Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:45, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей влияния эмоциональных нарушений на отношение к своей болезни у онкологических больных.
Задачи:
1. Исследование исходного уровня социально-психологического стресса онкологических больных, поступивших в онкодиспансер.
2. Исследование особенности эмоционального реагирования на болезнь у пациентов с онкологическими заболеваниями в процессе лечения и уточнения диагноза.
3. Исследование чувственного содержания внутренней картины болезни у онкологических больных.
4. Исследование эмоциональных нарушений у испытуемых в связи с подтверждением онкозаболевания.
Введение…………………………………………………………………………........................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования………………………………………………………………….….......................6
1.1. Понятие о «психосоматике»………………………………………………........................6
1. Внутренняя картина болезни …………………………………..…………...........................7
2. Типы реакции на болезнь ………………………………………………..............................9
3. Динамика и временная характеристика переживания болезни……….............................14
1.2 Психологические аспекты психоэмоционального напряжения онкологических больных ………………………………………………….........................................................................14
1.2.1 Стресс как психотравма онкобольных …………………….…………….....................17
1.2.2 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольных.....................19
1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта……………………………………………………………………………......................25
Глава 2. Организация и методы исследования. ……………………………….....................29
2.1 Цель и задачи исследования……………………………………………….......................29
2.2 Описание выборки………………………………………………………….......................29
2.3 Описание методов исследования………………………………………….......................30
2.4 Организация психодиагностического обследования…………………….......................34
Глава 3. Описание результатов исследования…………………………….….......................36
3.1 Результаты метода клинического интервью……………………………….....................36
3.2 Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал».........................38
3.3 Результаты исследования по методике «Интегративный тест тревожности»…………………………………………………………………..........................41
3.4 Результаты исследования по методу цветовых выборов….…………….........................43
Выводы…………………………………………………………………………........................45
Заключение……………………………………………………………………….....................47
Список литературы…………………………………
Множество исследований показало, что факт осознания больным своего ракового заболевания приводит к изменениям личности. Среди основных факторов, влияющих на психику больных, можно выделить: фатальный характер диагноза, несмотря на успехи онкологии; калечащие операции и лечение; отсутствие гарантий против возникновения рецидивов и метастазов [34].
Было выявлено несколько естественных этапов, на которых проявляются те или иные личностные расстройства раковых больных: 1) диагностический; 2) этап поступления в стационар; 3) предоперационный; 4) постоперационный; 5) этап выписки; 6) катамнестический этап [15].
Два
первых этапа – одни из важнейших по выраженности
реакций и по возможности определять их
дальнейшую динамику. В это время больной
впервые сталкивается непосредственно
с фактом подозрения или наличия у него
онкологического заболевания. Независимо
от локализации и стадии основного онкологического
процесса, возраста, пола, образования,
можно фиксировать наличие у больных эмоционального
напряжения, которое формирует психогенные
реакции, главным образом тревожно-депрессивного
и дисфорического характера.
Как результат вторичной психологической
реакции, могут наблюдаться угнетение
психических функций, астения и различного
рода психозы, а также суицидальные попытки
[21]. При этом большую роль в выраженности
эмоционально-личностных реакций играет
степень информированности больных о
своём заболевании и оценка их собственной
психологической готовности к получению
истинных данных о диагнозе. Различные
исследования констатируют направленное
желание и потребность большинства больных
знать истинную природу заболевания и
необходимые подробности лечения уже
на этих этапах
[21]. Узнав о своём диагнозе, больной проходит
ряд последовательных стадий, характеризующих
специфику эмоционально-психологического
реагирования на болезнь. E.Коблер-Росс
описала 5 фаз процесса, которые могут
быть пройдены больным: 1) отрицание и изоляция
(больной отказывается принять свою болезнь);
2) гнев и агрессия; 3) фаза «торговли» (поиск
методов лечения);
4)
депрессия и отчуждение; 5) смирение,
принятие болезни и
На
этапах, связанных с операцией, отмечается
прямая зависимость между степенью калечащей
операции, определяемой местом поражения,
и выраженностью эмоциональных расстройств.
Так у больных с экстирпацией прямой кишки
имеются более тяжёлые эмоциональные
расстройства, чем у больных с резекцией
[15].
Говоря
об этапах, связанных с операцией, особо
обращает внимание группа стомированных
больных, изучаемых в настоящей работе.
Практически все они оказываются психологически
неподготовленными как самому факту операции
и её хирургическим последствиям, так
и к жизнедеятельности со стомой.
Больные, которым показана восстановительная
операция, и те, которым предстоит прожить
со стомой долгое время, имеют общее и
различия. Все пациенты склонны концентрироваться
на своих проблемах и решать их автономно.
Для них характерна неадекватность самооценки,
социальная дезадаптация, высокий уровень
аутоагрессии, эмоциональная нестабильность,
отвержение близости с другими. Те пациенты,
кто не подлежит восстановительной операции,
используют нерациональные способы психологической
защиты, обидчивы, агрессивно-беспокойны,
личностно- тревожны, неадекватны в восприятии
своего тела, пространства жизнедеятельности,
отказываются от описания схемы тела,
боятся, что люди избегают их из опасности
заразиться, испытывают при этом стыд,
сокращают контакты и общение [27].
Подводя итог, можно сказать, что онкологическое заболевание может быть отнесено к классу психосоматических заболеваний, где отражается взаимосвязь психических и физических процессов
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Объект исследования: пациенты с онкологическими заболеваниями (рак желудка и рак прямой кишки).
Предмет исследования: особенности эмоционального состояния и внутренней картины болезни онкологических больных.
Цель исследования: изучить особенности влияния эмоциональных нарушений на отношение к своей болезни у онкологических больных.
Задачи исследования:
1. Исследование исходного
уровня социально-
2. Изучение особенности
эмоционального реагирования
3. Исследование чувственного содержания внутренней картины болезни у
онкологических больных.
4. Исследование эмоциональных
нарушений у испытуемых в
Гипотеза исследования: эмоциональные нарушения онкологических больных, неблагоприятно воздействуют на их отношение к своей болезни.
2.2 Описание выборки
Исследование проводилось на базе Костанайского межобластного онкологического диспансера в абдоминальном отделении. В исследовании принимали участие пациенты с онкологическими заболеваниями (рак желудка и рак прямой кишки). Объем выборки – 40 человек, из них 24 мужчин (60%) и 16 женщин (40%). Возраст испытуемых составил 45-76 лет, средний возраст по группе- 53,5 лет. Длительность заболевания: 1год. Образовательный уровень испытуемых: среднее- 18 человек (45%), среднее специальное – 17 человек (42,5%), высшее – 5 человека (12,5%).
2.3 Описание методов исследования
Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. Для исследования личностных диспозиций обследуемых использовалось клиническое интервью. Данная методика позволяет верифицировать данные, полученные тестовыми методиками, а также получить общую оценку личностных диспозиций участников исследования.
Для исследования индивидуальных отношений испытуемых к своему «Я», «болезни» и «здоровью» использовалась методика «личностный дифференциал». Данная методика позволяет количественно оценить три фактора: «оценка» (О), «сила» (С), «активность» (А) и наилучшим образом реализует поставленные задачи.
Для исследования выраженности личностной и ситуативной тревожности, а также структуры тревожности каждого испытуемого использовалась методика ИТТ (интегративный тест тревожности).
Для исследования исходного социально-психологического стресса больных использовался метод цветовых выборов (МЦВ). Метод цветовых выборов, представляющий собой модифицированный восьмицветовой тест Люшера, позволяет определить личностные особенности человека в конкретной ситуации, а также характеризует ситуативную реакцию и ситуативное состояние испытуемого. Таким образом, назначение обеих методик (ИТТ и МЦВ) обеспечивает реализацию поставленных задач.
Методики:
Клиническое интервью составлялось на основании обзора литературных материалов и преследовало две цели: верификация данных, полученных тестовыми методиками, а также получение общей оценки личностных диспозиций участников исследования. Интервью состоит из 5 блоков:
- Знакомство, установление контакта, снятие напряжения у больного.
- Подтверждение анамнестических данных.
- Выявление преморбидных особенностей личности.
- Выявление наличия
- Выявление особенностей внутренней картины болезни.
Особенности реакции на диагноз « рак », выявляемый с помощью интервью (Приложение1), были выделены на основании обзора литературных материалов по психологическим особенностям онкологических больных.
Их было выделено 15:
Чувствительность;
Зависимость;
Независимость;
Активность;
Пассивность;
Агрессивность;
Уверенность;
Раздражительность;
Алекситимия;
Интрапунитивность;
Недоверчивость;
Депрессия;
Расстройство сна;
Тревожность;
Потребность в эмпатии;
Общее время беседы по клиническому интервью составляло 40-60 минут.
2. Методика «Личностный
дифференциал» применяется в
ситуации, когда требуется количественно
описать индивидуальное
Измерения проводятся в отношении показателей: «Я», «Болезнь» и «Здоровье». Для расчета оценки сдвига значений между показателями «Я» и «Болезнь», «Я» и «Здоровье», а также «Болезнь» и «Здоровье», рекомендуется применять формулу D (ab) :
D(ab)= (О1 -О2 )2 + (С1 -С2 )2 + (А1 -А2 )2 , где
О1 и О2 - значения по фактору О,
С1 и С2 - значения по фактору С,
А1 и А2 - значения по фактору А.
3. Методика ИТТ (интегративный тест тревожности)
Методика разработана в лаборатории клинический психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева ( авторы: д.мед. наук, проф. Л.И.Вассерман, канд.психол.наук А.П. Бизюк, канд. мед.наук Б.В. Иовлев).
Интегративный тест тревожности представляет собой экспресс-диагностический клинико-психологический инструмент для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики (основные шкалы ИТТ) у подростков и взрослых.
Одной из основных особенностей ИТТ является его многомерность, которая реализуется путем выделения 6 дополнительных субшкал, раскрывающих содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого тестом: эмоциональный дискомфорт, астенические и фобические компоненты, тревожная оценка перспектив и социальная защита. Эти субшкалы также оцениваются по степени их выраженности наряду с общей оценкой ситуативной и личностной тревожности, однако дают возможность рассматривать последние как сложные структуры.
Субшкала «Эмоциональный Дискомфорт» (ЭД) отражает наличие эмоциональных расстройств, сниженный эмоциональный фон или неудовлетворенность жизненной ситуацией, эмоциональную напряженность, элементы ажитации.
Субшкала «Астенический Компонент Тревожности» (АСТ) отражает наличие усталости, расстройств сна, вялости и пассивности, быстрой утомляемости.
Субшкала «Фобический Компонент Тревожности» (ФОБ) отражает ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Испытуемые с пиком по данной шкале не всегда могут сформулировать источник своих тревог и в беседе апеллируют главным образом к феноменологии «хронических» страхов, периодически возрастающих в зависимости от внутреннего состояния или обострения внешней ситуации.
Четвертая вспомогательная шкала – «Тревожной Оценки Перспектив» (ОП) - тесно связана с предыдущей, на здесь отчетливо прослеживается проекция страхов не на текущее положение дел, а в перспективу, общая озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.
Пятая вспомогательная шкала обозначена как «Социальные Реакции Защиты» (СЗ), что связано с проявлениями тревожности в сфере социальных контактов или с попытками испытуемого рассматривать социальную сферу как основной источник тревожных напряжений и неуверенности в себе.
Противопоказаний к применению ИТТ практически не существует, за исключением тех, что являются общими для использования других тестовых методик.
4. Метод цветовых выборов
: модифицированный
Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Разработчик оригинального варианта данного теста Макс Люшер. Методика адаптирована Л.Н.Собчик (2002).
Метод относится к классу проективных методик и предназначен для выявления состояния индивида как реакции на конкретную ситуацию в рамках присущего ему типа реагирования. Метод является эффективным также при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния.
Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта.
Цвета разделяются на основные ( 1 - темно-синий; 2 - сине-зеленый; 3 - оранжево-красный; 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) – смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности. Интерпретация результатов осуществляется на основании разбиения цветовых выборов на функциональные пары.
Кроме того, МЦВ позволяет оценить интенсивность тревоги испытуемого по шкале от 0 до 12 баллов. Интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1,2,3 или 4 цветов на 6-1 позиции оценивается как один знак «!», на 7- как два «!!», на 8-й как три «!!!». Если 6, 7 или 0 цвет находится на 3-м месте- это «!», если на втором- «!!», на первом – «!!!». Таким образом, тревога в целом оценивается суммой знаков «!».
2.4 Организация
психодиагностического
Первым этапом психодиагностического обследования являлось изучение истории болезни пациента с целью выяснения клинического диагноза, особенностей и длительности течения болезни, сопутствующих заболеваний и прочих анамнестических данных.
Следующим этапом обследования являлась клиническая беседа, целью которой было установление эмоционального контакта с пациентом и оценка его индивидуально-личностных особенностей как психодиагностического контекста обследования.
Оценка исходного уровня социально-психического стресса и особенности эмоционального реагирования больных на болезнь осуществлялась в первый- второй день поступления больного в стационар (в период дополнительного обследования, верификации диагноза) с использованием следующих методик: клинического интервью, методика личностного дифференциала (ЛД), интегративный тест тревожности (ИТТ) и метода цветовых выборов Люшера (МЦВ).
Задача оценки эмоционального реагирования как предположительно влияющего на отношение к своей болезни реализовывалась в первые два дня поступления больного в стационар. Выбор указанного периода обусловлен тем, что у больного в данный период можно наблюдать всю гамму эмоциональных проявлений, т.к. во-первых, больной оторван от привычного окружения и остается как бы один на один с болезнью. Во-вторых, прошло время паники, и пациент с большей достоверностью может рассказать о своих чувствах. В-третьих, это период когда перед больным стоит нелегкая задача пройти весь объем лечения (возможная операция, химиотерапия, лучевая терапия).