Внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологическое изучение процесса внимания

и его свойств………………………………………………………………...5

1.определение внимания. Виды внимания…………………………..5
2.функции внимания…………………………………………………...8
3.Свойства внимания…………………………………………………..9
4.Теории внимания……………………………………………………10
5.Внимательность как личностное качество человека…………...13
Глава 2. Развитие внимания и методы его исследования…………....15

2.1 Этапы развития внимания……………………………………………15

2.2 Методы изучения внимания………………………………..…….….16

2.3 Нарушение внимания…………………………………………………18

Заключение......................................................................................20

Список литературы..........................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 й курс.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

      Еще одна методика, которую часто используют — это «Кольца Ландольта». Он предназначен для обследования детей младшего возраста. Корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, которые направлены в разные стороны. С помощью этого теста также определяется концентрация и устойчивость внимания ребенка. 

2.3 Нарушение внимания.

      Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния мозга.[5 с.192] Можно также сказать, что нарушение внимания – это негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающаяся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга.

      Существует  несколько видов нарушения внимания. Один из типов нарушения – это  отвлекаемость внимания. В данном случае происходит непроизвольное перемещение  внимания человека с одного объекта  на другой. Следует отметить, что отвлекаемость может быть как внешней, так и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, а внутренняя может возникать под влиянием сильных переживаний.

      Следующий вид – рассеянность внимания. Это  неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Причиной может являться расстройство нервной системы, физическое и умственное утомление или переутомление. Рассеянность может выступать как неспособность к сосредоточению или чрезмерная концентрация на другом объекте деятельности.

      Подвижность внимания. Это постоянный переход  от одного объекта к другому, от одной  деятельности к другой при низкой ее эффективности. Основной причиной можно  считать возбудимый тип нервной  деятельности человека, чрезмерная подвижность нервных процессов, а также ухудшение состояния соматического здоровья.

      Инертность  внимания. Она заключается в малой  подвижности внимания, фиксация информации происходит на ограниченном круге представлений  и мыслей. В этом случае присуще Органические или функциональные нарушения мозга.

      И последний вид – это сужение  объема внимания. Он заключается в  том, что происходит концентрация внимания на каком-то одном событии или  явлении (чаще всего негативного  характера). В большинстве случаев причиной служит стресс, любая навязчивая проблема и глубокие эмоциональные переживания.

[13 с. 136] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Внимание  не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии.

     Внимание - это важнейшее качество, которое  характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.  

     Проблема  внимания чрезвычайно сложна как  с теоретической, так  и  с методологической точки  зрения. Она принадлежит к числу тех  проблем,  которые многократно пересматривались  в истории  науки  и  которые  до  настоящего  времени таят в себе много противоречивого и неясного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Мащурцева Д.А., Орлова Л.М. «Обща спихология»:Учебно-методическое пособие. 2007 г.
  2. Запорожец. А.В. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
  3. Т.К.Комарова. «Психология внимания»: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. – Гродно: ГрГУ, 2002 г.
  4. Лекции по общей психологии
  5. А. Р. Лурия.  «Лекции по общей психологии» / — СПб.: Питер, 2006 г.
  6. Макеева Т. Г. «Тестируем детей» - 2- изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
  7. Маклаков А. Г. «Общая психология». — СПб.: Питер, 2001 г.
  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1: «Общие основы психологии.»- 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  9. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» - СПб.: Питер Ком, 1999 г.
  10. Сорокун П.А. С 655 Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 г.
  11. Узнадзе Д.Н. «Общая психология» - СПб.: Питер, 2004 г.
  12. Шапарь В.Б. «новейший психологический словарь» - Изд. 2-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.
  13. Щербатых Ю.В. «Общая психология» - СПБ. Питер, 2008 г.
  14. http://www.effecton.ru/261.html
  15. http://www.effecton.ru/261.html
  16. http://www.detskiysad.ru/psih/599.html

Информация о работе Внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество