Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению влияния удовлетворения социальных потребностей ребенка в процессе реального взаимодействия с взрослым человеком на формирование симпатии и любви к этому взрослому.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ а.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

3)      усиливается эмоциональность детей; случаи улыбок и смеха возрастают в два с лишним раза,      

4)      нарастает интенсивность взаимодействия с экспериментатором:  вчетверо в больше увеличивается количество предметных действий в речевых высказываний, с помощью которых дети участвуют в общения.  В отношения же постороннего   взрослого дети не проявили стремления интенсифицировать общение.

Сравнивая показатели,  подученные в контрольных пробах после занятий  по различным программам, мы установили  следующее: наибольшее увеличение внимания к экспериментатору произошло после  занятий по программе В; в это же время наблюдалось в наибольшее усиление эмоциональной окраски поведения; после занятий по программе С можно отметить наибольшее возрастание количества предметных действий и речевых высказываний, адресованных экспериментатору,  в это же время наблюдается и максимальное увеличение эмоционально-волевых проявлений и возбуждения детей.  Занятия по программе Э вызвали наименьшие сдвиги в эмоциональной окраске поведения детей.  Следует отметить, что показатели по всем программам общения отличаются друг от друга незначительно,  исключая данные об эмоционально-волевых проявлениях и взаимодействии детей с  экспериментатором. Это говорит об устойчивом интересе детей к экспериментатору и к взаимодействию с  ним после  занятий по первой программе,  в чем бы   она ни состояла.

Наблюдение  за поведением детей в разных ситуациях обнаружило формирование у детей устойчивого интереса и внимания к экспериментатору, стремление детей постоянно находиться возле него,  сопровождать его,  появление личностной окраски в отношении детей к  экспериментатору  (обращение к нему по имени, интимные сообщения, шутки,  ласки), активные попытки направлять взаимодействие, определять его характер,  отрешение продлить время общения активными попытками удержать экспериментатора в комнате.

Что касается постороннего взрослого, то дети отказываются общаться ним, проявляет к нему подчеркнуто отрицательное отношение.

В исходных пробах дети проявляли  и к экспериментатору,  и к  постороннему взрослому специфическое  отношение  (двое детей), пассивно-положительное  (двое детей)  и спокойное положительное (тоже двое детей).  В дальнейшем типы отношения к экспериментатору получали все более интенсивную положительную  окраску вплоть до формирования интимно-личностного  отношения.  Последнее состояло в  том, что ребенок отказывался  от практического и игрового взаимодействия с взрослым ради личных контактов,  он стремился продлить время занятия,  насытив его интимными, доверительными сообщениями; отказ взрослого от такого общения в случаях, когда оно не соответствовало намеченной программе занятий,  глубоко удручал ребенка.

Отношение к постороннему взрослому в исходных пробах было у троих детей индифферентным,  а у троих - пассивно-положительным.  В дальнейшем оно заменялось на отрицательное отношение,  активно выраженное у четырех детей,  и на специфическое - у одного ребенка. Лишь одна девочка проявляла к постороннему взрослому спокойное положительное отношение. Таким образом,  занятия привели к формированию у детей глубокой привязанности к  экспериментатору и неприязни - к постороннему взрослому.

В ходе занятий дети были наиболее внимательны к экспериментатору на занятиях по программе В, они активно стремятся к константу с экспериментатором и взаимодействию с ним, велика и радость детей от общения с экспериментатором. На занятиях по программе С происходит наибольший прирост показателей возбуждения и смеха, а показатели активности лишь немногим ниже данных, полученных по программе В. Очевидно, взаимодействие с экспериментатором по этой программе интересно детям, они охотно занимается с ним. Наименьшие сдвиги наблюдаются на занятиях по программе Э. Можно думать, что эти занятия удовлетворяли детей меньше всего. В целом, старшие дошкольники проявляли предпочтение к занятиям по программе В. 

 

ГЛАВА 6. "Обсуждение подученных результатов"

Излученные факты убедительно  говорят в "пользу предположения о влиянии содержания общения ребенка с взрослым на формирование у детей отношения к этому человеку. До начала опытов дети вели себя с экспериментатором и с посторонним взрослым аналогичным образом. Но их поведение в заключительных контрольных пробах с экспериментатором неузнаваемо преобразилось. Место недифференцированной, слабой доброжелательности, характерной для отношения детей ко всем посторонним взрослым, заняла особая высокоизбирательная привязанность к экспериментатору, временами превосходящая по своей силе любовь ребенка к матери и расположение к воспитательнице. Поведение детей в ситуации точно таких же контрольных проб с участием постороннего взрослого либо осталось прежним, либо окрасилось неприязнью.

Практика взаимодействия детей с экспериментатором привела  также к изменению отношения  детей к остальным взрослым: родителям,  воспитательницам, няням и пр., обнаружилось устойчивое предпочтение экспериментатора всем этим людям.  Избирательность  дошкольников оказалась очень устойчивой и проявлялась далеко за пределами группы или садика,  например,  при случайной встрече с экспериментатором на улице.

Факт предпочтения после  занятий экспериментатора другим взрослым,  не менее знакомым ребенку и удовлетворяющим  разные ваяние его потребности (гигиенический  уход, кормление и пр.), позволяет  утверждать,  что общение - один из наиболее важных моментов, обуславливающих  развитие отношения детей к взрослым.

Подтвердилось наше предположение  о том, что ребенка более всего  удовлетворяет то содержание общения,  уровня потребности в котором он уже достиг. Но не всегда эта зависимость прямолинейна. У младенцев и старших дошкольников она маскируется:  у первых тем, что внимание и доброжелательность входят во все программы,  у вторых - инициативностью,  позволяющей детям достигать личностных контактов, добиваться взаимопонимания и сопереживания взрослого и в других программах,  помимо В. Только дети раннего возраста отчетливо проявили предпочтение одной  (ситуативной) форме, общения.

Полученные в исследовании материалы позволяют сделать  следующий вывод: Содержание общения - важнейшие фактор формирования гармоничных отношений между ребенком и взрослим.  Соответствие содержания общения уровню потребности ребенка ведет к возникновению у него расположения и приязни к взрослому,  а несоответствие  (опережение или отставание)  снижает степень привязанности.  Очевидно поэтому,  что постоянная перестройка взрослым содержания своего общения с ребенком дозволяет сохранить между ними гармоничные отношения,  преодолеть детские  "кризисы".  При атом взрослому принадлежит ведущая роль и в развитии самой потребности в общении; для этого он организует взаимодействие с ребенком в "зоне ближайшего развития",  обеспечивая тем самым реализацию потенциальных возможностей детей. 

 

Список научных работ  автора,  опубликованных по теме диссертации:

1. Влияние содержания  общения со взрослым на отношение к нему ребенка (в соавторстве с М.Н. Лисиной,1 п.л.). В сб.  "Общение и его влияние на развитие психики дошкольника". М., 1974.

2. Методика экспериментального  исследования влияния содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка (в соавторстве с М.И Лисиной, 1 п.л.). В сб.  "Методы социально-психологических исследований. М.,  1975.

3. Влияние содержания  общения со взрослым на отношение к нему ребенка. В сб.  "Проблемы общения и воспитание". М., Тарту, 1974 (0,75 п.л.).

4. Влияние содержания  общения на отношение детей  раннего возраста к взрослым. «Вопросы психологии», 1973,  № 4 (0,5 п.л.).

5.  Потребность в общении  как основа формирования привязанности ребенка к взрослому. В сб.  "Проблемы формирования социогенных потребностей". Материалы I всесоюзной конференции (4-6 ноября 1974,  Тбилиси)  - 0,3 п.л.

6. Влияние содержания  общения со взрослым на отношение к нему детей раннего возраста.  "Новые исследования в психологии". Изд-во  "Педагогика",  М.,  № 3,  1974г.  (0.3 п.л.).

7. Effect of the content of communication on the attitude of young children toward adults." Soviet psychology", vol. № XII, NIO 3, spring 1974, New York – (0,5 п.л.)


Информация о работе Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка