Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа
Данная работа посвящена изучению влияния удовлетворения социальных потребностей ребенка в процессе реального взаимодействия с взрослым человеком на формирование симпатии и любви к этому взрослому.
Занятия по одной и той же программе общения изменялись применительно к возрасту испытуемых. Так, занятия по программе В со старшими дошкольниками протекали в форме беседы ребенка и взрослого на различные темы познавательного и личностного характера. Естественно, что ни младенец, ни годовалый ребенок вести беседу, конечно, не могли. Однако мы решили и с ними провести занятия, которые условно отнесли к модели В. Точнее их обозначить, как общение на основе словесных воздействий взрослого.
При обработке полученных данных мы стремились получить:
1. Качественные и количественные показатели отношения ребенка к разным программам общения с ним взрослого; это было необходимо для суждения о том, удовлетворяет ли данная форма взаимодействия потребность ребенка в общении.
2. Качественные и количественные показатели приязни ребенка к взрослому - экспериментатору и постороннему человеку.
Количественные данные основывались на оценке разных компонентов поведения детей по заранее разработанным шкалам с диапазонами от 3 до II ступеней. Эти данные подвергались статистической обработке для получения усредненных показателей каждого ребенка и возрастной группы и для определения статистической надежности установленных различий (критерий t-Стьюдента).
Качественные особенности поведения фиксировались в результате наблюдения за детьми в четырех основных ситуациях:
а) при появлении взрослого в помещении,
б) в ситуации приглашения взрослым ребенка на эксперимент,
в) при уходе взрослого из помещения,
г) в ситуации молчаливого наблюдения взрослого за ребенком в ходе контрольной пробы.
При анализе занятий учитывалась еще и пятая, основная по длительности ситуация: период взаимодействия ребенка с взрослым (ласка, игра, беседа). Эта ситуация позволяла обнаружить удовлетворенность ребенка той формой общения, которую предлагал ему взрослый. В результате качественного анализа были описаны различные типы отношения ребенка к взрослому.
Следующие главы - ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ - написаны по единому плану и содержат результаты экспериментов с детьми младенческого возраста (первое полугодие жизни), с детьми раннего возраста и детьми старшего дошкольного возраста. Каждая глава состоит из шести параграфа, содержащих краткую характеристику испытуемых; особенности поведения детей в отношении экспериментатора по материалам контрольных проб, а также в ситуациях встречи, приглашения на занятие и расставании: особенности поведения детей по отношению к постороннему взрослому в тех же ситуациях; типы отношения детей к экспериментатору и к постороннему взрослому; средства общения детей с взрослым; особенности поведения детей на занятиях по разным программам общения с взрослыми; индивидуальные особенности поведения детей. Заканчиваются главы кратким резюме.
ГЛАВА 3. "Результаты экспериментов
с детьми младенческого возраста"
До занятий экспериментатор
вызывал у младенцев
Занятия вызывали сдвиги по сравнению с исходной контрольной пробой:
1) возросло внимание детей к экспериментатору (второе снизилась легкость отвлечения, уменьшилось их количество);
2) в 3-4 раза возросло количество действий, с помощью которых дети вовлекают экспериментатора во взаимодействие;
3) усиливается радость детей (случаев смеха становится в 3-4 раза больше);
4) нарастает интенсивность взаимодействия с экспериментатором - в два раза увеличивается число предметных действий и вокализаций, посредством которых дети участвуют в общении.
Младенцы положительно относились ко всем типам общения. Максимальные сдвиги в поведении детей произошли после первого типа занятий (разного для каждого ребенка), и лишь путем дополнительного анализа удалось установить различие в их поведении после разных программ общения. Так, оказалось, что наибольшее увеличение внимания к экспериментатору произошло после занятий по программе Э. В это же время наблюдается и наибольшее усиление эмоциональной окраски поведения и эмоционально-волевых проявлений. После занятий по программе С мы видим наибольшее возрастание количества предметных действий и вокализаций, адресованных экспериментатору. Занятия по модели В вызвали наименьшие сдвиги в эмоциональной окраске поведения детей: показатели возбуждения и улыбки в пробах после этой программы незначительно отличается от исходных, только случаи смеха возрастают втрое. В целом можно установить некоторое, статистически незначительное, предпочтение младенцами программы Э.
Занятия привели к изменению и качественных особенностей поведения детей, которое можно суммировать следующим образом. У детей возросли интерес и внимание к экспериментатору, проявляющиеся в сосредоточении, наблюдении за экспериментатором, передвижении вслед за ним. Усиливается стремление к непосредственному соприкосновению с экспериментатором (дети прижимаются к нему тельцем, личиком, гладят его лицо, со смехом заглядывают ему в глаза). Появляются попытки продлить время взаимодействия с взрослым: дети удерживают экспериментатора, плачут, когда он уходит.
Отношение детей к постороннему взрослому по результатам тех же контрольных проб показало несущественные сдвиги в поведении детей, которые не идут ни в какое сравнение с изменениями в поведении детей в отношении к экспериментатору. То же относится и к поведению детей в разных ситуациях взаимодействия с посторонним взрослым, эти факты позволяет утверждать, что само по себе взросление детей не приводит к нарастанию активного и положительного эмоционально окрашенного отношения к окружающим людям, подобного тому, которое было установлено нами в пробах с экспериментатором.
Качественный анализ данных показал, что в исходных пробах у детей проявлялась два типа отношений я экспериментатору и постороннему взрослому: пассивно-положительное и спокойно-положительное отношение, В дальнейшем дети проявляли к экспериментатору новые типы отношения: активно-положительное, интимное и двойственное. Последнее выражалось в сочетании стремления ребенка в непосредственному контакту с экспериментатором и попыток перестроить тип взаимодействия (мимика недоумения, капризы, настойчивые крики).
Отношение детей к постороннему
взрослому либо оставалось на исходном
уровне, либо принимало форму пассивно-
Качественные анализ особенностей поведения детей на занятиях разных типов показал, что у детей во всех случаях обнаруживается
1) одинаковое стремление к физическому соприкосновению со взрослым,
2) жадное внимание к воздействиям взрослого в попытки интенсифицировать взаимодействие в паузах между воздействиями,
3) общее преобладание положительных эмоций и двигательного возбуждения.
Этот факт, по-видимому, объясняет
одинаково положительное
ГЛАВА 4. "Результаты экспериментов с детьми раннего возраста
До занятий экспериментатор
вызывал у детей
Под влиянием занятий у
детей возрастает внимание к экспериментатору,
что выражается в снижении легкости
отвлечений. Усиливается стремление
детей к контакту с экспериментатором.
Очень резко нарастает
Сравнивая между собой показатели поведения после занятий по программам Э, С и В, мы видим, что после занятий по программе Э происходит максимальный прирост эмоционально-волевых проявлений, улыбок, смеха. После занятии по программе С происходит наиболее повышение внимания детей к экспериментатору и максимальный прирост предметных действий и вокализаций, посредством которых ребенок участвует в общении, то есть максимально возрастает интенсивность взаимодействия детей с экспериментатором. После занятий по программе В происходят сдвиги, сходные с теми, которые вызывала программа Э.
В делом отношение детей к экспериментатору было наиболее положительным после занятий по программе Э и С, и наименее выраженным после занятий по программе В.
Анализ качественных особенностей поведения детей в различных ситуациях взаимодействия с экспериментатором позволил установить следующие факты:
1) проявление устойчивого внимания к экспериментатору,
2) стремление к физическому соприкосновению с ним,
3) попытки вовлечь экспериментатора во взаимодействие, а в ряде случаев - и попытки перестроить последнее,
4) стремление продлить время взаимодействия,
5) расширение репертуара средств общения за счет использования в коммуникативных целях движений, усвоенных в ходе общения со взрослым на занятиях.
Совсем по-другому изменялось поведение детей в отношении постороннего взрослого. Можно отметить легкое усиление ориентировки на него, смех исчезает, значительно снижается показатель эмоционально-волевых проявлений, показатели возбуждения и интенсивности взаимодействия почта не изменяются, после занятий по программе Э несколько возрастает число улыбок. От одной контрольной пробы к другой ориентировка на постороннего взрослого обнаружила тенденцию к затуханию, многие дети активно взбегают контактов с ним.
Что касается качественных особенностей поведения детей, то в исходных пробах отношение их к экспериментатору было во всем сходно с отношением к постороннему взрослому: это было пассивно-положительное, спокойное положительное и специфическое отношение (последнее характеризовалось выраженным интересом к игрушке и безразличием или негативным отношением к взрослому). После занятий поведение детей изменялось. При взаимодействии с экспериментатором наблюдалось активно-положительное, двойственное и интимное отношение. При взаимодействии на контрольных пробах с посторонним взрослым дети обнаружили специфическое к нему отношение, а также пассивно-отрицательное, активно-отрицательное и в лучшем случае - пассивно-положительное. Судя по поведению детей, они видели в постороннем взрослом то потенциального партнера, то человека, который заменял полюбившегося им экспериментатора, и потому вызывал у них неприязнь.
Сравнивая показатели поведения детей на занятиях согласно трем разным программам общения, мы видели, что наиболее внимательны дети были к экспериментатору не занятиях по программе Э; на этих же занятиях были получены самые высокие показатели улыбок и смеха. На занятиях по программе С дети наиболее активно взаимодействовали с экспериментатором; при атом типе занятий наблюдалось максимальное число предметных действий и вокализаций, с помощью которых дети взаимодействуют с экспериментатором. На занятиях по программе В интерес детей к экспериментатору понижается, шесте с тем возрастает количество эмоционально-волевых проявлений и показатель возбуждения. На этом основании можно полагать, что занятия по этой последней программе удовлетворяли детей меньше всего.
Сопоставление разных фактов говорит о том, что дети раннего возраста либо отвергали занятия по программам Э и В, либо выражали внимание только к отдельным их эпизодам (гимнастические движения, отдельные жесты взрослого). Совсем иной вид имело поведение детей при программе С. Дети были активны и инициативны, очень внимательны, выражали большую радость от игры. Наблюдались даже активные попытки детей преобразовать занятия по программам Э и В в совместную игру, в целом можно сказать, что большинство детей раннего возраста (четверо из шести) предпочитают программу С. Исключение составили две девочки, отдававшие предпочтение занятиям по программе Э, постоянно стремясь к физическому контакту с экспериментатором и на занятиях остальное типов.
ГЛАВА 5. "Результаты экспериментов
с детьми старшего дошкольного возраста"
До начала занятий экспериментатор, судя по контрольным пробам, вызывал у детей ориентировочную реакцию, перемежавшуюся с полным отвлечением, и некоторое отрешение привлечь его к взаимодействию, что выражалось в незначительном количестве эмоционально-волевых проявлений. Было зафиксировано немного предметных действий и высказываний, с помощью которых дети участвовали во взаимодействии. В целом приходится констатировать отсутствие у детей большого интереса к экспериментатору. Редкие улыбки детей, их общее индифферентное поведение не позволяют говорить о наличии доброжелательности в отношении экспериментатора. Сходным образом дети вели себя и с посторонним взрослым.
Сдвиги, происшедшие в
поведении детей с
1) возросло внимание детей к экспериментатору, вдвое снизилась легкость отвлечений,
2) в три раза возрастает количество действий, с помощью которых дети вовлекают экспериментатора во взаимодействие (эмоционально-волевые проявления),
Информация о работе Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка