Влияние темперамента на межличностные отношения в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Вложенные файлы: 1 файл

Саяпина К._последняя..doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Основной, ведущий темперамент проявляется  на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической  атмосфере.

Дополнительный  темперамент ярче проявляется в  напряжённой и (или) конфликтной ситуации. Например, защищая свои личные интересы, отстаивая своё мнение и т.д.

1  Батаршев А.В. Темперамент и характер М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-336с.

   Третий  тип темперамента проявляется в  официальной обстановке, на далекой  психологической дистанции (в отношении с руководством, подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, приспосабливаясь к обществу, играет определенную социальную роль.

   Четвертый тип темперамента, проявляется наиболее редко. Как кратковременная реакция  на стрессовые ситуации (крах фирмы  и неожиданное увольнение, тяжелая  болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.).

   От  темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

   В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Чувствительность вызывает у них постоянную потребность в сопереживании.

   От  темперамента зависят и такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

   Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной  реакции человека нате или иные события. Эмоциональный человек придает  большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

   Импульсивность  проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении  еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и  принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

   Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто  возникают связанные с беспокойством  эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

   Свойства  темперамента играют  важную роль и  в процессе сработанности и совместимости  людей в  деятельности. Так при  прочих равных условиях флегматику легче  работать с сангвиником, сангвинику – с меланхоликом, а меланхолику – с флегматиком. Типы темперамента, как отмечает Р.М. Грановская, накладывают свой отпечаток на способы общения, определяя степень активности в налаживании контактов. Так сангвиник быстро устанавливает социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным мыслям и страхам. В общении они являются инициаторами, легко вступают в компании, способны  занимать в них лидирующее положение. Холерики отличаются чрезмерной подвижностью и импульсивностью, также быстро устанавливают межличностные контакты. Однако если партнер по общению по своим данным не соответствует ожиданиям холерика, то он скоро теряет к ним всякий интерес. Флегматики социальные контакты устанавливают медленно. В новом окружении, скорее всего, замыкаются в себе. Свои чувства флегматики проявляют мало,  но зато они устойчивы и постоянны в своем отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых. Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность в сопереживании.

   Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.1

   Когда говорят о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.  
 
 

   1.Симонов П.В., Ершов П. М., Темперамент. Характер. Личность. М: Наука, 1984г.

   Поведение представителей любого из приведенных типов темперамента в процессе общения могут иметь крайнюю форму выражения, что может привести к затруднениям во взаимопонимании. Многое в формировании межличностных отношений связано со способностью проявить индивидуально-психологические характеристики, к которым относятся психические процессы, свойства личности, в том числе и свойства темперамента. Индивидуально-психологические характеристики значимы для формирования межличностных отношений в группах. При общении нужно учитывать не только сильные стороны каждого типа, но и стремиться уравновесить его крайние проявления, присматриваясь к качествам своих антиподов и демонстрируя поведение противоположного типа. Таким образом, от того, каким темпераментом наделен человек, зависит  и его поведение в группе.

  Не  существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении  как физических, так и психологических  характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и  напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени зависит характер индивида, его успешность или не успешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к изучению проблемы, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Поэтому изучая его, мы научимся понимать поведение человека в той или иной ситуации, решать межличностный конфликты и избегать их повторений.  
 
 
 

Глава 2 Методы практического  исследования индивидуальных особенностей участников малой группы:

   2.1. Классические научные  эксперименты по  изучению взаимосвязи  индивидуальных свойств личности и групповых отношений 

   Многие  исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, межличностных отношений  и индивидуальных особенностей личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много. В отечественной психологии проблеме межличностных взаимоотношений посвятили свои исследования психологи В.С. Агеев, Б.Г. Ананьев, Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Т.В. Снегирева и др. Межличностные взаимоотношения формируются и проявляются в процессе деятельности. Главной чертой исследований проблемы межличностных отношений является изучение их в реальной ситуации во взаимосвязи с различными свойствами темперамента, опосредованного совместной деятельностью.

   Ранее экспериментальные исследования в области межгрупповых конфликтов были проведены М. Шерифом (1954) в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа "Орлы", другая "Гремучие змеи"). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений "бывших" групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

   Важно подчеркнуть тот принципиальный вклад, который был сделан в изучение области межгрупповых отношений. В  отличие от "мотивационных" подходов, свойственных фрейдистски ориентированным  исследователям, когда центральным звеном оставалась отдельная личность в ее отношениях с представителями других групп, Шериф предложил собственно "групповой" подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Это было новым шагом в понимании межгрупповых отношений, но при предложенном понимании взаимодействия были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия.

   В рамках этой ориентации и были выполнены  эксперименты А. Тэшфела, заложившего  основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений  в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и вне групповую враждебность по отношению к чужой группе), Тэшфел полемизировал с Шерифом по вопросу о том, что является причиной этих явлений. Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами, т. е. выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

   В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как "сторонники" Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Немедленно возник эффект "своих" и "чужих" и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

   Отсюда  был сделан и более широкий  вывод о том, что вообще область  межгрупповых отношений — это  преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений. По мысли Тэшфела, независимо от объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между группами факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих, в конечном счете, к межгрупповой дискриминации.

   Так же основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С. Московичи и его сотрудников.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в малой группе