Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:31, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания (педагоги, психологи, социальные работники) обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.
ВВЕДЕНИЕ
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
1.2 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
2.1 ПОНЯТИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
2.2 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В формировании уровня притязаний большую роль играет соответствие деятельности обследуемого его предположениям о степени сложности заданий, выполнение которых приносило бы ему удовлетворение. В. С. Мерлин придавал большое значение социальным факторам, считая, что в одной и той же деятельности существуют различные социальные нормы достижений для разных социальных категорий в зависимости от должности, специальности, квалификации индивида[29]. Этот фактор играет известную роль и в условиях экспериментального исследования уровня притязаний - даже правильное выполнение экспериментальных заданий при определенной самооценке обследуемого может не восприниматься им как успешное. Отсюда вытекает принцип важности значения подбора экспериментальных заданий, Характер реакции обследуемого на успех или неуспех в первую очередь определяется тем, насколько устойчива у него самооценка. Анализируя динамику уровня притязаний, В. С. Мерлин находил, что легкость или трудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровня притязаний зависит от свойств темперамента (тревожность, экстра - или интровертированность, гмоциональность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальный уровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки, степень ее устойчивости, мотивы самоутверждения[29].
Помимо самооценки, в динамике уровня притязаний существенную роль играют такие моменты, как отношение обследуемого к ситуации эксперимента и исследующему, оценка деятельности обследуемого экспериментатором, регистрирующим в ходе опыта успех или неуспех, характер экспериментальных заданий.
Одним из основных вопросов
исследования уровня притязаний является
изучение его онтогенеза. Работа в
этом направлении также была начата
в школе К. Левина. Было выявлено,
что первичным притязанием
Данные о возрастной динамики зрелости, полученные в группе К. Левина, впоследствии были подтверждены. Детальный качественный анализ возрастных особенностей целеобразования проведен в работе А. Мюллер. В исследовании участвовали дети в возрасте от 3,2 до 7,8 лет. Все основные компоненты зрелогоцелеобразования были обнаружены автором уже у детей 5-7 лет. Дети этого возраста тщательно и осторожно осуществляли выбор цели, ориентируясь при этом на предшествующие достижения, испытывали полноценные переживания успеха и неуспеха как гордости или стыда за собственные достижения, стремились к успехам в наиболее трудных задачах. У детей от 3,11 до 4,11 лет цели не зависели от реальных достижений, а у детей в возрасте от 3,2 до 3,11 лет целей как таковых не возникало, обнаружилось лишь «зачаточное» притязание. В исследованиях А. Мел, где сопоставлялся уровень притязаний детей 8-10 и 13-15 лет, найдено различие в способе реакции на успех и неуспех: у детей младшего возраста отмечались более частые атипичные реакции. Анализ поведения студентов (19 лет) и школьников (13,5 лет) выявил у подростков неустойчивость притязаний, слабую дифференцированность цели, тенденцию искать причины неудач в объективных обстоятельствах, а успехи относить за счет собственных умений, группа студентов же оказалась более критичной[11].
Таким образом, анализ приведенных материалов исследований показал, что уровень притязаний как психологический феномен является сложным психическим образованием, проявление которого зависит от многих факторов и который не сводится только к практике определения его как явного уровня цели.
2.2Уровень притязания самоактуализирующейся личности
Самоактуализирующаяся личность постоянно стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть. Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше - знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом[10, С.24].
С мотивационной сферой личности тесно связан уровень притязаний, как уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.
У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее 10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия - его доставляет лишь достижения цели.
Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.
Самоактуализирующимся
личностям, в отличие от других, свойственно
именно динамическое стремление к развитию,
а также постоянное напряжение «ради
далекой и зачастую недостижимой
цели». Здесь будоражащий и
А. Маслоу предпринял обширное
исследование самоактуализирующихся
людей с целью выявить
1. Более адекватное
восприятие действительности, свободное
от влияния актуальных
2. Принятие себя и
других такими, какие они есть,
отсутствие искусственных,
3. Спонтанность проявлений,
простота и естественность. Такие
люди соблюдают установившиеся
ритуалы, традиции и церемонии,
4. Деловая направленность.
Такие люди заняты обычно не
собой, а своей жизненной
5. Они нередко склонны
к одиночеству и для них
характерна позиция
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются, прежде всего, внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются: законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания,
характеризующиеся ощущением
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими
самоактуализирующимися людьми: узкий
круг людей, отношения с
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние
моральные нормы.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность (созидательность,
творчество), не зависящая от того,
чем человек занимается, и проявляющаяся
во всех действиях
15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.
По В. Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:
- способность к
- способность к самоотстранению[
Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.
Вторая - в его возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны (по М. М. Бахтину – объективация).
Таким образом, процесс самоактуализации человека рассматривает и описывает «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкивается с определенными проблемами, принимает вызов, и, прилагает собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуется, развиваясь, сознательно выбирая для себя еще более трудные (но соответствующие своим силам и возможностям, «самости») реалистические проблемы. Или же деградирует, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют силам и возможностям, «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно приходит в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.
Сопоставив данное положение
с понятием высокого уровня притязания,
который предполагает оптимальное
представление о своих
Маслоу в своей последней, изданной посмертно работе «Дальние пределы человеческой психики» обобщил характеристики самоактуализации отмечает, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей. «Решение стать рядовым врачом – не лучший выбор для самоактуализирующейся личности. Обязательно нужно стремиться стать самым лучшим врачом, нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности» [26, с. 60].
С другой стороны, как
следует из характеристик
Уверенность в себе — готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из–за опасений неудачи.
Информация о работе Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности