Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:41, контрольная работа
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач.
Уже из данного определения внимание следует, что оно характеризуется направленностью на то, чем занято сознание, и сосредоточенностью сознания на чем-то требующим особой осознанности.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Понятие о внимании………………………………………………………4
1.1 Внимание и сознание…………………………………………………...4
1.2 Физиологические механизмы внимания………………………………5
1.3 Ориентировочный рефлекс……………………………………………..7
1.4 Классификация теорий внимания………………………………………9
1.5 Развитие внимания……………………………………………………….11
2 Основные виды……………………………………………………………..14
2.1 Виды внимания……………………………………………………………14
2.2 Основные свойства………………………………………………………..16
2.3 Рассеянность……………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………….21
По мнению П.Я.Гальперина, когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. А когда внимение отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. Анализ таких трудностей приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта.
Первый из них. Внимание нигде не является как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, поэтому, только как сторона или свойство этой деятельности.
Второй факт. Внимание не имеет своего отдельного продукта. Его итогом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта является главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.
Нельзя отрицать значения таких фактов и правомерности вытекающего из них и столь обескураживающего вывода. У нас всегда остается какое0то внутреннее несогласие с ним, и в пользу такого несогласия можно было бы привести ряд соображений о странном и тяжелом положении, в которое ставит нас такое понимание внимания. Но, пока соображениям противостоят факты, а у психологии нет других источников фактов, кроме наблюдения, указанные выше факты сохраняют абсолютное значение и отрицание внимание как отдельной формы психической деятельности представляется и неизбежным, и оправданным.
1.5 Развитие внимания
Культурное развитие внимание называется то, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), с помощью которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
С возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие целиком, тем более натурального внимания4.
В школьном возрасте наступает перелом в развитии. Он характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимание занимает, вероятно, основное место среди всех видов.
Малыша с пеленок окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей яркостью или необычным видом, он также обращает внимание на своих родных, радуясь их появлению в поле зрения или, начиная плакать, чтобы они взяли его на руки.
Близкие люди, произносят слова, смысл которых ребенок постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. То есть его внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.
Постигая активную речь, ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним в нужную сторону, а затем – и в соотношении самого себя.
Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию5.
Последовательность основных этапов развития детского внимания:
- первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка;
- конец первого года жизни. Возникновение
ориентировочно-
- начало второго года жизни.
Обнаружение зачатков
- второй-третий год жизни. Достаточно
хорошее развитие указанной
- четыре-пять лет. Появление способности
направлять внимание под
- пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
- школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
2.1 Виды внимания
Непроизвольное внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает никакого участие, и произвольное, возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилий. Поэтому, само запоминается то, на что направленно непроизвольное внимание, то, что, надо запомнить, необходимо в произвольном внимании.
Непроизвольное внимание – низкая форма внимание, которое возникает в результате воздействия раздражителя на любой из анализаторов. Оно появляется по закону ориентировочного рефлекса общее для человека и животных.
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, и обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психологическому состоянию человека.
Непроизвольное внимание может быть полезным в работе, в быту. Оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры.
В тоже время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом.
Причинами возникновения непроизвольного могут быть:
- неожиданность раздражителя;
- относительная сила
- новизна раздражителя;
- движущиеся предметы;
- контрастность предметов или явлений;
- внутреннее состояние человека.
Французский психолог Т.Рибо полагал, что характер непроизвольного внимания происходит в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.
Основывается на этом признаке, можно вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий.
Произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения конкретной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по сабе интересно, но и то, что необходимо.
Произвольное внимание более сложное и формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит начало оптимального возбуждения в коре мозга, который поддерживается сигналами, которые идут от второй сигнальной системы. Из этого видна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего и меньшего волевого усилия, напряжение, причем длительное поддержание произвольного внимания вызывает усталость, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, которое не требует волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К.Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа человека настолько поглощает его, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
2.2 Основные свойства
К основным свойства внимания относятся: концентрация, устойчивость, интенсивность, объем, переключение, распределение.
Концентрация внимания или сосредоточение – это выделение сознанием объекта и направление на него внимание. Роль концентрированного внимания различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного исследования того или иного объекта, а с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.
Устойчивость внимания – это продолжительность времени, в течении которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.
Одно из важных значений для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно они отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
Объем внимания – это количество объектов, которое человек может одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей.
Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение6. Эти профессии относится к психологии труда.
Высокая интенсивность концентрированного внимания для других профессий нужна лишь в некоторых моменты работы.
- это способность одновременно
выполнять несколько действий. Распределение
зависит от индивидуальных
Способность человека удержать в центре внимания определенное число разных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.
В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предельных раздражителей. Но иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно.
Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие никаких затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне оптимального возбуждения.
Переключение – это сознательный процесс внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания7.
Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях это подвижное внимание.
2.3 Рассеянность
Рассеянность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Встречается два вида рассеянности мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, которая вызвана крайне сосредоточенностью его внимание на каком-то предмете8.
Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не обращает ни на что внимание.
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, но затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Намного хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого типа, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется намного больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека очень неустойчиво и легко отвлекаемо9.
Причины подлинно рассеянного внимания очень различные. Причины подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступления воздуха в легких. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, каких-либо тяжелых переживаний.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка большим количеством впечатлений. Поэтому не следует в учебное время часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность в интересах также может привести к подлинной рассеянности.