Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 214.64 Кб (Скачать файл)

Дети: Нам нужен человек, который все будет снимать на видеокамеру, а кассету мы вышлем Шапокляк.

Воспитатель: Начинаем по кирпичику строить Дом Дружбы. Дети подходят к столу, на котором расположены пиктограммы Воспитатель: Догадались, о чем мы сейчас будем говорить?

Дети: О настроении.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, веселое, радостное

Воспитатель: Почему вам весело и радостно?

Дети: Потому что нам интересно в детском саду, у нас много друзей.

Воспитатель: А с кем можно дружить?

Дети: С ребятами, воспитателями, родителями, бабушками, сестрой...

Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на эти лица и найдите одинокого

человека. Каким должно быть выражение его  лица?

Дети. Грустным, мрачным, безрадостным, обиженным, печальным.

Воспитатель. С чем можно сравнить его настроение?

Дети. С серой тучей, пасмурным небом, дождем, тающей сосулькой, увядшим цветком.

Воспитатель. А теперь найдите человека, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей.

Дети. Вот он! У него лицо веселое, счастливое.

Воспитатель. С чем можно сравнить его настроение?

Дети. С солнышком, распустившимся цветком, пушистым облачком в голубом небе, радугой, доброй птицей.

Воспитатель. Молодцы! Мы прошли первый этап пути и можем заложить первый кирпичик Дома дружбы.

Под музыку дети подходят ко второму кирпичику, возле которого нарисовано дерево, в его корнях написано слово «дружба».

Воспитатель. У слова «дружба» есть слова-родственники. Давайте подумаем и назовем слова, похожие на него.

Проводится  игра «Семья слов» (дружить, подружка, дружок, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский).

Воспитатель. Молодцы! Справились и с этим заданием. Хочу предложить вам еще одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать предложение, а вы - заканчивать его.

  • Мир без друга был бы неинтересным, потому что...
  • Мир без друга был бы безрадостным, потому что...
  • Мир без друга был бы скучным, потому что...

Второй  кирпичик в наш Дом дружбы можно  заложить. Идем дальше. Дети подходят к третьему кирпичику и видят разноцветные карточки. Организуется игра «Живая радуга» (дети выбирают те цвета, которые им напоминают дружбу).

Воспитатель. Третий кирпичик заложен! Продолжаем путешествие, идем по направлению к четвертому кирпичику. Здесь мы поговорим о пословицах и поговорках. О чем чаще всего они говорят? Дети. О труде, книге, грамоте, хлебе, маме, дружбе.

Воспитатель. Сейчас мы попробуем вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

  • Там, где дружат, живут не тужат.
  • Дружба и братство дороже всякого богатства. •Крепкую дружбу и топором не разрубишь. •Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  • Сам пропадай, а товарища выручай. •Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  • Человек без друзей как птица без крыльев.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. •Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
  • Человек без друга что дерево без корней. •Дружба в делах помощница. Воспитатель. Молодцы! Много знаете

пословиц  и поговорок о дружбе. Теперь выполним еще одно задание: составим рассказ  или сказку, используя одну из пословиц. Дети сочиняют, фантазируют, затем относят четвертый кирпичик к дому, идут дальше. Воспитатель предлагает игру «Выбери себе в друзья сказочных героев». Дети подходят к столу, на котором лежат картинки, изображающие сказочных героев: Кота в сапогах, Красную Шапочку, Незнайку, Буратино, Карабаса-Барабаса, Шапокляк и др., выбирают сказочных персонажей и объясняют свой выбор.

 

4.3 Контрольный этап исследовательской  работы

 

Для того, чтобы проверить эффективность  экспериментальной работы, было проведено  контрольное обследование детей  экспериментальной и контрольной  группы. Для контрольного обследования была выбрана социометрия – «С кем бы я поехал в цирк».

Цель исследования: подтвердить эффективность выбранных методов по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством проведения сюжетно-ролевых игр.

Задачи исследования:

1. Выявить реальные взаимоотношения  детей старшего дошкольного возраста  после проведения эффективных  методов по формированию взаимоотношений

2.Провести сравнительный анализ  результатов коммуникативно-эмоциональной,  экспрессивной, динамичной сферы  данной группы детей на констатирующем  и контрольном этапах исследования .

Методика №6 «С кем бы я поехал в цирк»

Цель: выявление реальных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста после проведения системной работы по налаживанию контактов с детьми в группе, коррекции их взаимоотношения со сверстниками посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр.

Данные таблицы показывают, что  создание эмоционально-положительной  обстановки позволило в экспериментальной  группе уменьшить диапазон колебания  баллов по сравнению с этапом констатации.

Результаты проведения методики №6 «С кем бы я поехал в цирк» представлены в таблице № 6

 

Группы

Лидеры

(наиболее благополучные в общении  дети)

Дети,

менее выбираемые в общении

Отверженный ребенок

Ф.И.О.

1

2

3

 

Андреева Екатерина

Тепляков Илья

-

Глухова Елена

Ляпунов Денис

 

Колесников Олег

Мосунов Михаил

 

Мальцева Надежда

Нечаев Никита

 

Пивоварова Диана

Печерских Елена

 

Хабибов Семен

Пищиков Данил

 

Скопина Альбина

Полутин Данил

 

Угринова Кристина

Портнова Анастасия

 

Шапошникова Яна

Сапаров Максим

 

Кузнецова Лолита

Хамматулин Ильнур

 
     

Итого:

55%

45%

 

 

Рис.1



 

 

Вывод: Дети легче адаптировались в условиях поставленной задачи. Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком, нестандартная обстановка проведения эксперимента - все это способствовало легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.

Для контрольного определения эмоционально - коммуникативного уровня мною была проведена  следующая методика:

Методика №7 инсценирование сказок «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок»

Цель: выявить эмоционально-коммуникативный уровень старших дошкольников, их активность вступать в контакт со сверстниками, со взрослым, проявление социальной смелости, игровая заинтересованность.

Ход беседы: воспитатель в данной методике задействовал несколько лиц: организатор (ведущий), 2 наблюдателя. Все данные заносились в протокол в следующей форме:

Протокол №1.

Активность, заинтересованность

 

уровень

Ф.И. ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

       

 

Протокол №2

Взаимодействие со взрослым в игре, взаимодействие со сверстниками в игре

 

уровень

Ф.И. ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

       

 

Обработка данных: Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

Вывод: Таким образом, 55% опрошенных детей показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. 45% оппонентов показали средний уровень развития коммуникативности. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу проявляли и малоактивные дети.

Активизирующее вмешательство  взрослого толкало детей к  новым решениям возникающих в  деятельности задач. Предоставление свободы  в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских  отношений между детьми. В таких  условиях дети меньше конфликтовали  друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих  проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный  подъем, связанный с ощущением  причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Кузнецова Лолита была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Хамматулин Ильнур). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

Контрольный этап позволил прийти к  выводу о том, что сюжетно-ролевые  игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид  деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые  игры, но также проблемные методы и  методы активизации творческого  мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод  мозгового штурма).

Ребята стали сплоченнее, более  активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы  не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.

В результате подтвердилось мое  предположение о том, что сюжетно-ролевые  игры благополучно влияют на взаимоотношения  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и  прямом участии педагога, если создаются следующие условия:

1) создание эмоционально-благополучной  атмосферы в группе детского  сада;

2) гарантия свободы и самостоятельности  в игре ребенка в условиях  педагогического руководства ею.

 

 

5. Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками

 

Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать  и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными  участниками педагогического процесса.

Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать  уровень развития детей, игровая  среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены  в легко доступном для детей  месте. Иногда атрибуты формируются  в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется  возможность создать игровую  среду самостоятельно.

Эффективным приемом руководства  играми детей старшего дошкольного  возраста является прямое участие педагога в игре детей, рекомендуется применять  игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое  место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку  самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная  сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а педагогу отводится роль активного  наблюдателя, всегда готового помочь.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста