Внимание его виды свойства теории внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем в научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов. Проблемами исследования внимания занимались такие ученые как А.А. Ухтомский, Д.Е. Бродбент, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе. Они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема не стала менее значимой.

Содержание

Введение .................................................................................................................3
Основная часть
Вопрос 1. Характеристика процесса внимания....................................................5
Вопрос 2. Физиологические основы внимания..................................................16
Вопрос 3. Психологические теории внимания..................................................21
Заключение...........................................................................................................29
Список использованной литературы...............................................................31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

чужая работа.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Теория Д. Нормана завершает  второй этап на пути развития представлений  о внимании в русле когнитивной  психологии. Вопрос о месте селекции в системе переработки информации оставался главным в течение начального периода текущего третьего этапа исследований внимания. Были получены новые факты в пользу теорий как ранней, так и поздней селекции.

Исследования сторонников  теории раннего отбора показывают важную роль внимания в переработке, происходящей до семантического анализа. В то же время поиски единственного, определенного и жестко фиксированного звена селекции в цепи последовательных операций оказались безуспешными. На смену представлениям о едином и универсальном механизме селекции пришли гипотезы, различающиеся по своим объектам, месту и механизмам.

С идеями множественности  мест, разнообразия механизмов и процессов  селекции решительно выступил американский психолог Матью Эрдели. Основной целью его исследования стало объяснение феноменов перцептивной защиты и бдительности с позиций и в терминах подхода активной переработки информации. Известные эксперименты «школы нового взгляда» обнаружили повышение (перцептивная защита) или, напротив, понижение (перцептивная бдительность) порогов опознания эмоциональных, значимых стимулов. В рассматриваемой модели нашла яркое воплощение тенденция размывания представлений о специфическом механизме внимания, и возможность существования такого механизма стала выглядеть практически нереальной.

Американские психологи  провели обширное исследование процессов  решения задачи зрительного поиска по ходу продолжительной практики и  сформулировали положения, которые  могут быть ключевыми для характеристики изменений, происходящих в теориях позднего отбора. В ранних исследованиях были получены две отчетливо разные картины результатов.

Основные представления  о внимании как функции автоматической и контролируемой селекции включены в теорию (модель) двух качественно различных способов переработки информации. В этой модели между сенсорными входами и выходами расположена долговременная память (ДП), внутри которой выделены структуры «Кратковременная память» (КП) и «Продуцирование ответа». Предполагается, что ДП состоит из отдельных узлов и прочных связей между ними. Каждый узел представляет собой группу тесно ассоциированных элементов информации, запрограммированных ответов или указаний на дальнейшую переработку. Узлы могут быть активированы тремя источниками: сенсорными входами, другими узлами и вниманием. Закрепленные в итоге длительной практики связи между отдельными узлами образуют определенные последовательности операций переработки информации. Активированные узлы и последовательности упорядочены по уровням переработки информации. Эта переработка происходит автоматически и параллельно для всех сенсорных входов. Активация узлов благодаря сенсорным входам и межузловым связям невелика и кратковременна, но может быть усилена и поддержана вниманием. Последнее может быть привлечено автоматически, путем запроса с узла, расположенного на линии переработки целевого стимула.

Благодаря работам американских психологов предмет психологии внимания расширяется путем включения  знаний субъекта о процессах своего внимания, умений, навыков и стратегий использования этого знания.

Вторая тенденция заключается  в постепенном переходе от жестких  блочных моделей структуры системы  переработки информации к описанию подвижной иерархической организации  ее процессов. В целом же складывающееся направление можно нажать уровнево–деятелъностным подходом. Основным предметом теоретических дискуссий и эмпирических исследовании в этом плане стало различение автоматических и контролируемых процессов. Характеристики этих процессов приведены в таблице (См.: Приложение В). Как видно, контролируемые процессы требуют усилия, подвержены интерференции, более осознаваемы, изменчивы и, главное, подчинены прямому контролю субъекта. Автоматические же процессы происходят параллельно, они нечувствительны к интерференции, обладают постоянными характеристиками, не изменяются при длительной тренировке, менее вариабельны, требуют меньше когнитивных ресурсов или внимания, их трудно прервать, если они начались. Многие авторы отмечают, что контролируемые процессы – медленные, а автоматические – быстрые.

Авторы таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик  не является необходимым и достаточным  основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди  них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так и контролируемым процессом, для него список надежных критериев различения сокращается.

Среди современных отечественных  психологов интересную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции:

  • внимание является одним из моментов ориентировочно–исследовательской деятельности, представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека;
  • по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части, последняя и является вниманием.
  • в отличие от других действий деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата;
  • внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
  • во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что позволяет сравнение результатов действия и его уточнение;
  • произвольное внимание – это планомерно осуществляемое внимание, то есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу;
  • для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, надо наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план;
  • все известные акты внимания, выполняющие функцию произвольного и непроизвольного контроля, являются результатом формирования новых умственных действий.

Таким образом, внимание не имеет своего собственного познавательного содержания, лишь обслуживая деятельность других познавательных процессов. Эти свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по–разному объясняли происхождение и сущность.

Н.Н. Ланге обобщил  и выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:

  • внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода считают, что если мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то оно невозможно без мускульных движений, которые приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
  • внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
  • внимание как результат эмоции. Эта теория указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж.Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же» [16,с.13].
  • внимание как результат апперцепции, то есть как результат жизненного опыта индивида;
  • внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
  • внимание как усиление нервного раздражителя, оно обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы;
  • теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – это преобладание одного представления над другими – тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, но, абсолютизируя выделенные феномены, игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение: «Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком–либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида» [7,с.122].

 

 

 

 

Заключение

Внимание – это психический процесс, который обязательно присутствует при познании мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. В жизни и деятельности человека он выполняет много различных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент процессы, способствует отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны  направленность и избирательность  познавательных процессов. Их настройка  зависит от того, что в данный момент представляется наиболее важным. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим  различать детали изображений. Для человеческой памяти оно выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Непосредственное не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем–то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя всё своё внимание на удовлетворение др. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При первом в центре сознания находится какое–либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Внимание – это один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет единства и согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Поэтому чаще внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.

Хотя исследования внимания порождают многочисленные сложные  вопросы, они, несомненно, очень полезны, т.к. человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

Итак, можно сказать, что  поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены.

Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию. Курс лекций.–Москва: ЧеРо, МПСИ, Омега–Л, 2006.–336с.

2. Гусев А.Н., Уточкин  И.С. Вклад произвольного и  непроизвольного пространственного  внимания в процесс локализации зрительных стимулов.// Современная психофизика/ Под ред. В.А. Барабанщикова.–Москва: ИП РАН, 2009.–92–109с.

3. Деятельность и внимание// Психология внимания/ Под ред.  Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.–Москва:  ЧеРо, 2005.

4. Добрынин Н.Ф. К  вопросу о типах внимания, «Психология», т.I, вып.1, 1928.

5. Добрынин Н.Ф., Колебания  внимания.–Москва: РАНИОН, 1928.

6. Добрынин Н.Ф. Основные  вопросы психологии внимания.// Психологическая  наука в СССР.–т.1.–Москва: АПН  РСФСР, 1959.

7. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь. Учебное пособие для вузов.–СПб.: Прайм Еврознак, 2006.–26п.л.

8. Канеман Д. (Daniel Kahneman) Внимание и усилие/ Под ред.  А.Н. Гусева /пер. с англ. И.С.  Уточкина.–Москва: Смысл, 2006.–287с. 

9. Маклаков А.Г. , Общая психология.–СПб.: Питер, 2002.–592с.

10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших  педагогических учебных заведений:  в 3кн.–4–е изд.–Москва: Гуманит.  изд. центр «ВЛАДОС», 2003.–164–170с.

11. Петровский А.В., Брушлинский  А.В., Зинченко В.П. и др. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А.В.–3–е изд. , перераб. и доп.–Москва: Просвещение, 1986.

Информация о работе Внимание его виды свойства теории внимания