Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа
Итак , цель моей курсовой работы это изучение феномена зависти и как он влияет на конфликтное поведение .
Передо мной как автором работы стоят следующие задачи
1 Изучить понятие, виды, положительные и отрицательные стороны зависти.
2 Дать определение понятию конфликт ,изучить виды , стратегии поведения в конфликте и разрешение конфликтов
3 Исследовать как зависть влияет на конфликтное поведение на примере ГБУ СО Областной центр реабилитации инвалидов.
Введение ………………………………………………………………………….3
I Зависть как социально – психологический феномен
1.1 Понятие зависти………………………………………………………………5
1.2 Виды зависти …………………………………………………………………7
1.3 Положительные и отрицательные стороны зависти. Как бороться с завистью, заставить зависть работать на позитив …………………………… 11
II Понятие и сущность конфликтов
2.1 Понятие конфликтов………………………………………………………...15
2.2 Типы конфликта……………………………………………………………..17
2.3 Стратегии поведения в конфликте. Разрешение конфликтов…………… 20
III Влияние феномена зависти на конфликтное поведение
3.1 Исследование влияния зависти на конфликтность……………………….24
3.2 Обработка результатов………………………………………………………44
3.3 Результаты исследования и выводы……………………………………….51
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы ……………………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
I Зависть как социально – психологический феномен
1.1 Понятие зависти……………………………………………………………
1.2 Виды зависти …………………………………………………………………7
1.3 Положительные и отрицательные стороны зависти. Как бороться с завистью, заставить зависть работать на позитив …………………………… 11
II Понятие и сущность конфликтов
2.1 Понятие конфликтов……………………………………………………
2.2 Типы конфликта………………………………………………………
2.3 Стратегии поведения в конфликте. Разрешение конфликтов…………… 20
III Влияние феномена зависти на конфликтное поведение
3.1 Исследование влияния зависти на конфликтность……………………….24
3.2 Обработка результатов…………………………………………………
3.3 Результаты исследования и выводы……………………………………….51
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы ……………………………………………………………55
Приложение
Введение
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, проявляющего себя по разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения».
Человек завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы к которым сегодня принадлежим все мы , если бы не социальные запреты , активизируемые внутри объекта его зависти .
Зависть может побудить человека к разрушениям . Почти вся литература, которая фрагментарно занималась завистью (художественная литература, публицистика , философия , теология ,психология) постоянно обращала внимание на ее деструктивный характер . Во всех сказках и поговорках чувство зависти осуждается . Завистливого человека всегда призывают стыдиться .
Феномен описываемый словом «зависть»- это фундаментальный психологический процесс , который неизбежно предполагает социальный контекст : сосуществование двух или более индивидов.
Зависть – это чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и прочими достижениями других людей. Одновременно сопровождается желанием иметь самому то же самое или даже больше, а также ещё более сильным желанием лишить других указанных преимуществ.
Зависть порождает конфликт, конфликт порождает действие. Например, детская зависть нередко находит своё разрешение именно таким образом. Отобрал или взял посмотреть игрушку – и намеренно «нечаянно» сломал. Особенно коварны в своей зависти женщины. Женская зависть часто становится причиной конфликтов даже между самыми преданными подругами. Одной из распространенных причин для зависти является внешность.
Эмоция зависти знакома каждому человеку, и в каждом человеке эта эмоция присутствует, у кого в большей, у кого в меньшей степени. Зависть – это реальность нашей натуры. У неё, как у хронической болезни, есть периоды обострения и есть периоды ремиссии. Ей, как аллергии, присущи провоцирующие факторы. Да собственно, она и есть аллергия на успехи других людей. Это весьма чувствительная струна нашей психологии и весьма часто ею пытаются воспользоваться разного рода манипуляторы.
Я считаю что тема моей работы актуальна т.к в нашей стране очень много завистливых людей, они встречаются не только на работе среди коллег, а так же и среди друзей , близких и родных . И все эти люди кем бы они не были не считают , что они завидуют , а на самом деле большая часть конфликтов происходит именно из -за чувства зависти по отношению к другому человеку .
Итак , цель моей курсовой работы это изучение феномена зависти и как он влияет на конфликтное поведение .
Передо мной как автором работы стоят следующие задачи
1 Изучить понятие, виды, положительные и отрицательные стороны зависти.
2 Дать определение понятию конфликт ,изучить виды , стратегии поведения в конфликте и разрешение конфликтов
3 Исследовать как зависть влияет на конфликтное поведение на примере ГБУ СО Областной центр реабилитации инвалидов.
I Зависть как социально – психологический феномен
1.1 Понятие зависти
Объект изучения – зависть – является одной из социальных эмоций, то есть возникающих при удовлетворении социальных потребностей и касающихся взаимодействия людей. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Следует отметить три стороны данного явления:
субъект – тот, кто завидует;
объект – тот, кому завидуют;
предмет – то, чему завидуют.
Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Существует более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях:
на уровне сознания - осознание более низкого своего положения;
на уровне эмоционального переживания - чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения;
на уровне реального поведения - разрушение, устранение предмета зависти.
К. Муздыбаев (1997) выделяет следующие компоненты зависти:
социальное сравнение
восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
желание или причинение ему вреда;
желание или реальное лишение его предмета превосходства.
Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит, я хуже его.
Зависть возникает чаще тогда, когда люди имеют приблизительно одинаковый социальный статус. Человек понимает, что в принципе он мог бы иметь то, что имеет другой, и это задевает его самооценку. Подливает масла в огонь и то, что завидующий постоянно видит свою "жертву", которая "напоминает" ему о его неполноценности.
1.2 Виды зависти
БЕЛАЯ (мимолетная) ЗАВИСТЬ – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Проявляется обычно на бессознательном уровне.
Белая зависть бывает двух видов: зависть-восхищение и зависть-стимул.
ЗАВИСТЬ-ВОСХИЩЕНИЕ – мимолетное чувство, нечаянно вызванное счастьем, достижением или успехом кого-то из ближайшего окружения. Как правило, такая зависть носит бессознательный, безобидный характер и долго не задерживается в сознании.
Она проявляется легко и безгрешно. Но, несмотря на свою поверхностную безобидность, может сыграть злую шутку – нечаянно сглазить чужой успех. Кроме того, от частого использования может стать черной.
ЗАВИСТЬ-СТИМУЛ, выраженная в признании чужих успехов, может стать соревновательным стимулом для здоровой конкуренции, творческих побед, реализации достижений и совершенствования личности.
Об этом виде белой зависти Марк Туллий Цицерон сказал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду». Такая зависть – явление здоровое, созидательное. Она может быть только у самодостаточных людей.
«Ты умен, одарен, образован, красив, силен, богат, высоко стоишь на службе, я – нет; ты – наверху, я – внизу; ладно, принимаю это. Я буду трудиться; творчески работать, перемещая себя «наверх» – в соревновании, но без зависти к тебе. Ты только оставайся наверху, я поднимусь к тебе», – такова внутренняя логика зависти-стимула.
ЧЁРНАЯ ЗАВИСТЬ
ЧЁРНАЯ (продолжительная, устойчивая) ЗАВИСТЬ чаще всего встречается на сознательном уровне и бывает четырех видов: зависть-агрессия, зависть-комплекс неполноценности, зависть-злорадство, алчная зависть.
В отличие от животных, социальное поведение человека решающим образом мотивируется потребностью в самоуважении. Когда его нет, а творческие способности самореализации ограничены, самоутверждение становится компенсацией. И тогда любое поведение, помогающее почувствовать силу, состоятельность, получает сигнал «Действуй!». Беда еще и в том, что достигнутая иллюзия самоуважения очень кратковременна и завтра понадобится самоутверждаться вновь.
Так запускаются поведенческие цепочки черной зависти, перерастающие в мощные мотивационные программы, как говорят психологи. Обличья зависти разнообразны:
«Несправедливо обделенный» и страдающий, несмотря на свою «замечательность»;
«Господь Бог», выносящий вердикты по поводу плохих качеств других людей;
«Судья», решающий, что беда к кому-то пришла справедливо;
«Сальери», убирающий со своего пути Моцарта, и так далее.
Внутренний смысл этих ролей очень прост – банальная зависть.
ЗАВИСТЬ-АГРЕССИЯ – крайняя форма выражения черной зависти, негативная эмоция, побуждающая совершить злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Такая зависть съедает человека изнутри, становится мотивом для ненависти, агрессии, мести.
Жестокий завистник пристрастно отмечает чужое превосходство. Он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество другого мучит его, как рана на сердце. И чем беднее душа человека, тем сильнее его месть.
В опубликованном в 2007 году в «Центре Азии» интервью «Осознанное понимание справедливости» (автор Виктория Хертек) судья Верховного суда Республики Тыва Хамидулла Файзуллин упоминает таежное убийство, совершенное в августе 1996 года Начыном Байкара. Были убиты три заготовителя Кызылского ГорПО и подполковник ФСБ.
Убийца говорил, что ему, человеку таежному, было обидно видеть у начинающих охотников такое хорошее, дорогое оружие, с монокулярами и другими приспособлениями. Он завидовал! И из зависти убил и украл.
ЗАВИСТЬ-КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – это проявление низменных и примитивных черт личности, отсутствие чувства собственной значимости, самоуважения, осознание своей ненужности и, следовательно, зависть к тем, кто более востребован жизнью. Основа ее – низкая самооценка, закомплексованность, самокопание, самобичевание, невротичность натуры.
Такая зависть характерна для людей, которых в детстве недолюбили, недоласкали или избаловали; для тех, кто по причине своей некомпетентности не может реализоваться на своем месте. Она чаще встречается у мнительных, обидчивых и неуверенных в себе людей, а также у тех, у кого сниженное чувство самоуважения к себе.
Например, зависть некрасивой женщины к привлекательной называется «комплексом внешности».
А зависть руководителя к образованию и способностям подчиненного можно назвать «комплексом неполноценности по профессиональному признаку». Чем выше уровень такой зависти, тем комфортнее ему общаться с мало знающим, безынициативным и заискивающим сотрудником.
Был случай, когда муж начал завидовать жене, у которой произошел карьерный рост: она выиграла грант, стала успешным профессионалом, а он начал устраивать ей скандалы по малейшему поводу.
Причина была в зависти и крахе собственной карьеры. Поэтому муж был не в состоянии принять факт успеха жены: «Как может быть женщина умнее мужчины?» Такая зависть называется «комплексом неполноценности по интеллектуальному признаку».
ЗАВИСТЬ-ЗЛОРАДСТВО – вялотекущая зависть, не менее страшная и опасная, чем жестокая зависть.
Месть может быть выражена в молчании, бездействии, в безынициативности, в тихом злорадстве. Такая зависть может возникнуть на работе между коллегами, в семье между ее членами, в учебных заведениях, в армии.
Завистники этого плана – личности серые, нереализованные: ни в работе, ни в семье, ни в чем другом. Когда происходит беда с одаренным коллегой или с талантливым братом, радость переполняет низменную душу такого человека. У него не бывает сочувствия, сопереживания чужому горю.
Одна женщина рассказывала про такую зависть следующее когда ее ненавидела коллега, когда у нее была хорошая семья, успешная карьера, но как только разрушилась семья, погиб сын, коллега вдруг начала питать нескрываемую симпатию к ней. Теперь завидовать стало нечему – позиции почти равны: у завистницы нет семьи.
АЛЧНАЯ ЗАВИСТЬ – в ее основе лежит скупость и жадность. И бедность, и богатство одинаково рождают ее.
Люди завидуют тому, что у кого-то что-то лучше, дороже, больше, чем у него. Неважно, что это – деньги, высокий пост, успех, красота, материальные ценности.
Все материальное для них имеет смертельно важную ценность. Смысл жизни заключается в том, чтобы «иметь все, как у людей».
Такие люди негативно воспринимают все, что их окружает. Даже собственную удачу они способны воспринимать в штыки и видеть в этом чей-то подвох. Их энергия уходит на черную, негативную переработку бытия.
Зависть разъедает организм изнутри. Человек начинает болеть, не понимая истинной причины своего недомогания. Еще древние греки отмечали, что у завистливых людей начинает в первую очередь болеть печень. Многие опухоли, раковые заболевания начинаются с зависти.
1.3 Положительные и отрицательные стороны зависти . Как бороться с завистью, заставить зависть работать на позитив .
Положительные стороны зависти
Белая зависть мотивирует к развитию, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Проявляется обычно на бессознательном уровне.
Зависть возникает из-за желания человека иметь что-то лучше, чем у тебя есть. Белой завистью принято называть чувство, когда не желают плохого другому, а просто хотят иметь то же, что есть у него (машину, должность, успех). Но это не зависть в чистом виде, а, скорее, смешанное чувство, граничащее с восхищением и преклонением перед успехами и достижениями других людей.
Белую зависть можно определить, как признание успеха другого человека «с примесью» небольшой ревности к его достижениям. Позитив такой зависти в том, что она питает дух соревнования, здоровой конкуренции.
То, что принято называть белой завистью, относиться, скорее, к восхищению. Когда человека восхищают способности, качества или достижения другого. Но к зависти это не имеет абсолютно никакого отношения.
Белая зависть, выражаемая в признании чужих успехов, может стать стимулом для творческих побед, реализации достижений и самосовершенствования. Завидуя конструктивно, мы не оборачиваемся на свои недостатки и провалы, а концентрируемся на своих способностях, анализируем, развиваемся.
Отрицательные стороны зависти
Зависть не может быть безобидна по одной простой причине. Зависть, любая (и белая здесь не исключение) относится к саморазрушающему виду поведения.
Становясь главной мотивирующей силой в жизненном сценарии, зависть чаще всего приводит к духовному краху даже при достижении цели и успехов в жизни. Так как вместо радости и довольства собой появляется новый объект зависти, а внутренний мир при этом остается пустым и незаполненным.
Другие считают, что зависть сопряжена с негативными чувствами и эмоциями либо по отношению к себе, либо к объекту зависти. И ее нельзя рассматривать в положительном ключе.
Любая зависть разрушительна для того, кто ее испытывает. В этот момент человек начинает жить чужими установками, он ломает свою программу. Но в каком-то смысле такая зависть созидательна, она заставляет развиваться, стимулирует к дальнейшим свершениям.
Зависть безобидна до тех пор, пока ты не начинаешь заниматься самоедством, снижая собственную самооценку: "Она этого добилась, а я — нет, и никогда не смогу". Тогда успех другого человека ты воспринимаешь, как свое поражение, и начинаешь злиться на того, кто тебя превзошел.
Зависть — это разрушающее чувство, связанное с принижением своих достоинств по отношению к другим. Она никак не может быть во благо. Человек, испытывающий это чувство, не живет в гармонии с собой, со своим "я". Он останавливается на одном месте и не развивается дальше.
Как бороться с завистью , как заставить зависть работать на позитив
Сразу стоит отметить, что зависти, особенно черной, как правило, подвержены слабые люди. Причем слабые в плане силы воли и духа. Когда человек начинает свою зависть укрощать и направлять в нужное русло, он становится сильнее.
Давайте рассмотрим ситуацию из реальной жизни.
Допустим, есть человек, который, как и вы , пишет тексты. О качестве судить не будем, но платят ему в 5 раз больше, чем Вам, и Вас это задевает за живое.
Итак, что в этой ситуации можно сделать…
1. Проанализируйте тексты и ситуацию Вашего конкурента. От того, что Вы будете зеленеть, завидуя и покрывая жертву проклятиями, ничего не изменится. Вы лишь подорвете свою нервную систему, так ничего и не добившись.
Включая разум, а не чувства, Вы развиваетесь. Уже позитив. Кроме того, анализируя, Вы обращаете внимание на многие нюансы, которые при обычных обстоятельствах Вы бы проигнорировали.
2. Наступите на горло оскорбленной гордости и идите на контакт. Искренне признайте превосходство Вашего конкурента. Попросите его поделиться опытом и знаниями. Как правило, при таком подходе, человек Вам не откажет и охотно поделится с Вами информацией. И кто знает, быть может, тот, кто до сих пор был заклятым врагом, сможет стать хорошим другом.
Вы же, при таком раскладе, получите и информацию, и расширение круга своих контактов новым полезным знакомством.
3. Представьте, что конкурент бросил Вам вызов тем, что спровоцировал Вас на зависть. Примите вызов и превзойдите соперника. Вызов – это очень сильное слово, особенно для людей с развитым самолюбием. В таком случае мотивация и креативность начинают зашкаливать, а зависть косвенно становится источником вдохновения.
4. Если боевой дух в дефиците, попробуйте превзойти соперника в других сферах. Например, специализироваться на смежных направлениях. Если, скажем, конкурента считают асом рерайтинга(переписывание текста, лексическое изменение оргинальных текстов ), станьте экспертом по сео-копирайтингу(определенная техника создания и редактирования текстов для web-сайтов таким образом, чтобы, во-первых, пользователь мог легко прочитать и понять текст, и во-вторых, чтобы при этом текст содержал необходимые для поискового продвижения ключевые слова в нужных местах и необходимых пропорциях.) и займите свою нишу.
5. Если Вы завидуете кому-то и хотите этого человека превзойти, придумайте что-нибудь новое. Таким образом Вы самореализуетесь, ощутите чувство собственной значимости, обогатите себя и, как результат, перестанете завидовать.
Чтобы перестать завидовать, нужно самосовершенствоваться. Поэтому, если вы поймали себя на мысли, что испытываете чувство зависти, разберитесь прежде всего в его причине.
1 Признайтесь, что испытываете зависть
Но не останавливайтесь на этом. Ставьте позитивные цели и стремитесь их достичь. Пусть зависть станет для вас стимулом к самосовершенствованию. Главное — действуйте.
2 Думайте только о себе
Перестаньте наблюдать за тем, как «кому-то бесконечно везет». Отбросьте самоедство и обиду на себя. Проанализируйте мотивы собственного поведения. Подумайте о том, что у вас есть и что вы можете реально сделать.
3 Заполните пустоту: лекарство от зависти — личностный рост
Психологическая особенность завистника — духовная пустота. По мере ее наполнения за счет творческой самореализации исчезает потребность завидовать, человек начинает осознавать личную значимость.
II Понятие и сущность конфликтов
2.1 Понятие конфликтов
Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.
Распространенное понимание конфликта больше соответствует социологической науке.
В отечественной литературе имеются схожие социологические черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает: «… конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.» [[1]]
Ю.Г. Запрудский утверждает: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.» [[2]]
У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»[[3]]
Конфликт - это факт человеческого существования.[[4]]
Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.
Объектом конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.
Предметом конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.
Если объект конфликта является средством достижения реальных целей, то такой конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.
Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Охарактеризуем суть этих понятий.
Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.
Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.[5]
2.2 Типы конфликтов
Одним из наиболее широких и очевидных оснований типологии конфликтов является распределение их по субъектам, или сторонам конфликта на пять групп:
- внутриличностные,
- межличностные,
- между личностью и группой,
- межгрупповые,
- межгосударственные.
Носитель конфликта внутриличностного — отдельный индивид. Суть такого конфликта содержится в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях.
Межличностный конфликт - это противодействие между отдельными личностями в социальной и психологической сфере.
Здесь большую роль играют личностные качества индивидов, психические особенности, социальные навыки, нравственные установки. Этот тип конфликта важен для менеджеров и позволяет им говорить о межличностной совместимости или несовместимости людей.
Конфликт между личностью и группой - этот тип конфликта схож с межличностным, но является более сложным и многогранным. В группе, с ее более сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.
Межгрупповой конфликт - столкновение интересов разных формирований. К этой типу принадлежат конфликты между социальными группами различного размера: малыми, средними и большими.
Для исследования систем управления малые социальные группы наиболее интересны. Ведь, это та общность людей, которая объединена общими задачами и целями, например на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.
Межгосударственный конфликт – противостояние между правительствами государств, групп государств.
Довольно интересную классификацию конфликтов подает Л. А. Ершов.[[6]]
1. По источникам:
а) конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;
б) конфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.
2. По смыслу:
а) конфликты как деловые дела;
б) конфликты как личные интересы.
3. По значимости:
а) конфликты, важные лишь для отдельных работников;
б) конфликты, важные для отдельных индивидов, групп, прослоек населения и т.п.
4. По типу решения:
а) конфликты, которые приводят к модификациям обеих сторон;
б) конфликты, которые приводят к уничтожению одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;
в) конфликты, которые привели к другой точке зрения обе стороны.
5. По форме проявления:
а) конфликты того ли другого направления действия, поведения ("приближения -- отдаления", "приближения - приближения ", "отдаления - отдаления");
б) конфликты того или другого качества, интенсивности действия, поведения;
в) конфликты, которые выражаются вербально или - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);
г) по типу структуры взаимоотношений – скрытые, открытые.
Также выделяют следующие классификаторы: по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объектов, по направленности воздействия и распределения полномочий и т.д.
2.3 Стратегии поведения в конфликте .Разрешение конфликтов.
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий.
Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.
Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений.
Разрешение конфликтных ситуаций
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.
Конфликтная ситуация -- это необходимое условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Способы устранения причин, приведших к конфликту. Работа состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.
На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.
Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.
Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.
Некоторые предложения по разрешению конфликта:
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.
Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.
III Влияние феномена зависти на конфликтное поведение
Исследование феномена зависти на конфликтное поведение я проводила в ГБУ СО Областной центр реабилитации инвалидов .
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов » создан 29 февраля 2008 года по решению Министерства социальной защиты населения Свердловской области, предназначен для оказания реабилитационной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и другим категориям граждан.
Главными задачами реабилитации являются:
Восстановление утраченных функций организма, их компенсация
Оказание помощи в адаптации к окружающему миру.
Для выполнения этих задач в центре практикуется комплексный подход к реабилитации, позволяющий улучшить физическое и душевное состояние человека, раскрыть творческие таланты, вернуть способность к профессиональной деятельности.
Директор Центра Завражнов Александр Владимирович
На данный момент для реабилитации людей с ограниченными возможностями в данном центре действует 11 отделении:
1) Приёмно-консультативное отделение
При поступлении на реабилитацию клиенты проходят первичное обследование в приёмно - консультативном отделении :
определение функционального класса
измерение давления
осмотр реабилитанта
консультирование по состоянию здоровья, по социальным вопросам
выбор оптимального варианта программы реабилитации.
Также клиенты консультируются по следующим вопросам :
Консультация по социальной работе, психологическое консультирование (семейное, супружеское, индивидуальное).
Консультативный прием специалистами по личному обращению граждан, в том числе по телефону (социальные вопросы).
Регистрация клиентов поступающих на курс реабилитации, в том числе оформление пакета документов на разовые услуги для граждан, как на бесплатной, так и частично оплачиваемой или платной основе.
Организация деятельности по ведению кружковой и клубной работы.
2) Отделение Стационарного обслуживания
Отделение стационарного социального обслуживания имеет в своем распоряжении палаты, рассчитанные на 30 мест, оснащенные в соответствии с современными требованиями . В каждой палате оборудован санузел с душем , которые для удобства и безопасности реабилитантов снабжены специальными поручнями . В палаты установлены кронштейны для реабилитантов ,испытывающих трудности при передвижении, рамы Балканского . Все палаты расположены на первом этаже рядом с ресепшн и постом медицинской сестры . Наряду с медицинскими услугами , также в отделении предоставляются бытовые услуги . прачечная оборудована стиральными машинами в бытовой комнате есть гладильная доска , также есть ванная комната, оснащенная специальными техническими средствами , которые позволяют как самостоятельно так и при помощи сотрудников или сопровождающих принять ванну .
Услуги, оказываемые в отделении:
Предоставление мягкого инвентаря.
Выделение клиенту вспомогательных средств оборудования по уходу.
Организация для клиентов стирки, глажения, ремонта вещей.
Наблюдение за состоянием здоровья клиентов, в соответствии с особенностями имеющихся у них заболеваний.
Санитарно-просветительная работа.
Содействие в проведении реабилитационных мероприятий.
Оказание клиенту медицинских услуг (помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем).
Обеспечение ухода, санитарно-гигиенические услуги.
Первичная медико-санитарная помощь.
Обеспечение клиенту до врачебной помощи, в том числе экстренной.
Обеспечение сохранности вещей, документов клиентов.
Оказание клиенту социально-бытовых услуг индивидуального обслуживающего характера (хранение продуктов питания, контроль срока хранения продуктов).
3) Отделение социально психологической реабилитации
Цель работы отделения – адаптация человека с ограниченными возможностями к социальному окружению, формирование адекватного отношения к своему заболеванию, развитие способности к решению собственных проблем ,повышение самооценки , выработка установки на независимый образ жизни , активизация жизненной позиции.
Отделение оснащено уникальным оборудованием. В сенсорной комнате, клиенты могут «искупаться»в «сухом» бассейне, проверить свое восприятие дисперсии цвета, расслабить нервную систему под легкую музыку. За счет сочетания всех компонентов , присутствующих в сенсорной комнате –звук, цвет, аромат. Движение, отражение, тактильные ощущения, происходит влияние на все органы чувств, что плодотворно сказывается на нервной системе клиента. Также в отделении оборудована комната, где проходят трансмедитативные сеансы, которые были разработаны в институте мозга профессором Ананьевым. Курс этих сеансов влияет на процесс саморегуляции организма, нормализуется давление, процесс пищеварения, улучшается сон, повышается настроение.
Занятия в сенсорной комнате
Сухой бассейн в сенсорной комнате
4) Отделение Социально- медицинской реабилитации.
В отделении оборудован физиотерапевтический кабинет, оснащенный уникальной аппаратурой предназначенной для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, нервной системы, периферической нервной системы.
В отделении используются следующие методы лечения:
Методы основанные на использовании импульсных тонов : диадинамометрия , амплимпульстерапия ,электростимуляция
Метод лекарственного электрофореза и CМТ электрофореза
Методы основанные на использовании магнитного поля
Методы основанные на применении электромагнитных колебании оптического диапазона : лечебное применение монохромного когерентного (лазерного излучения)
Методы основанные на использовании механических колебаний – лечение ультразвуком
Опытные инструкторы по лечебной физкультуре проводят групповые и индивидуальные занятия в гимнастическом зале . В специально оборудованном массажном кабинете. Также отделение предоставляет услуги тренажерного зала , где при помощи инструктора реабилитант может разработать индивидуальную программу тренировок .
Инструктор проводит занятие
Зал ЛФК
5) Отделение социально бытовой реабилитации
Социально бытовая реабилитация направлена на восстановление функции самообслуживания , достижения самостоятельности в быту , восстановление социальных связей личности . Для этого отделение социально- бытовой реабилитации предлагает пройти занятия в специально созданной модели жилого помещения , содержащего все жизненно важные «блоки» например такие как санитарно – гигиенический.
Основные направления деятельности отделения социально бытовой реабилитации:
Выявление реабилитационного потенциала клиента (оценка уровня творческой активности к профессиональной деятельности , сопоставление физического дефекта с возможностями и видами адаптации в быту и социуме)
Обучение пользованию техническими средствами реабилитации (ортопедическое , протезное оборудование , тренажеры )
Развитие социально- бытовых навыков (обучение самообслуживанию, пользованию бытовой техникой , обучение основам домоводства )
Социально педагогическая коррекция , включающая в себя ряд мероприятии по восстановлению социально-бытовых навыков (занятия по индивидуальным программам )
Одно из направлений социально-бытовой реабилитации, которое практикуется в отделении – это оккупационная терапия, посредством которой можно улучшить сенсорные и моторные функции реабилитанта , увеличить его мобильность, силу и выносливость , найти ресурсы в социальном окружении, распознать и оказать сопротивление депрессии.
Занятие в комнате бытовой реабилитации
Бытовая комната
Кухня бытовой комнаты
6) Отделение социально культурной реабилитации
Отделение создано для развития у реабилитантов художественного вкуса, выявление музыкальных предпочтений , восстановления моторики . Работа отделения позволяет создавать клубы по интересам , проводить совместные мероприятия , тренинги с элементами арттерапии, музыкотерапии.
В структуре отделения существует:
Музыкальная гостиная (организация концертов , проведение лекции, бесед о музыке , композиторах, просмотр видеофильмов о жизни , творчестве великих музыкантов , композиторов , опер , прослушивание музыкальных записей певцов , инструментальных групп, пение караоке , развитие вокально-хоровых навыков )
Фотостудия (обучение навыкам владения цифровой фотокамерой ,на компьютере , принтере, сканере, изучение программы Photoshop)
Творческая студия (проведение мастер классов – роспись по шелку , масляная живопись , изготовление авторской куклы, роспись по дереву , акварель, уголь,сангина,соус,карандаш,
Арттерапевтическое воздействие – коррекция самооценки , активизация жизненной позиции, формирование коррекция расширение и обогащение социальных навыков
7 ) Отделение физической реабилитации
Основными направлениями деятельности отделения является осуществление реабилитационного процесса, индивидуального и в группах средствами АФК и спорта с использованием набора тренажеров на различные группы мышц, спортивных снарядов и спортивного инвентаря. Оборудованы спортивный тренажерный залы, зал для занятий АФК, спортивные площадки.
Реабилитационные мероприятия оказываются на основании индивидуального маршрута для каждого инвалида, в строгом соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
На базе отделения ОФР создаются группы здоровья, ведется тренировочный процесс по следующим видам адаптивного спорта:
тяжелая атлетика,
футбол,
настольный теннис,
дартс,
шашки, шахматы,
бадминтон,
бочче,
армспорт,
лыжи, Скандинавская ходьба и др
Занятие АФК, с использованием «Динамического Параподия»
Позволяет находиться в вертикальном положении довольно длительное время и, даже, ходить людям с такими заболеваниями, как: ДЦП, постинсультные состояния, травмы позвоночника, ЧМТ и т.д.
Занятие АФК, с использованием гимнастического мяча
Занятие АФК на спортивной площадке (скандинавская ходьба)
8) Информационно – аналитическое отделение
9) Организационно методическое отделение
Организационно-методическое отделение является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов» и обеспечивает выполнение следующих задач:
- осуществление информационно - методического сопровождения и экспертизы деятельности учреждений социального обслуживания населения Свердловской области по вопросам комплексной реабилитации инвалидов,
- обеспечение организационных условий для повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения Свердловской области через организацию совещаний, семинаров и других мероприятий для специалистов Центра и учреждений социального обслуживания населения Свердловской области по вопросам комплексной реабилитации инвалидов,
- организационно-методическое сопровождение мероприятий по развитию адаптивной физкультуры для людей с ограниченными возможностями здоровья, презентаций творческих возможностей инвалидов,
- оказание консультационной и информационно-методической помощи сотрудникам Центра и работникам учреждений социальной обслуживания населения Свердловской области по вопросам реабилитации инвалидов,
- обеспечение подготовки и размещения информационных материалов, тематических публикаций о деятельности учреждения на сайте Центра, в средствах массовой информации.
10) Научно методическое отделение
11) Отделение социально трудовой реабилитации
Социально-трудовая реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, Решает задачи психологической поддержки, содействия профессиональному самоопределению человека.
Отделение предлагает:
1. Услуги швейного класса:
- обучение навыкам, приемам работы на швейном бытовом оборудовании;
- изготовление цветов из ткани, бисера;
- ковровая вышивка;
- аппликация из разных видов материала;
- мягкие куклы – обереги (плоские, объемные);
- диванные подушки в разной технике;
- бусы из лоскута;
- основы вязания на спицах и крючком;
- вязание подследников;
- вязание крючком-цветов;
- изготовление кухонной утвари (прихватки, салфетки и т.д.).
2. Дизайн-студия:
- тематические беседы: «Модный ликбез для мужчин», «Атрибут женственности - для женщин»;
- головоломка «Неокубик»;
- «Оригами» - модульное.
3. Класс по бисероплетению:
- изготовление бижутерии из бисера в разной технике.
4. Услуги компьютерного класса:
- устройство компьютера;
- основные компьютерные программы и обучение элементарным навыкам работы в них;
- обучение незрячих пользователей работе на компьютере (программа JAWS –звуковой синтезатор);
- обучение пользованию сетью Интернет, электронной почтой, основными поисковыми программами.
Компьютерный класс
Занятие в швейной мастерской
Занятие в швейной мастерской
Швейная машинка
Изделия
В исследовании согласилось участвовать 30 человек из них:
22 женщины и 8 мужчин .
Возрастной состав членов коллектива: от 24 до 55 лет.
Сводная таблица данных по выборке
№ | Пол | Возраст | Должность | Образование |
1 | Муж | 43 | Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования | Среднее техническое |
2 | Жен | 37 | Врач-терапевт | Высшее |
3 | Жен | 40 | Методист | Высшее |
4 | Муж | 35 | Механик | Среднее специальное |
5 | Муж | 49 | Плотник | Среднее специальное |
6 | Жен | 45 | Заведующая медицинским отделением врач-физиотерапевт | Высшее |
7 | Жен | 29 | Врач восстановительной медицины | Высшее |
8 | Жен | 32 | Инструктор по физической культуре | Высшее |
9 | Муж | 50 | Заведующий хозяйством | Среднее специальное |
10 | Муж | 55 | Уборщик территории | Среднее техническое |
11 | Жен | 34 | Медицинская сестра по массажу | Среднее специальное |
12 | Жен | 30 | Психолог | Высшее |
13 | Жен | 45 | Музыкальный руководитель | Высшее |
14 | Жен | 45 | Библиотекарь | Высшее |
15 | Жен | 50 | Санитарка | Среднее |
16 | Жен | 35 | Логопед | Высшее |
17 | Жен | 48 | Медицинская сестра по физиотерапии | Среднее специальное |
18 | Жен | 45 | Заведующая психологическим отделением-врач психотерапевт | Высшее |
19 | Жен | 34 | Культорганизатор | Высшее |
20 | Жен | 45 | Делопроизводитель | Высшее |
21 | Жен | 41 | Инструктор по труду | Высшее |
22 | Жен | 38 | Социальный работник | Высшее |
23 | Жен | 35 | Врач-невролог | Высшее |
24 | Жен | 42 | Врач восстановительной медицины | Высшее |
25 | Жен | 26 | Редактор | Высшее |
26 | Жен | 47 | Сестра-хозяйка | Среднее специальное |
27 | Жен | 52 | Архивариус | Высшее |
28 | Муж | 43 | Лифтер | Среднее специальное |
29 | Муж | 37 | Шеф-повар | Средне специальное |
30 | Муж | 48 | Заведующий складом | Средне специальное |
Исследование проводилось с помощью 2 методик. Методика позволяющая оценить степень конфликтности или тактичности человека, а именно – методика «Конфликтная личность » автор методики Н.А.Литвинцева, 2 методика на изучение зависти
3.2 Обработка результатов
Исследование проводилось в 2 этапа первый этап это был опрос с целью изучения зависти. Была проведена методика состоящая из 15 вопросов ,которые были направлены на определение уровня завистливости в которых нужно было выбрать один вариант ответа (Ответ «Да » или ответ «Нет ») . За ответы ставилось определенное количество баллов за ответ «Да » 2 балла за ответ «Нет » - 0 баллов
Результаты исследования показали следующее
Зависть
Испытуемые (№) | № Вопроса | Сумма | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||
1 | Баллы за ответы на вопросы | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 16 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 10 | |
4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 14 | |
5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 12 | |
6 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 16 | |
7 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 20 | |
8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 6 | |
9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | |
10 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 12 | |
11 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 8 | |
12 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
13 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 16 | |
14 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 10 | |
15 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 12 | |
16 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 12 | |
17 |
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 8 |
18 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 12 | |
19 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 26 | |
20 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 12 | |
21 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | |
22 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 | |
23 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
24 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | |
25 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 12 | |
26 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 24 | |
27 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 16 | |
28 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 10 | |
29 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 14 | |
30 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 10 |
В ходе исследования выделились 3 группы людей это :
1 группа(9 человек – это 30 %) люди которым зависть не свойственна , эти люди усвоили простую истину: «если не хочешь страдать не будь завистливым». Эти люди радуются жизни, наслаждаясь тем что у них есть , и не переживают о том чего у них нет
2 группа (19 человек – это 63% )людей это группа в которой присутствует зависть , но в маленькой степени . Чаще всего эти люди когда завидуют кому то , то они называют это белой завистью , но как не называй зависть белая или черная она все равно остается завистью
3 группа(2 человека – это 6 %) людей это завистливые люди , те у которых все не так как хотелось бы . Люди которые презирают чужие успехи и радости . Которые не умеют радоваться за других , а могут причинять только боль .
Итак после первого этапа исследования появилось три группы
После рассмотрения зависти в коллективе , можно рассмотреть каков уровень конфликтности в данных «группах зависти».
На 2 этапе моего исследования я предложила участникам исследования пройти методику на выявление уровня конфликтности в группах которые я выделила после первого этапа исследования . Методика состоит из 11 вопросов , в которых нужно выбрать один более подходящий вариант, присущий данному человеку . За ответ а дается 4 балла, ответ б – 2 балла , ответ в – 0 баллов
Результаты исследования конфликтности следующие :
Конфликтность
Испытуемый (№) | № Вопроса | Сумма | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | 4 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 26 |
2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 0 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 32 |
3 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 2 | 0 | 16 |
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 38 |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 24 |
6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 36 |
7 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 38 |
8 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 26 |
9 | 4 | 4 | 0 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 32 |
10 | 2 | 4 | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 34 |
11 | 2 | 4 | 2 | 4 | 0 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 30 |
12 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 38 |
13 | 2 | 4 | 4 | 4 | 0 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 30 |
14 | 2 | 4 | 2 | 4 | 0 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 32 |
15 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 |
16 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 34 |
17 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 18 |
18 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 12 |
19 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 4 | 0 | 2 | 2 | 0 | 12 |
20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 38 |
21 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 0 | 2 | 4 | 2 | 30 |
22 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 30 |
23 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 18 |
24 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 14 |
25 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 30 |
26 | 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 12 |
27 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 4 | 4 | 4 | 30 |
28 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 0 | 2 | 2 | 2 | 28 |
29 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 32 |
30 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 38 |
По этой методике так же можно выделить 3 группы это:
1 группа (18 человек – это 60 %) свидетельствует о том что опрашиваемый тактичен, не любит конфликтов , избегает критических ситуации , стремиться быть приятным для окружающих, но не всегда оказывает им помощь
2 группа(8 человек – это 27 %) свидетельствует о том что опрашиваемый – конфликтная личность , настойчиво отстаивает свое мнение , не взирая на то , как это повлияет на личные или служебные отношения , за это его уважают
3 группа(4 человека – это 13 %) свидетельствует о том что опрашиваемый сам провоцирует конфликты , ищет поводы для споров , любит критиковать, навязывает свое мнение , таких людей называют скандалистами .
Результаты по зависти и конфликтному поведению их взаимосвязь
После расчета результатов оказалось что в «группах зависти» прослеживается следующее
1 группа Не завистливые люди | 2 группа Средне завистливые люди | 3 группа Очень завистливые люди |
В данную группу не завистливых людей входит 9 человек из них: 5 человек входит в 1 группу конфликтности т.е эти люди не любят конфликтов и стараются не конфликтовать вообще 4 человека входят во 2 группу конфликтности – это означает что человек конфликтная личность , конфликтует только в целях защиты своих прав и интересов | В данную группу средне -завистливых людей входит 19 человек из них: 13 человек входят в 1 группу конфликтности 4 человека входит во 2 группу конфликтности 2 человека входят в 3 группу конфликтности т.е в ту группу которая намеренно разжигает конфликты , эти люди без конфликтов жить не могут
| В данную группу очень завистливых людей входит 2 человека им присвоена 3 группа по конфликтности (намеренно разжигают конфликты , эти люди без конфликтов жить не могут) |
3.3 Результаты исследования и выводы
В ходе исследования я выяснила что зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряжённость и конфликты в обществе. Трудности в исследовании зависти состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его.
Зависть способна порождать любые иные переживания и часто человек, страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гневливости.
Зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только становимся злыми, но ещё вдобавок глупеем.
Накопление энергии гнева неприятно, и напряжение ищет разрешения. Когда в какой-то мере удаётся утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже другой человек превосходит его в чём-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, он снова причиняет боль тому, кому он сейчас завидует.
Если начать разглядывать зависть внимательнее, то видно, что она легко переходит во вражду, которая облекается в рационализаторское морализирование, когда я, например, успех другого человека объясняю тем, что он достиг его с помощью плохих средств. Тогда я пытаюсь врачевать свою зависть признанием того, что я хороший, хотя у меня дела обстоят хуже, чем у другого. Но эти мысли не защищают меня от вражды к счастливцу, и я нахожу в себе склонность радоваться, когда у завидуемого бывают неудачи. Чтобы сильнее почувствовать удовольствие от неприятностей другого человека, мне хочется поговорить об этом с другими людьми. Желание злословить по поводу этого поддерживается злорадством.
Зависть, портя отношения между близкими, выступает ещё и разрушительной силой, энергетизирующей и направляющей насилие.
Выводы по курсовой работе
1 В ходе курсовой работы я познакомилась с понятием зависти . Оказалось что зависть это очень сложное явление , которое до сих пор остается до конца не изученным . Зависть – это чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и прочими достижениями других людей.
2 Рассмотрела понятие конфликта, виды конфликта , стратегии поведения в конфликте , как более оптимально можно выходить из конфликтной ситуации .
3 Было проведено исследование по влиянию зависти на конфликтное поведение .
4 В исследовании было выяснено что людей (из опрошенных в организации) которые очень сильно завидуют всего 6 % из 100%. Большая часть людей это люди которые немного завидуют 63%(Группа средне – завистливые люди ). Люди которые относятся спокойно друг к другу и не завидуют их – 30 %.
5 Было исследовано конфликтное поведение и выяснено что большая часть людей не любят конфликтовать это – 60% из числа опрошенных, 27% исследуемых считаются конфликтными личностями и они конфликтуют только по принципиально важным вопросам , а 13 % это личности которые провоцируют конфликт, специально разжигают его
6 В ходе исследования выяснилось что те люди которые завистливые они очень конфликтные личности , т.к завидуя они соперничают с тем у кого все есть и стараются победить в этой борьбе . Но есть и люди которые завидуют по доброму но тогда их цель не в том чтобы соперничать с другими а в том чтобы мотивировать себя на то чтобы стать таким же человеком которому завидуют .
Заключение
В первую очередь само слово или понятие «зависть» частично скрывает в себе конфликт .
На самом деле завистливый человек может вредить объекту своей зависти и тогда, когда тот не имеет понятия о его существовании и когда настоящий конфликт существует, если существует вообще, только в воображении завистника.
Если есть двое людей (или две группы), которые вовлечены в конфликт, не нужно выяснять, кто из них ниже рангом. Но, если говорить о зависти, можно подразумевать, что один из двух оппонентов осознает свой более низкий ранг в отношении своего положения, образования, имущества или репутации.
На самом деле между разными доходными группами и между разными профессиональными группами такого типа не может быть никакого реального конфликта; он может появиться исключительно тогда, когда зависть возникает между рабочими одной и той же отрасли, получающими неодинаковую зарплату. Для взаимного соперничества групп, которое может на самом деле происходить только в сознании отдельных членов этих групп, единственное правильное слово - это «зависть».
Зависть - это тихий, скрытый процесс. Конфликт явно выражается в поведении и социальном действии. Между этими двумя явлениями можно было бы расположить напряжение, которое содержит примесь и зависти, и конфликта.
Зависть сопровождает любую деятельность. Всегда и везде есть уверенный в себе счастливчик, который одним своим видом вызывает у окружающих сильнейшее чувство досады. Так устроен человек. Он может завидовать «по-черному» или «по-белому», однако факт остается фактом: вместо осуществления реальных шагов на пути к успеху он предпочитает «любоваться» чужими лаврами.
В ходе проведения данной курсовой работы были достигнуты поставленные цели и задачи, а именно :
Изучить понятие, виды, «+» и «-» зависти.
Дать определение понятию конфликт ,изучить виды , стратегии поведения в конфликте и разрешение конфликтов
Исследовать как зависть влияет на конфликтное поведение на примере ГБУ СО Областной центр реабилитации инвалидов.
И в завершении курсовой работы хотелось бы отметить - зависть портит людям профессиональную и личную жизнь, ломает судьбы, ставит преграды в общении и сотрудничестве с окружающими. Если чувство зависти не контролировать, оно способно спровоцировать конфликт.
1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта : Россия на путях преодоления кризиса. - М., 1995
2. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов, н/Д.: Феникс, 1992
3. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М. : Гардарика,2000.
4. Абакумов В.В., Голубев А. А., Кустарев В. П., Подлесных В. И., Прохоров Ю. К., Тюленев Л. В. Под редакцией Подлесных В. И. Менеджмент - СПбГУ ИТМО, кафедра менеджмента, 2007
5.. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. – М.: 2001
6. Ершов Л. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в
коллективе и их разрешение). - Л., 1976
7. Пирен М. И. Основы конфликтологии. - К., 1997
8 Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. -- СПб., 2000
9. Леонгард К. Акцентуированные личности.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
10. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для ВУЗов..
11 Словарь по этике", 1983
12. Зависть: теория социального поведения/ Гельмут Шек, 1969
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: «Питер», 2001;
14. Психология зависти//www.niirus.ru, 2008;
15. "Психология мотивации и эмоций" - хрестоматия по психологии под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман Изд.: АСТ, Астрель, 2009 г
16. Интернет ресурс http://www.elitarium.ru/
2
[1] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта : Россия н путях преодоления кризис . -- М., 1995
[2] . Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов, н/Д.: Феникс, 1992
[3] . Дмитриев А.В. Конфликтология. — М. : Гардарика,2000
[4] Абакумов В,. В. Под редакцией Подлесных В.И. Менеджмент - СПбГУ
[5] Конфликтология. Учебник для ВУЗов. – М.: 2001
[6] . Ершов Л. А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе и их разрешение). - Л., 1976
Информация о работе Влияние феномена зависти на конфликтное поведение