Влияние темперамента на межличностные отношения в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Вложенные файлы: 1 файл

Саяпина К._последняя..doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология.- М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с.
    1. Особенности поведения личности в системе групповых отношений.

   Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты. Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и  недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

     Рассмотрим в обобщенном виде  основные факты, свидетельствующие  о положительном и отрицательном  влиянии группы  на индивида.

     Положительное влияние группы  на формирование и развитие личности состоит в следующем:

   1.     Отношения между людьми, складывающиеся в группе несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.

    2.     Группа является таким  местом, где индивид, отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки.

    3.     От участников группы  индивид получает информацию,  позволяющую ему правильно воспринимать  и оценивать себя сохранять  и укреплять все положительное  в своей личности избавляться  от отрицательного и недостатков.

    4.     Группа снабжает индивида  системой положительных эмоциональных  подкреплений, необходимых для его  развития.

     Если о положительном воздействии  группы на индивида (коллектива  на личность) много и хорошо  написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного.2

   Личности  трудно позволить себе поведение, которое  шло бы вразрез с ожиданиями групп. Как правило, при повседневном взаимодействии индивид сообразует свои поступки и  высказывания с ценностями и ожиданиями коллектива, которому он принадлежит. Состояние личности в группе характеризуется постоянной сверкой ее поступков, помыслов и оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками общества в целом и группы, к которой личность непосредственно принадлежит, в частности.

   Каждый  человек занимает то или иное положение  в обществе, определяемое как социальное положение и часто именуемое  социальным статусом. Каждый индивид  может иметь большое число  статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям.

   Важным  компонентом характеристики положения  индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования:  
 
 

   2. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с.

групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Санкций — это система механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

   Принцип, гласящий, что «личностью не рождаются, а личностью становятся», должен быть также конкретизирован: личностью  становятся и поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах  осуществляется ее становление, в частности, с какими другими личностями она взаимодействует. Чрезвычайно важная мысль была высказана в свое время B.C. Мерлиным: «Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива»

     Можно привести два ряда доводов  в пользу того, почему непосредственная  среда деятельности личности  — группа — действительно  «наделяет» личность определенными  свойствами.

   Первый  из доводов заключается в том, что результат активности каждой личности, продукт ее деятельности дан, прежде всего, не вообще, а там, где он непосредственно произведен, осуществлен, т.е. выступает как некоторая реальность. Но поскольку она возникает в группе, то здесь более всего очевидна мера участия каждой личности в общем усилии. Через долю в общем объеме деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, а, следовательно, оценивается ими.

   Второй  довод заключается в том, что  всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются также определенные качества личности, что особенно наглядно видно, например, в ситуациях конфликта. В зависимости от наличия тех или иных качеств личность по-разному проявляет себя, причем всегда либо через сравнение себя с другими, либо через утверждение себя среди других. Но эти «другие» — тоже члены той же самой группы, следовательно, демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой посредством приложения к этим качествам групповых критериев. Именно это также способствует наделению личности «нужными» группе качествами.

   Рассмотрим  поведение человека в неорганизованной общности людей Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 году, попытался вывести общие законы поведения. Он утверждал, что средний человек в массе людей обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне этой толпы. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточён, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но, тем не менее, в его суждениях и выводах содержалась определённая доля истины. Её подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Г. Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность.3

   Один  из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может  зайти обычный человек в своих  действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц  или групп, которые они представляют, был проведён в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти».        

                                                      

3. Кричевский Р.Л Социальная психология малой группы.  М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с

   Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет  выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15В до 450В шагами по 15В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15В).

   Полученные  результаты С. Милгрэм объяснил следующим  образом: люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчинятся, ответственен и лучше знает ситуацию, чем они сами.

   Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений в группе. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

   Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что на основании индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозируется успешность их групповой работы. Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

   Таким образом, в регуляции эффективности  коллективистской деятельности участвуют  самые разные системы факторов:

   вне групповые (физические и социальные)

   внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

   внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим  параметрам)

   внутри  личностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

   Фактором, связывающим все перечисленные  системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно  значимые и общественно ценные ориентации группы. Природа межгрупповых отношений имеет важнейшую специфическую черту - эмоциональную основу. Поэтому их можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межгрупповых отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. 

   Многие  исследователи отмечают важность изучения проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в малой группе. Здесь, как отдельный объект исследования, они выделяют темперамент. Темперамент является объектом исследований мировой и отечественной психологии. Знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить успешное функционирование всей группы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3 Виды темперамента и их проявления в поведении личности.

   Личность  человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущи только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности не зависимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - от латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, соотношение частей. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IVвв. До н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis – лат), лимфа (phlegma – греч.), желчь (chole – греч.), черная желчь (melas chole – греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.1 Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в малой группе