Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 214.64 Кб (Скачать файл)

Руководство игрой должно строиться  на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой  игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить  ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности  у детей.

 

 

Заключение

 

Пяти - шестилетний ребенок нуждается  в сверстниках, товарищах. В общении  с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу  раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит  от характера деятельности. Для совместного  труда дети стараются выбирать партнеров  организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется  и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел  сидеть на занятии, а то Саша мне  мешает» и т.д.). Перечисленные  мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или  сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей  старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются  «деловые связи» (в труде, на занятиях).

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они  играют или рисуют, обращаются с  просьбой, подают упавшую вещь или  молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с  кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения  со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и  не имеет навыков общения в  коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он  не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные  черты характера.

В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они  связаны с общественным характером труда и коллективным укладом  жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают  первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.

В освоении ребенком правил поведения  наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила  взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила  бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять  их нужно гибко, сообразуясь с  часто меняющейся ситуацией. Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший  и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают  их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще несовершенно.

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические  беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных  рассказах, сказках, просмотренных  диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно, чтобы  ребенок мог объяснить свое отношение  к событию, поставить себя в позицию  его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто  конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

Формируя навыки общения, надо поднимать  авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес  к общению с новичком; учить  его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию  в коллективных играх.

Работу с дошкольниками по овладению  правилами культуры общения целесообразно  осуществлять в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического  опыта. Задача педагога не только в  том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться  ими в повседневной жизни, создать  условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения.

Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений  об этических правилах у каждого  ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы, например беседу по сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца. В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и личный опыт, решает, как поступят персонажи.

Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины". Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу - в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.

В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила  главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 20 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Кузнецова Лолита была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Хамматулин Ильнур). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

Контрольный этап позволил прийти к  выводу о том, что сюжетно-ролевые  игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид  деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые  игры, но также проблемные методы и  методы активизации творческого  мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод  мозгового штурма).

Ребята стали сплоченнее, более  активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы  не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Зворыгина  Е.В. «первые сюжетные игры  малышей». Москва, Просвещение, 1988 г. (стр.3)

2.Смоленцева  А.А. «Сюжетно-дидактические игры  с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 1987. (стр.5-21)

3.Кулагин  С.Н. «Возрастная психология»,  Москва, «Просвещение», 2000г. (стр.49 )

4.Петерина  С.В. «Воспитание культуры поведения  у детей дошкольного возраста»,  Москва, «Просвещение», 1986г. (стр. 8)

5.Бойченко  Н.А. « Сюжетно ролевые игры  дошкольников», Киев «Радянская  школа», 1982г. Стр.18-26

6.Швайко  Г.С. «Игры и игровых упражнения  для развития речи», Москва, «Просвещение»,  1983 г. (стр. 3-8)

7.Менджерицкая  Д.В. «Воспитателю о детской  игре», Москва, «Просвещение», 1982 г. (стр. 3-58)

8.Коссаковская  Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение»,  1980 г. (стр.12-14)

Година  Г.Н. « Воспитание и обучение детей  младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 95 – 101)

9.Салахетдинова  В.А.»Дидактические игры и упражнения  по сенсорному воспитанию дошкольников»,  Москва, «Просвещение», (стр. 3-25)

10.Козлова  А.В. « Работа ДОУ с семьей»,  Москва «творческий центр», 2005 г. (стр.61)

11.Богуславская  З.М. «Развивающие игры для  детей младшего дошкольного возраста»,  Москва, «Просвещение»,1991 г. (стр.4-24)

12.Ядэшко  В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1986 г. (стр. 294-335)

13.Гербова  В.В. «Методические рекомендации  к «Программе воспитания и  обучения в детском саду», Москва  «Мозайка-Синтез», 2005 г. (стр.251-267)

14.Изгаршева  В.М. «Игрушки и пособия для  детского сада», Москва, «Просвещение»,  1987 г. (стр. 54-70)

15.Бондаренко  А.К. «Дидактические игры в  детском саду», Москва, «Просвещение»,  1985 г. (стр. 3-16)

16.Журнал  «Дошкольное воспитание», 4/2002, (стр.7-10)

17.Нечаева  В.Г. «Воспитание дошкольника  в труде», Москва, «Просвещение»,  1983 г. (стр. 18-25)

18.Лямина  Г.М. «Воспитание детей в старшей  группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984 г. (стр. 14 – 26)

19.Логинова  В.И. Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1988 Г. (стр.92-136)

20.Венгер  Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство  и отрочество», М.: Просвещение, 1988г. (стр. 63-68)

21. Г.К.  Селевко «Современные образовательные  технологии», М.: Народное образование, 1958г.( стр. 50-52)

22.Журнал  «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)

23.Журнал  «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)

24.Журнал  «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)

25.Велиева  С.В. Диагностика психических  состояний детей дошкольного  возраста. – СПб., Речь, 2005

26. Захарова  Е.И. Исследование особенностей  эмоциональной стороны детско  – родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога.  – 1996, №6

27.Баркан  А.И. Его Величество Ребенок  какой он есть. Тайны и загадки.  – М., АО "Столетие", 1996.

28.Нижегородцева  Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого – педагогическая  готовность ребенка к школе.  – М., Владос, 2001.

29. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.  Петровского, М.Г. Ярошевского.  – М., Политиздат

 

Приложение №1

 

Список оппонентов, участвующих  в опытно-экспериментальном исследовании

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Полных лет

Андреева Екатерина

04.09.2003

4

Глухова Елена

03.10.2002

5

Колесников Олег

19.02.2003

5

Кузнецова Лолита

27.01.2002

6

Ляпунов Денис

21.05.2002

6

Мальцева Надежда

08.10.2003

4

Мосунов Михаил

20.05.2002

6

Нечаев Никита

22.06.2004

4

Печерских Елена

26.07.2003

5

Пивоварова Диана

18.12.2001

6

Пищиков Данил

02.07.2004

4

Полутин Данил

19.05.2004

4

Портнова Анастасия

04.06.2004

4

Решетников Михаил

17.01.2003

5

Сапаров Максим

29.10.2003

4

Скопина Альбина

05.01.2003

5

Тепляков Илья

27.07.2004

4

Угринова Кристина

04.12.2003

4

Хабибов Семен

10.12.2001

6

Хамматулин Ильнур

10.04.2003

5

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста