Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания (педагоги, психологи, социальные работники) обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
1.2 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
2.1 ПОНЯТИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
2.2 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Свобода подразумевает  возможность преодоления всех форм детерминации, внешней по отношению  к человеческому глубинному экзистенциальному  Я. Свобода человека - это свобода  от причинных зависимостей, свобода  от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущим, которое есть ни у каждого человека.

Позитивную характеристику свободы необходимо начать с того, что свобода является специфической  формой активности. Если активность присуща всему живому, то свобода 1) является осознанной активностью; 2) опосредованной ценностным “для чего”; 3) активностью, полностью управляемой самим субъектом.

Ответственность -создание человеком своей способности  выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность зрелой личности - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами”[23, с.52].

Лишь в ходе активности, направленной вовне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять на события. В своей развитой форме свобода и независимость неразделимы, выступают как единый механизм самореализируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности в отличие от незрелой.

Вместе с тем, пути и механизмы становления свободы  и ответственности различны. Путь становления ответственности - это  переход регуляции активности извне  вовнутрь. Путь становления свободы - это обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора.

Интеграция свободы  и ответственности связанная  с обретением личностью ценностных ориентиров, знаменует переход человека на новый уровень отношений и  миром - уровень самодетерминации - и выступает предпосылкой и признаком  личностного здоровья.

Наряду с формированием  личностных структур: свободы и ответственности  происходит их содержательное ценностное наполнение, что выражается в формировании индивидуального мировоззрения, системы  личностных ценностей и, в конечном счете, в обретении человеком духовности как особого измерения личностного бытия[12].

Духовность, как и свобода  и ответственность, - это не особая структура, а определенный способ существования  человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. “Поэтому принятие решения здоровой личностью - всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который ... обогащает личность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора", - Д.А. Леонтьев[23, с.54]. Духовность - то, что соединяет воедино все механизмы высшего уровня. Без нее не может быть автономной личности. Только на ее основе может обрести плоть основная формула развитияличности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни[23].

Содержательная роль личности, сознания - очевидность. В  суждениях многих исследователей прослеживается указание на то, что зрелость личности определяется ее способностью к самоактуализации, ее плодотворностью.

З.И. Рябикина выделяет следующие  фазы личностного развития [35]:

1. Фаза, в которой "развитие  преимущественно определяется противоречиями, инициируемыми изменениями происходящими  во внешних объективных пространствах” (процесс созревания организма, его отдельных структур; внешние причины перемещения личности в социуме, такие как смена социальных ролей, изменение проецируемых на нее ожиданий общества и другое; формирование у личности в процессе обучения новых навыков, умений, стереотипных форм обращения с предметами и людьми).

2. Фаза, связанная “с  наступлением зрелости (акме), в которой  дальнейший рост связан с активной  стратегией воплощения во внешних  пространствах системы обретенных  личностью смыслов”, “ядром которых  является смысл жизни”.

З.И. Рябикина отмечает, что  изменения, происходящие во внешних  пространствах, по независящим от личности причинам, продолжают влиять на развитие личности, если обнаруживают свою значимость для нее. Основной источник противоречий связан с внутриличностными смысловыми преобразованиями и процессом самоактуализации, вступающим в противоречие с внешней бытийностью (ограниченность физических возможностей индивида; отсутствие необходимых умений, знаний о мире; сопротивление этических и иных стереотипов и прочее).

 

Именно на данной фазе человек становится субъектом жизни, достигает зрелости и может быть охарактеризован как самоактуализирующаяся, плодотворная личность. Это есть акме, период расцвета, когда рост личности не прекращается, но в большей степени  теперь определяется внутренними психологическими, личностно-смысловыми причинами. Не каждому удается достичь этого рубежа и продолжить саморазвитие, самосовершенствование, неотделимое от совершенствования внешних объективных пространств явлений: своей телесности; пространства событий Среды и его воплощения в образе мира; пространства деятельностных возможностей.

Итак, решающим признаком  этапа зрелости является осознание  себя субъектом жизни, когда внешняя  событийность, внутренние превращения, а также достижения личности увязываются ею в последовательность следствий некоторого идеального плана, стратегии самоопределения и самореализации в последующем, в процессе осуществления “замысла жизни”, сами планы уточняются, детализируются, иногда изменяются, вызывая смысловое противоречие с ранее совершавшимися, достигнутыми. Это противоречие снимается переосмыслением.

В.А. Ананьев отмечает, что обогащение, развитие личности осуществляется по трем основным каналам: самопознания, самовоспитания, самоосуществления[1].

В.А. Ананьев дает следующее описание психологически здоровой личности. Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных различным ситуациям, с которыми она сталкивается. Основой же адекватного поведения в жизненных ситуациях является умение отделять реальные цели от идеальных.

Главным критерием зрелости личности человека выступает его  духовная ориентация, которая входит в систему общего духовного начала всего человечества.

Выводы:

1. смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности наиболее точно выражается через проявление себя, т.е.выявление своих возможностей, способностей;

2. понятие «самоактуализация»  неявно подразумевает, что у  человека наличествует некая  «самость», которая должна быть  актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни;

3. самоактуализацию можно  определить как процесс саморазвития  личности, ее личностного роста  «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ  ПРИТЯЗАНИЙ

2.1 Понятие уровня притязаний  в психологии

Понятие «уровень притязаний»  традиционно определяется в психологии как уровень трудности цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей.

Наиболее значительные исследования, раскрывающие различные  аспекты уровня притязаний, осуществлены в 30-40 годы прошлого столетия и связаны  с именами Э. Толмена, К. Левина, Б.В. Зейгарник, Ф. Хоппе, Т. Дембо, Р. Сирса и др. В этих и более поздних зарубежных и отечественных исследованиях (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина и др.) уровень притязаний рассматривался в рамках динамического подхода проблем самооценки, мотивации достижения, успеха, изучались проблемы взаимосвязи уровня притязаний с личностными чертами, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

В литературе накопилось довольно много различных определений  уровня притязаний .

В.Н.Мясищев понимал  уровень притязаний как качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность [30].

Согласно В.С.Мерлину  уровень притязаний отражает ту степень  оценки субъектом своих возможностей, в которой он нуждается, чтобы испытать удовлетворение [29].

По Е.А.Серебряковой уровень  приязания — это потребность  в определенной самооценке, принимаемой  и одобряемой человеком [9].

По мнению Н.Л. Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самосуществования, образ -Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д[9].

Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся  в степени трудности цели, которую  человек ставит перед собой.

Анализируя определения  уровня притязания, даваемые различными авторами, Л.В.Бороздина отмечает, что в них (определениях) подчеркиваются отдельные аспекты и, как следствие, термин приобретает множество вариативных значений, что способствует неоднозначности в понимании данного феномена[9].

Но все-таки, большинство  авторов сохраняет, в качестве наиболее общего, понимание уровня притязания близкое к исходному, т.е. как уровень  трудности выбираемых субъектом  целей.

Ввела понятие «уровень притязаний» Т. Дембо, представительница  школы К. Левина, интерпретируя его как «более легкую промежуточную цель, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам»[26, С.18].

Впервые теория уровня притязаний была предложена также представителем этой школыФ.Хоппе в 1930г. Ее возникновение связано с поиском детерминант перехода к новому действию. Теория намерения (или преднамеренной деятельности), предложенная К.Левиным исходила из двух постулатов:

1. Действие, соответствующее  намерению, детерминировано особым  состоянием напряжения, которое оказывает давление в направлении выполнения намерения.

2. Если цель действия  достигнута, давление "системы внутриличностного  напряжения" стремится к нулю.

Таким образом, возникновение  целенаправленной деятельности, согласно данной теории, определяется особым гомеостатическим механизмом: действие возникает в условиях нарушения равновесия между системами напряжения и выполняет функцию восстановления этого равновесия. Развитие гомеостатической модели поведения потребовало ответа на вопрос: каким образом успех или неудача в достижении поставленной цели влияют на возникновение нового действия? Особенно остро стоял вопрос о возникновении нового действия в случае успешной реализации намерения, т.к. в соответствии с теорией К.Левина в этом случае напряженная система, детерминирующая поведение индивида, должна прийти в равновесие. Изучая спонтанное возобновление действия, Ф.Хоппе приходит к выводу, что возобновление действия совершается с новой целью, не тождественной цели предыдущего действия. По его мнению, действие, возобновленное после успешного выполнения, носит характер не простого повторения, а улучшения прежнего достижения, т.е. ряд действий представляет собой некоторую структуру с одной общей целью: сделать как можно лучше[29].

Вводя понятие "уровень притязаний", Ф.Хоппе пишет: "В рассматриваемых здесь случаях испытуемые приступают к работе с определенными притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут изменяться. Совокупность этих сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то точных ожиданий и притязаний, связанных с будущим достижением, мы будем называть "уровнем притязаний" испытуемого. Смотря по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения"[17, С.10].

Рассматривая ситуацию, в которой  проявляется характерный для  данного человека уровень притязаний, Ф.Хоппе подчеркивает, что эта  ситуация конфликтна. Уровень притязаний проявляется как результат решения  конфликта двух разнонаправленных тенденций: тенденции как можно выше поднять притязания, чтобы достичь успеха, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Причем, успех или неудача рассматриваются как переживания, возникающие вследствие достижения или недостижения цели, расположенной в некотором фиксированном интервале трудности - "рабочей зоне задания". Уровень притязаний колеблется между верхней и нижней границами этого интервала. Переживание успеха возникает, если уровень достижения равен или превышает уровень притязаний. Если уровень достижения оказывается ниже уровня притязаний, переживается неудача. Чувства неудачи не возникает, если неуспех соответствует уровню трудности, находящемуся выше верхней границы интервала существования уровня притязаний, т.е. выше "слишком трудных задач". Аналогично, достижение успеха в задачах, уровень трудности которых ниже, чем нижняя граница, ("слишком легкие задачи"), не вызывает переживания успеха.

Анализ работы "Успех и неуспех" показывает, что Ф.Хоппе употребляет  термин "уровень притязаний" по крайней мере в двух значениях: во-первых, уровень притязаний является элементом сложной целевой структуры, рассматриваемой в фиксированный момент времени (уровень притязаний в данный момент). Эта схема отражает намерения индивида, связанные с целью актуального действия, а также особенности задания. Второе значение термина "уровень притязаний" относится к последовательности притязаний, соответствующих общей, "идеальной" цели. Ф.Хоппе пишет: "Имеющийся в данный момент уровень притязаний испытуемого соответствует, как правило, одной из целей, которая допускается структурой задания. Ряд факторов позволяет утверждать, что общий образ действий испытуемого определяется не только временной целью, соответствующей уровню притязаний в данный момент, но и более общей, всеохватывающей целью, которая, хотя в данный момент не является актуальной, все же стоит за соответствующей отдельной целью и детерминирует поведение испытуемого" [17, С. 125].

Информация о работе Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности