детей
В экспериментальную группу дети были отобраны не случайно. Группа подбиралась так, чтобы там оказались дети с разным уровнем развития ролевой игры, с разной степенью конфликтности, общительные и замкнутые.
1) Архипова Катя. Эта девочка достаточно общительна, много контактирует с другими детьми, при наблюдении был обнаружен 3 уровень развития ролевой игры, часто она сама является инициатором игр, ищет контактов с другими детьми. Но она очень конфликтный ребёнок, сильно проявляется эгоцентрическая позиция. Девочка всё время старается настоять на своём, во время конфликта может проявляться вербальная агрессия, иногда