Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить с помощью исследований влияние хронических соматических заболеваний на мышление детей.
Задачи: 1) Провести исследования на оценку мышления детей 12-14 летнего возраста.
2) Провести игровые упражнения с детьми на развитие мышления.
3) Оценка результатов проведенного эксперимента.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 89.52 Кб (Скачать файл)

Описанные переживания и нарушения поведения у больных детей – своеобразное проявление реакции детской личности на возникшую болезнь.

Болезнь, пришедшая в дом, меняет не только установленный порядок жизни, отношение взрослых, меняет и самого ребенка. К сожалению, не всем удается правильно и своевременно отметить, что изменения происходят не только в теле, во внутренних органах, но и его психике, настроением, поведением. В то же время многие знают, что если от заболевания внутренних органов зависит душевное состояние ребенка, то и последние может повлиять на ход выздоровления. Заболевшие дети различно переносят свою болезнь, но нет ни одного ребенка, у которого бы на нее не возникла та или иная реакция. Эта реакция даже маленького ребенка достаточно сложна. Она складывается из оценки и переживания множества местных, болезненных ощущений, общего самочувствия, самонаблюдения, представления о своей болезни и её причинах. В связи со сложностью, эта реакция личности больного на заболевание, получила название внутренний картины болезни. Её формирование у детей отличается от такового у взрослых тем значительнее, чем младше ребенок. Внутренняя картина болезни в зависимости от ее содержания, может действовать и положительно, и отрицательно, она влияет на проявление и течение заболевания, на отношение в семье, на успеваемость. В некоторых случаях она оказывается причиной серьёзных заболеваний, иногда приводящих к развитию невротических расстройств.

 Как  уже было сказано, внутренняя  картина болезни детей формируется  иначе, чем у взрослых. Эта зависит  от ряда особенностей. Прежде  всего, на оценку и переживания  своей болезни влияют умственные  способности ребенка. Понимание  происходящего в организме и  представление о болезненных процессах зависит от уровня развития мышления и поэтому, как правило, связано с возрастом. Возможность оценки болезненных переживаний зависит также от представлений о своём теле. Если что-нибудь помешает этому, например, перенесенное заболевание центральной нервной системы, неправильное воспитание, то это послужит препятствием к правильной оценке болезненных ощущений. Необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания, связанные с болезнью. Отсутствие или недостаток таких способностей приводит к тому, что будет создана искаженная внутренняя картина болезни. Требуются также значительные волевые усилия. Без них невозможно сосредоточиться на своих переживаниях, сопоставить их с пережитым в прошлом, т.е. дать им оценку.

Без знаний о том, как ребенок относится к своему здоровью, т.е. без понимания его внутренний картины здоровья, невозможно составить представление о внутренней картине болезни. Таким образом, необходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, что без проникновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представление о реакциях личности ребенка на болезнь, а потому, и нельзя создать больному необходимую психотерапевтическую поддержку. Оценка психологии здоровья складывается из наблюдения за настроением, поведением, реакции ребенка на те или иные изменения окружающей среды и из его рассказов о своем самочувствии. Состояние отражает истинное положение дел в организме и его функциях. Самочувствие субъективно, но не всегда точно. Оно выражает чувства и настроения, испытываемые человеком. Для ребенка здоровье приобретает смысл тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности в игре или учебе. В создании внутренней картины здоровья принимает участие вся личность в целом. Чем сложнее психика, старше ребенок, многообразные мотивы деятельности, тем большее значение для ребенка имеет его физическое состояние.

Отношение ребенка к здоровью является частью его самопознания или, точнее частью его образа «Я». Образ самого себя складывается из восприятия своего внешнего облика, своего поведения, своих качеств. С возрастом возникает идеальный образ себя и появляется желание стать похожим на него. Оценка ребенком самого себя определяется степенью его удовлетворенности собой и оказывается значимой для поведения и переживаний. Мера удовлетворенности собой и, в конечном счете, своим здоровьем оказывается связанной с числом положительных и отрицательных оценок окружающих (родителей, взрослых, старших сверстников). На удовлетворенность своим здоровьем может повлиять различие между тем, каким ребенок воспринимает себя и тем, каким бы он хотел быть.

На формирование отношения к болезни оказывают влияние переживаемые ребенком во время болезни сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К их числу, в первую очередь, относится направление в больницу, которое сопровождается отрывом от родителей, сверстников, учебных или иных занятий, ограничением подвижности, утратой перспективы, переживанием разочарования. У детей до 11-12 лет сама госпитализация, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний, возбуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед болезнью подготовку. Причина этого страха в отрыве ребенка от людей, к которым он наиболее привязан. При этом, чем самостоятельнее ребенок, тем выше его способность быть одному, вдали от близких. Прекращение посещения детского сада или школы, нарушение обычного ежедневного режима – всё это вместе с отрывом от родителей, братьев и сестер, товарищей по играм и учебе, от привычных вещей и занятий, нарушает у ребенка чувство безопасности и уверенности в своем благополучии. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, семейных отношений, продолжительности госпитализации, числа и характера предшествующих поступлений в больницу, природы заболевания, подготовки перед направлением в стационар, посещение родителей, проводимых лечебных процедур, средств, используемых для ослабления тревожности у ребенка, реакции родителей, восприятие ребенком госпитализации.

После выписки 1/5 детей обнаруживает трудности приспособления, нарушение поведения, раздражительность, непослушание, расстройство сна, реже – непроизвольное мочеиспускание, эмоциональную взрывчатость, расстройства аппетита, речевые дефекты.

Чтобы уменьшить психическую травму в связи с госпитализацией, в процессе подготовки к ней ребенку следует по возможности понятно объяснить всё, что с ним произойдет в больнице, тогда и внутренняя картина болезни будет более адекватной. Значительно уменьшает тревожное напряжение ребенка в больнице посещение родителей и близких.

Создание благоприятной окружающей среды, привлечение персонала, других детей, родителей к созданию игровых программ, уголков для игр, красочному оформлению интерьеров медицинских учреждений, ослабляет тревожное беспокойство маленьких пациентов и тем самым создает адекватное отношение к болезни и лечению, а также и адаптации больного ребенка к окружающей его обстановке.

 

 

2. Экспериментальное  исследование: влияния хронических  соматических заболеваний на  особенности мыслительной деятельности  подростков

 

В этой дипломной работе будем проводить два вида эксперимента, констатирующий и обучающий. Экспериментальное исследование будет проводиться в Коммунальном Государственном Казенном Предприятии «Детский стационар № 3» с детьми, имеющими хронические заболевания: бронхит, аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальная астма, гайморит, мастоидит, и находящимися здесь на лечении. Это дети в возрасте от 12- до 14 лет. Все они часто находятся на лечении в больнице и даже по несколько раз в год, пребывание их в стационаре порой затягивается до месяца. Они все как выяснилось, имеют проблемы с обучением в школе, т.е. отстают от учебных программ, после долгого пребывания в больнице имеют проблемы в общении с одноклассниками и сверстниками. Многие из них из-за тяжести заболевания ведут мало активный образ жизни, не посещают ни каких дополнительных занятий, кружков, не имеют увлечений чем-либо, или хобби. Эмоциональный фон этих детей неразнообразен, они часто замкнуты в себе, думают о своей болезни, боятся рецидива заболевания. Внимание и память у них нарушены незначительно, но все же и здесь наблюдаются отклонения. При выполнении, каких либо заданий или упражнений у них проявляются ошибки характерные для рассеянности внимания, а при сравнении каких-либо заданий или упражнений они не могут вспомнить, когда они выполняли подобное задание или упражнение. Часто у них возникают и трудности с самими заданиями или упражнениями, хотя они уже это проходили в школе на уроках. Поэтому, взвесив все эти факты, мы решили свое экспериментальное исследование провести на оценку развития мыслительной деятельности этих детей и найти пути коррекции и помощи этим детям для лучшего развития мыслительной деятельности.

 

 

2.1 Констатирующий эксперимент

 

Проводился с детьми, находящимися на лечении в больнице. Экспериментальное исследование проходили дети в возрасте 12-14 лет. Количество обследуемых детей составляло 30 человек. Обследуемые дети имели такие диагнозы:

8 детей  – бронхиальная астма,

6 детей  – атопический дерматит,

5 детей  – хронический гайморит,

4 детей  – хронический бронхит,

4 детей  – хронический мастоидит,

3 детей  – аллергический ринит.

Исследование проводилось по группам, в группе было по 6-10 детей. Время проводимых тестов составляло в среднем 15-20 минут. Тестирование проходило в течение 5 дней.

 Констатирующий  эксперимент включал тесты и  задания на активность, быстроту, гибкость мышления, умение детей  проводить синтез и анализ  своих действий, проверить умение  детей логически мыслить, оценить  их умственные способности.

Методика исследования активности мышления

Описание методики

Направленность методики. Данная методика базируется на таком понятии как активность мышления. По мнению автора этой разработки, И.М. Лущихиной, активность мышления является такой характеристикой, которая показывает способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей, задач. Таким образом, уровень развития активности мышления отражает способность решать интеллектуальные задачи, при этом во внимание берутся не интеллектуальные способности, а скорее динамические характеристики особенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость.

Под беглостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя метод перебора: то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеивания неправильных ответов, неподходящих вариантов решений. Под гибкостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя трансформацию абстрактных объектов (слов, образов) в операбельный вид, нахождение новых ассоциативных связей абстрактных объектов между собой. В зависимости от того, какие объекты перебираются, трансформируются, ассоциируются в слова или образы, говорят о вербальной беглости и гибкости и об образной беглости и гибкости.

В соответствии с этим делением МИАМ (Методика исследования активности мышления) делится на четыре субтеста.

1-й субтест: вербальная беглость. Испытуемого  просят за одну минуту написать  как можно больше женских имен, начинающихся на "С" (второй  вариант - мужские имена на "С"). Имена не должны дублировать  друг друга: например как "Саша" и "Саня". Можно использовать  редкие и "заграничные" имена. Если экспериментатору какое-либо  имя незнакомо - необходимо спросить  испытуемого о происхождении  этого имени. Нормой является 6-7 написанных  имен.

 2-й субтест: образная беглость. Испытуемому предъявляется набор из двенадцати окружностей (диаметром около 2 см.). Перед ним ставится задача, за одну минуту дорисовать как можно, к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоемами (другой вариант - с продуктами питания). Рисунок не должен располагаться полностью внутри окружности - окружность должна являться составным элементом рисунка. Сразу после выполнения испытуемым задания необходимо удостовериться, что все рисунки соответствуют требованиям. Если экспериментатору непонятен смысл изображенного, то он спрашивает у испытуемого. Норма: 4 рисунка.

3-й субтест: вербальная гибкость. Испытуемому  предъявляется набор из четырех  букв: "Я П Т О" (другой  вариант - "Д М И Р"). Перед  испытуемым стоит задача за  одну минуту написать как можно  больше предложений по следующим  правилам:

- предложение  состоит из четырех слов;

- первое  слово начинается на "Я", второе - на "П" и т.д.;

- слова  не должны повторяться;

- предложение  может быть бессмысленным, но  слова должны между собой быть  связанными. Пример: "Яйцо полетело  творить обструкцию". Норма: 4 предложения.

4-й субтест: образная гибкость. Испытуемому  предлагается за одну минуту  нарисовать как можно больше  рисунков с использованием определенных  элементов. Данные элементы (либо  два крючка, либо "корона") могут  быть изменены по размеру, быть  повернуты, использоваться в одном  рисунке несколько раз, но форма  их меняться не должна. Еще  одно требование: рисунок должен  изображать что-то конкретное, а  не являться набором абстрактных  линий, фигур. Сразу после выполнения  задания экспериментатор должен  уточнить возможные неясности: что  изображено на рисунке испытуемого, где именно сокрыты задающие  элементы. Норма: 4 рисунка.

Продолжительность методики 10 – 15 минут

Оценка результата:

1 – ый  субтест норма - 6-7 имен.

2 – ой  субтест норма - 4 рисунка

3 – ий  субтест норма - 4 предложения

4 – ый  субтест норма - 4 рисунка.

По проведенной методике результат детей был таким:

1 – ый  субтест:

7детей 6-7 имен – высокий уровень

13 детей 4-5 имен – средний уровень

10 детей 2-3 имени – низкий уровень

2-ой субтест:

6 детей 3-4 рисунка – высокий уровень

15 детей 2-3 рисунка – средний уровень

Информация о работе Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков