Влияние темперамента на межличностные отношения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить зависимость межличностных отношений от типа темперамента.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность темперамента.
2. Изучить теоретические аспекты психологии групп и межличностных отношений.
3. Изучить типы темперамента испытуемых.
4. Выявить особенности межличностных отношений в группе
5. Сделать вывод об особенностях межличностных отношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе 5
1.1.Психологическая сущность темперамента 5
1.2. Виды темперамента и их особенности……………………………………...9
1.3. Социально-психологическая сущность группы 13
1.4. Межличностные отношения как психологическая категория 16
1.5. Взаимосвязь темперамента и межличностных отношений 19
Выводы к I главе………………………………………………………………...23

Глава II. Изучение влияния темперамента на межличностные отношения в группе 24
2.1. Организация и проведение исследования 24
2.2. Результаты исследования 25
2.2.1. Изучение типов темперамента 25
2.2.2. Изучение особенностей межличностных отношений 26
Выводы ко II главе 33
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

влияние темперамента на межличностные отношения в группе.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

  Флегматический тип темперамента - субъект характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. 
Они трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, и приспосабливается к новой обстановке, спокойное и ровное настроение. 
Чувства и нестроение обычно отличаются постоянством и глубиной чувств, равномерность действий и речи со слабым внешним выражениям душевных состояний. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

  Холерический  тип темперамента – характеризуется  высоким уровнем психической  активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой  движений их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным – сильный очень живой тип, способен отдаваться с особой страстностью, движения стремительные. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

  Меланхолический тип темперамента – характеризуется  низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью  моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают повышенная эмоциональная сензетивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. Впечатлителен, с глубокими переживаниями, легко раним, но внешне слабо реагируемого на окружающих. Движения сдержанны и приглушенная речь.

  Каждому типу темперамента присуще свое соотношение  психических свойств, прежде всего  разная степень активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

  Центральное место в характеристике темперамента занимает общая психическая активность – энергетический уровень поведения. Установлено, что динамические проявления активности определенным образом обусловлены свойствами типа нервной системы. Психическая активность как черта темперамента зависит от особого свойства нервной системы – активированности.

  Таким образом, в динамических чертах психики, как особенности стремлений действий, так и переживаний. Сфера проявления темперамента – общая психическая активность и эмоциональность.

  В психологии определенное признание  классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических  особенностей которые, обозначаются терминами эктраверсия и интроверсия.

  Для экстравертированного типа людей характерно, направленность на взаимодействие с  внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная и речевая активность.

  Для интровертированного типа характерно, фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность к социальной адаптации, замкнутость, которая заторможенность движений и речи.

  В дальнейшем различии по экстра – интроверсии  изучали в связи с различиями по свойствам нервной системы.

  Признак экстраверсии, как признаки эмоциональности, устойчивости, имеют в своей основе менее реактивную нервную систему, тогда как признаки интроверсии, как эмоциональная тревожность, является более высокой реактивности.

  В результате с новой стороны наметился подход к основным типам темперамента: сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости (сангвинический темперамент), сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости (холерический темперамент), сочетание интроверсии и эмоциональной устойчивости (флегматический темперамент), сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости (меланхолический тип темперамента).

  Также существуют смешанные типы темперамента. Различия по темпераментам это, - прежде всего, различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет положительные и отрицательные стороны. Черты темперамент, то есть, особенности динамической стороны психики являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер.

 
 
 
 

1.3. Социально-психологическая  сущность группы

      Личность  нельзя рассматривать вне того социального  контекста, органической частью которого она является. Человек как социальный субъект формируется в группе и является как непосредственным, так и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. В связи с необходимостью кооперирования трудовых усилий индивидов обществен-ный организм подразделяется на огромное множество органов, какими являются социальные группы. Люди интегрируют свои ресурсы в различных их сочетаниях в групповой форме взаимодействия таким образом, чтобы мог эффективно функционировать и развиваться определенный фрагмент совокупной деятельности как некий относительно самостоятельный орган единого социального организма.

      Так возникают группы. Р.Мертон определяет малую группу как «совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей» [20, с. 117].

      Одной из главных черт группы является определенный способ взаимодействия. Вторая важная черта — чувство принадлежности к данной группе. Третья —  идентичность группы с точки зрения посторонних.

      М.Шоу  считал, что, хотя взаимодействие есть существенный признак, отличающий группу от простого скопления людей, тем не менее значим ряд и других ее характеристик:

      1) продолжительность существования;

      2) наличие общих целей;

      3) развитие групповой структуры  и т.п.

      К указанным характеристикам необходимо добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание ее участниками 
себя как "мы" или своего членства в группе [7, с. 25].

      Принадлежность  к группе – не просто желание, а  необходимое условие развития личности. Группы для индивида выполняет следующие  функции: функцию социализации, т.е. освоение социальных правил  и норм, вхождения в общество; экспрессивную (выражение эмоций); психологической поддержки; упорядочения взаимодействия.

      Важной  характеристикой группы является ее размер. Обычно 
принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Большинство исследователей считают, что малая группа "начинается" с диады (хотя при этом отмечается "усеченный" характер внутригрупповых отношений в таких общностях) или триады. Верхний предел малой группы — это максимально возможный ее объем. Как правило, это 50 человек. Часто отмечается "магическое число" 7+/-2, которое считается объемом эмоциональных связей человека [21, с. 112].

      Группы  могут отличаться друг от друга по уровню развития 
межличностных отношений. На основании этого можно классифицировать малые группы на первичные и вторичные, формальные и неформальные, становящиеся и коллективы [21, с. 110].

      Первичная группа — группа, в которой непосредственные связи между 
людьми опираются не только на личные деловые контакты, но и на высокую  
идентификацию членов с группой и сильно выраженное у всех чувство принадлежности к ней — чувство "мы". Существует и другая точка зрения, согласно которой первичной является малая группа, представляющая исходную общность для надстраивания более сложных социальных структур или составляющая элементарную ячейку больших социальных групп.

      Другие  типы групп – формальная, становящаяся, диффузная [20, с. 119].

      Формальная  группа — группа, структура и  отношения в которой установлены  и  регулируются   в   административно-правовом   порядке.   Неформальная группа — группа, структура и отношения в которой возникают естественным образом в процессе человеческого общения и законодательно не регулируются.

      Становящаяся  группа — группа, находящаяся в процессе развития.

      Диффузная группа — сравнительно небольшое, кратковременное  объединение людей на случайной  основе, создаваемое для выполнения той или иной частной задачи.

      Группы  разделяются также на слаборазвитые и высокоразвитые. Слаборазвитые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы.

      В своем развитии малая группа проходит несколько фаз.  Согласно стратегической концепции А.В.Петровского, фазы развития группы определяются, во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; во-вторых, общественной значимостью последней. В учебной группе, фазы определяются так же учебной деятельностью.

     На  основе этих критериев А.В.Петровский выделяет следующие фазы развития группы:

  • диффузная группа (общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями);
  • группа-ассоциация (принадлежность к общности начинает осознаваться как условие дальнейших действий);
  • группа-кооперация (межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности);
  • группа-коллектив (межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности). В контексте темы группы большое значение приобретают межличностные отношения.

1.4. Межличностные отношения как психологическая категория

 

      Межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращения друг к другу.

      В структуре взаимоотношения людей  выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [21, с. 150].

      Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров но совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются взаимопонимание и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

      Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

      Ведущую роль в регулировании взаимоотношений  играет поведенческий компонент. Он включает мимику, жестикуляцию, пап томимику, речь и действия, выражающие отношения данною человека к другим людям, к группе в целом.

      Основным критерием оценки межличностных отношений, по утверждению Л.Д.Столяренко, является состояние удовлетворенности—неудовлетворенности группы и ее членов [18, с. 88]. Важнейшую роль в этом играют симпатии—антипатии, привлекательность—непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения—отталкивания.

      Взаимное  притяжение людей — субъективно  пережинаемая реальная или желаемая взаимная зависимость субъектов. Притяжение не обязательно сопровождается состоянием удовлетворения.

      Привлекательность может быть однонаправленной или двунаправленной. Примером однонаправленной привлекательности может служить популярная личность (актер, спортсмен, писатель, политик и т.д.). Межличностная привлекательность является двунаправленной. Она предполагает взаимность привлекательности и ее проявления при контактах.

      Межличностная привлекательность во многом зависит  от явления, получившего название совместимость—несовместимость людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты. На взаимоотношениях сказывается и срабатываемость, «притирка» людей друг к другу в процессе совместной деятельности, сопровождающаяся повышением удовлетворенности друг другом.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в группе