Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Руководство игрой должно строиться
на основе результатов наблюдения за
самостоятельной сюжетно-
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Заключение
Пяти - шестилетний ребенок нуждается
в сверстниках, товарищах. В общении
с ними в детском саду он проводит
50— 70% времени. Ежедневно помногу
раз он вступает в контакты, свободно
выбирая партнера. Выбор этот зависит
от характера деятельности. Для совместного
труда дети стараются выбирать партнеров
организованных («Он хорошо дежурит»),
для игр и занятий — тех,
кто «много знает, хорошо рисует, считает».
Нередко ребенок ориентируется
и на нравственные качества сверстника
(«Мы дружим. Мы всегда вместе играем,
он меня защищает. Он добрый, справедливый,
не дерется. Я бы с Валей хотел
сидеть на занятии, а то Саша мне
мешает» и т.д.). Перечисленные
мотивы свидетельствуют о стремлении
детей к нравственному и
По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях).
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.
В освоении ребенком правил поведения
наблюдается определенная последовательность.
Установлено, например, что правила
взаимоотношений в дошкольном возрасте
детям освоить труднее, чем правила
бытовые, потому что выполнение первых
требует волевых усилий, и применять
их нужно гибко, сообразуясь с
часто меняющейся ситуацией. Исследования
показали, что для усвоения правил
поведения благоприятен младший
и средний дошкольный возраст. Но
только в старшем возрасте дети осваивают
их значение и потому выполняют сознательно.
Однако понимание это еще
Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.
Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.
Работу с дошкольниками по овладению
правилами культуры общения целесообразно
осуществлять в двух направлениях:
формирование представлений о нравственных
нормах поведения и накопление практического
опыта. Задача педагога не только в
том, чтобы дать детям определенную
сумму знаний, но и научить руководствоваться
ими в повседневной жизни, создать
условия для превращения
Прежде чем планировать
Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины". Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу - в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.
В данной исследовательской работе
сюжетно-ролевая игра послужила
главным инструментом формирования
взаимоотношений старших
Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
Ребята стали сплоченнее, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Список используемой литературы
1.Зворыгина Е.В. «первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988 г. (стр.3)
2.Смоленцева
А.А. «Сюжетно-дидактические
3.Кулагин С.Н. «Возрастная психология», Москва, «Просвещение», 2000г. (стр.49 )
4.Петерина
С.В. «Воспитание культуры
5.Бойченко
Н.А. « Сюжетно ролевые игры
дошкольников», Киев «
6.Швайко
Г.С. «Игры и игровых
7.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982 г. (стр. 3-58)
8.Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 1980 г. (стр.12-14)
Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 95 – 101)
9.Салахетдинова
В.А.»Дидактические игры и
10.Козлова А.В. « Работа ДОУ с семьей», Москва «творческий центр», 2005 г. (стр.61)
11.Богуславская
З.М. «Развивающие игры для
детей младшего дошкольного
12.Ядэшко В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1986 г. (стр. 294-335)
13.Гербова
В.В. «Методические
14.Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 54-70)
15.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1985 г. (стр. 3-16)
16.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2002, (стр.7-10)
17.Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 18-25)
18.Лямина
Г.М. «Воспитание детей в
19.Логинова
В.И. Дошкольная педагогика»,
20.Венгер
Л.А., Мухина В.С. «Возрастная
21. Г.К.
Селевко «Современные
22.Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)
23.Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)
24.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)
25.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2005
26. Захарова
Е.И. Исследование
27.Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М., АО "Столетие", 1996.
28.Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. – М., Владос, 2001.
29. Психология.
Словарь / Под общ. ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского.
Приложение №1
Список оппонентов, участвующих в опытно-экспериментальном исследовании
№ |
Ф.И. ребенка |
Дата рождения |
Полных лет |
Андреева Екатерина |
04.09.2003 |
4 | |
Глухова Елена |
03.10.2002 |
5 | |
Колесников Олег |
19.02.2003 |
5 | |
Кузнецова Лолита |
27.01.2002 |
6 | |
Ляпунов Денис |
21.05.2002 |
6 | |
Мальцева Надежда |
08.10.2003 |
4 | |
Мосунов Михаил |
20.05.2002 |
6 | |
Нечаев Никита |
22.06.2004 |
4 | |
Печерских Елена |
26.07.2003 |
5 | |
Пивоварова Диана |
18.12.2001 |
6 | |
Пищиков Данил |
02.07.2004 |
4 | |
Полутин Данил |
19.05.2004 |
4 | |
Портнова Анастасия |
04.06.2004 |
4 | |
Решетников Михаил |
17.01.2003 |
5 | |
Сапаров Максим |
29.10.2003 |
4 | |
Скопина Альбина |
05.01.2003 |
5 | |
Тепляков Илья |
27.07.2004 |
4 | |
Угринова Кристина |
04.12.2003 |
4 | |
Хабибов Семен |
10.12.2001 |
6 | |
Хамматулин Ильнур |
10.04.2003 |
5 |