Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:41, контрольная работа
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач.
Уже из данного определения внимание следует, что оно характеризуется направленностью на то, чем занято сознание, и сосредоточенностью сознания на чем-то требующим особой осознанности.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Понятие о внимании………………………………………………………4
1.1 Внимание и сознание…………………………………………………...4
1.2 Физиологические механизмы внимания………………………………5
1.3 Ориентировочный рефлекс……………………………………………..7
1.4 Классификация теорий внимания………………………………………9
1.5 Развитие внимания……………………………………………………….11
2 Основные виды……………………………………………………………..14
2.1 Виды внимания……………………………………………………………14
2.2 Основные свойства………………………………………………………..16
2.3 Рассеянность……………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………….21
Многие ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются коллекционированием и при этом не чем серьезно не занимаются. Причиной подлинной рассеянности так же может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей и другое. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжение воли – один из источников рассеянности внимания учащихся.
Итак, с помощью нашего исследования мы выяснили, что внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции. В разработках Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Рибо, он связал внимание с регуляцией идеомоторных движений.
Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер. Физиологическим проявлением этого вила внимания, является ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимание. По мере развития операционально-технической стороны в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации возможно появление так называемого постпроизвольное внимание.
К числу характеристик внимания, определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.
В современной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программ их осуществления (П.Я.Гальперин).
1 Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: ЧеРо, 2001, 858 с.
2 Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание, - М.: Педагогика, 2002, 600с.
3 Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2005, 765с.
4 Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование, - СПб.: Академия, 2005, 469с.
5 Иванов М.М. Техника эффективного запоминания, -М.: Просвещение, 2003, 308с.
6 Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию, -СПб.: Академия, 2002, 402с.
7 Немов Р.С. Психология, -М.: Просвещение, 2006, 378с.
8 Петровский А.В. Введение в психологию, -М: Просвещение, 2004, 346с.
9 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, -М: Сфера, 2005, 367с.
10 Рогов И. Е. Общая психология (курс лекций), - М.: Владос, 2008, 500с.
11 Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2006, 630с.
1 Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: ЧеРо, 2001, с. 611-613.
2 Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2005, с. 100-111.
3 Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2005, с. 567-566.
4 Иванов М.М. Техника эффективного запоминания, -М.: Просвещение, 2003, с. 56-58.
5 Немов Р.С. Психология, -М.: Просвещение, 2006, с. 78-80.
6 Рогов И. Е. Общая психология (курс лекций), - М.: Владос, 2008, с. 67.
7 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, -М: Сфера, 2005, с. 39-42.
8 Петровский А.В. Введение в психологию, -М: Просвещение, 2004, с.46-50.
9 Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование, - СПб.: Академия, 2005, с. 208-210.