Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:59, курсовая работа
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое изучение процесса внимания
и его свойств………………………………………………………………...5
1.определение внимания. Виды внимания…………………………..5
2.функции внимания…………………………………………………...8
3.Свойства внимания…………………………………………………..9
4.Теории внимания……………………………………………………10
5.Внимательность как личностное качество человека…………...13
Глава 2. Развитие внимания и методы его исследования…………....15
2.1 Этапы развития внимания……………………………………………15
2.2 Методы изучения внимания………………………………..…….….16
2.3 Нарушение внимания…………………………………………………18
Заключение......................................................................................20
Список литературы..........................................................................21
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
1.4 Теории внимания.
Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии — ассоционисты — вовсе не включали внимание в систему психологии, для них в принципе не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации. Поэтому для них не существовало и внимания.
Спустя некоторое время понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания. Начинает рассматриваться как ключевой компонент связи между ощущением и представлением. [9 с. 441]
Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания.[10 с.118]
Существует множество теорий связанных с процессом внимания. В число основных входят: теория внимания Т.Рибо, теория установки Д.Н. Узнадзе и концепция П.Я. Гальперина.
Как известно, одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Тэодюль Рибо – французский психолог. По его мнению «Внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается именно ими». У него было предположение о том, что существует тесная связь между эмоциями и произвольным вниманием. Из этого следовало, что интенсивность, также как и продолжительность такого внимания, непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. [14]
Рибо утверждал, что состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также и определенными изменениями физического и физиологического состояния организма человека. Т.Рибо подчеркивал особое значение физиологических связей психических процессов и состояний. Из этого следует, что теорию Рибо можно назвать психофизиологической. «Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций»,-считал психолог. [13 с.133] Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте. [10 с.116]
Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.[15]
Следующая теория – это теория установки, она была предложена Дмитрием Николаевичем Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внимание – это установка, то есть готовность определенным образом отражать объект. [1. с.84]
Интересную теоретическую точку зрения на тему внимание предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:
1.5 Внимательность как личностное качество человека.
Внимательность – это та черта личности, которая определяется системой ценностных ориентаций и направленностью личности и, в свою очередь, определяющая, к чему и в какой степени может быть внимательным человек. Психолог В.И.Страхов подчеркивал, что «внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, которое влияет на формирование других свойств личности, которые проявляются в деятельности и во взаимоотношениях людей».
Житейское понятие внимательности обычно используют с целью оценки и краткой характеристики избирательного отношения человека к окружающей действительности, себе самому и другим людям. [3 с.10]
Внимательность имеет две формы проявления:
– первая форма связана с постоянным вниманием человека к
окружающей обстановке, умением замечать изменения в предметной среде и внешней ситуации, умением организовывать предметную деятельность и контролировать ее исполнение. Такая внимательность называется объектной и проявляется в таких свойствах личности, как наблюдательность, любознательность, деловитость и т.п.;
– вторая
форма внимательности обнаруживается
во взаимодействии людей друг с другом,
в общении и называется субъектной внимательностью.
Она имеет нравственное содержание и выражается
в умении наблюдать и понимать психические
состояния других людей. Идеал внимательности
по отношению к другому человеку предполагает
целый ансамбль личностных свойств, куда
входят чуткость, отзывчивость, умение
замечать настроение другого человека,
желание прийти на помощь и т.п. Подобная
внимательность – предпосылка эмпатии.[3 с.10]
Глава 2. Развитие внимания и методы его исследования.
2.1 Этапы развития внимания.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, делал попытки исследовать Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. По его мнению, «история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка».[5 с.188]
Как при развитии других психических функций, в онтогенезе внимания также решающее значение имеет тот момент, когда внимание ребенка перестает зависеть от случайно действующих раздражителей и ребенок сам начинает направлять его. Центральным фактом в истории развития внимания является акт зарождения произвольного, опосредствованного внимания.[11 с.365]
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка имеет место только непроизвольного внимания.
В первые недели — месяцы жизни ребенка происходит формирование ориентировочного действия (то есть комплекса реакций организма в ответ на новизну раздражителя) как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания. [8 с.217] Внимание ребенка могут привлекать различные сильные раздражители. Примерами такого рода могут служить громкие звуки или яркий свет.[16]
В конце первого года жизни непроизвольное
внимание ребенка приобретает все более
сложные формы. На его основе формируется
ориентировочно-
В начале второго года жизни, у ребенка обнаруживаются зачатки развития уже произвольного внимания, это происходит под влиянием речевых инструкций взрослого. Проявляется в направлении взгляда ребенка на названный взрослым предмет.
Второй и третий год характеризуются тем, что достаточно хорошо развивается первоначальная форма произвольного внимания.
Следующий этап развития — это четыре-пять лет. В данный период ребенок способен направлять внимание под влиянием уже сложной инструкции взрослого на какой-либо объект.
В возрасте пяти — шести лет происходит возникновение элементарной формы произвольного внимания, но оно формируется под влиянием самоинструкции, то есть с некой опорой на внешние вспомогательные средства. У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительное время заниматься определенным делом или с определенным предметом.
В
школьном возрасте происходит дальнейшее
развитие и совершенствование
2.2 Методы изучения внимания.
Как и большинство
процессов, внимание имеет методы изучения.
Они бывают двух основных видов —
это экспериментальные и
Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик. Например, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация и др.
К диагностическим
исследовательским методам
В психологии используются многочисленные диагностические методы для выявления уровня развития внимания. [1 с.89]
Примерами таких методик могут служить следующие диагностики: «Корректурная проба», методика «Красно-черная таблица», «Кольца Ландольта» и т.д.
Если рассматривать «Корректурную пробу», то данная методика используется для исследования особенностей активного внимания, устойчивости и способности к его концентрации. Её проведение позволяет определить колебание внимания (то есть периодическое кратковременное непроизвольное ослабление и усиление сосредоточенности) и наличие утомляемости. Данное исследование проводят при помощи специальных бланков с рядами букв, которые расположены в случайном порядке. Задача ребенка заключается в том, чтобы зачеркивать одну-две буквы и подчеркивать другую. [6 с.132]
Большое значение имеет исследование устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:
• насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной задаче в течение длительного времени;
• отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;
• когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.[5 с.184]
Методика «Красно-черная таблица» используется для оценки переключаемости внимания. Детям, в ходе исследования предлагается таблица с красными и черными числами. Их задача — отыскивать красные и черные числа попеременно, причем красные в убывающем порядке, а черные в возрастающем. [6 с.135]