Внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение, описание и экспериментальная проверка педагогических условия развития внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить сущность процесса развития внимания младших школьников;
2) определить развитие устойчивости внимания младших школьников;
3) определить объем внимания младших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1 Сущность феномена «внимание»…………………………………………….5
1.2 Особенности внимания младших школьников…………………………….13
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
2.1 Педагогические условия развития внимания младших школьников в процессе обучения………………………………………………………….........19
2.2 Диагностика развития внимания младших школьников в процессе обучения………………………………………………………………….............25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, произвольное внимание формируется в младшем  школьном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции  поведения ребенка.

Хотя младшие школьники  и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего  младшего школьного возраста. Детям  трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них  деятельности, в то время как в  процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они  могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно-развивающая  работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком  уровне.

Для детей с невнимательностью  характерно отсутствие предварительной  готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют  об их невнимательности. Главным показателем  невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в  выполняемой работе.

Причинами низкой сосредоточенности  в младшем школьном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля [21].

Распределение внимания у  младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии  следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.

Таким образом необходимо отметить, что для развития внимания младших школьников существуют оптимальные условия. Строя работу по развитию внимания младших школьников, учитель должен знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития внимания детей.

Развитие внимания младших  школьников связано, прежде всего, с  расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Формирование развития внимания может быть основано на принятии усложняющихся инструкций, развитии навыков самоконтроля и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Педагогические  условия развития внимания

младших школьников в процессе обучения

Очевидно, что уровень  развития младших школьников –интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многих психических процессов. Поэтому рекомендуется прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Так Р.С. Немов замечает, что «эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого, же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими». Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в практической диагностике развития памяти детей, особенно первоклассников.

По сложившемуся опыту  практической психологии для диагностики  детей третьего и четвертого классов  подходят тесты, предназначенные для  взрослых людей, при условии, что  сами тестовые задания предложены на доступном детям уровне. Следует  иметь в виду, что при наличии  сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его  итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии  сознательно, с помощью соответствующих  волевых усилий управлять своим  поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового  возраста в большинстве своем  еще не могут этого делать.

Таким образом, используя  в практике тесты для взрослых людей и детей, необходимо опираться  на знания возрастной психологии и  на психологическую теорию возрастного  личностного развития человека, которые  могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования  тестов и обеспечения их изначальной  валидности. От уровня развития внимания зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно- обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического – развитостью логического внимания и т.д. Выбор  внимания  в качестве объекта исследования не случаен, так как  обучение  требует от учеников  развитие  всех свойств  внимания. Невнимательный ученик при получении нового задания может пропустить часть информации. Начав работу, он начнёт переспрашивать учителя, тем самым отвлекая от работы остальных учащихся. В реальном учебном  процессе  учащиеся, отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьёзную проблему в  условиях   обучения. Поэтому хорошо развитое произвольное  внимание  позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы.

Исследования психологов показали, что тренировка  внимания  может способствовать стабилизации индивидуального темпа учащегося. На основе анализа взаимосвязи  внимания, индивидуального темпа и успешности  обучения  по разным предметам было получено, что у внимательных учащихся успеваемость по всем предметам прямо зависит от индивидуального темпа. Чем выше индивидуальный темп, тем лучше учатся дети, уже обладающие хорошо развитыми свойствами  внимания. У невнимательных учеников индивидуальный темп непосредственно не связан с успеваемостью и ускорение работы в большинстве случаев оказывает даже отрицательное влияние на эффективность их учебной деятельности.

Можно сделать очень важный вывод:  развитие  свойств  внимания  поможет выровнять индивидуальный темп каждого ученика, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости учащихся, во-вторых, организует работу всех учащихся синхронно и слаженно.

В  обучении  и воспитании учащихся важная роль принадлежит учителю, его знанию предмета, умению руководить деятельностью детей и направлять её в нужное русло, преподавать свои знания и оказывать непосредственное влияние на формирование личности каждого  школьника. Учитель должен владеть знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности учащихся, делать правильные  педагогические  выводы из наблюдений за успехами и неудачами в  обучении  каждого  школьника. 

Внимание   школьника  развивается  в   процессе  учебной и игровой деятельности: произвольное  внимание  постепенно становится ведущим видом  внимания, а так же оно обуславливает формирование познавательных интересов; формируются важнейшие свойства  внимания  и привычка «быть всегда внимательным».

На сегодняшний день для  оптимального исследования  развития  произвольного  внимания  ребёнка разработаны многочисленные методики.

В начале практической деятельности необходимо пронаблюдать  развитие  произвольного  внимания   младших   школьников  по следующим критериям:

1) Какие методические приёмы учитель использует для организации  внимания  учащихся в начале урока.

2) Как учитель мотивирует учащихся для формирования произвольного  внимания.

3) Как часто в ходе урока учитель призывает учащихся «быть внимательными».

4) Как часто учитель даёт установку учащимся на внимательность.

5) Могут ли дети длительное время заниматься какой-либо деятельностью.

6) Могут ли дети быть внимательны на прогулке и в игре.

7) Как изменяется  внимание   младших   школьников  с изменением деятельности на уроке.

8) Какие методы, приёмы и средства учитель использует при объяснении нового материала.

9) Как ведут себя дети при внезапном постороннем шуме на уроке. Могут ли они без отвлечения заниматься своей работой.

10) Делает ли учитель акцент на внимании учащихся во время урока при подведении итога занятия.

В результате наблюдения удалось  выявить следующие особенности  работы учителя по организации внимания детей.

В начале каждого урока  учитель проводит организационный  момент в стихотворной форме, который  благоприятно настраивает учащихся на плодотворную работу. Учитель настраивает детей: «Сегодня на уроке нам с вами предстоит очень большая и трудная работа, и чтобы выполнить её успешно необходимо быть предельно внимательными», «… чтобы заработать отличные отметки за работу необходимо внимательно слушать учителя и друг друга, тогда работа будет успешной», «…чтобы усвоить и запомнить новые знания необходимо очень внимательно слушать, что говорит учитель, дети, читающие сообщения, во время решать и записывать примеры, и тогда, дома вам меньше будет учить уроков». Таким образом, учитель ставит перед учащимися  условие, если на уроке внимательны, то можно запомнить новые знания, получить отличные отметки, меньше учить уроков дома.

В ходе урока учитель мотивирует учащихся для формирования произвольного  внимания: «если вы будете слушать  внимательно всё, что я вам  буду говорить и вовремя это выполнять, то в самостоятельной работе у  вас не будет шибок», «если вы внимательно прочитаете рассказ  и составите его план, то написанное вами изложение будет грамотным  и без ошибок», «если вы перескажите  текст дома и внимательно его прочитаете, то на уроке вы без проблем ответите на мои вопросы».

Если в ходе урока учитель  замечает, что внимание детей рассеялось, то он напоминает им: «вы помните, что  мы с вами договорились сегодня на уроке быть внимательными», «мы же обещали с вами герою из сказки слушать его внимательно» и т.д.

В начале каждого задания  или нового вида работы учитель даёт учащимся установку на внимательность: «послушайте внимательно здание», при этом голос учителя становится тише, для абсолютной тишины в классе; «будьте внимательны при чтении задачи». Часто учитель делает акцент, на чем-либо или задаёт предварительный  вопрос: «найдите в тексте ответ  на вопрос…» или наоборот «…читайте  текст внимательно, так как я  буду задавать по нему вопросы».

Учитывая возрастные особенности  учащихся, наблюдения показали, что детям очень трудно заниматься однообразными видами деятельности. Чтобы привлечь интерес учащихся к уроку необходимо подбирать различные виды работы, тем самым, развивая переключаемость внимания. Детям намного интереснее, когда на уроке они выполняют небольшие по объёму и длительности задания, но их на уроке целое разнообразие.

Если не напоминать детям  «быть внимательными» то, они быстро отключаются от основного вида работы и занимаются своим интересным делом. На прогулке и в подвижных играх  необходимо чётко разъяснять правила,  условия  и необходимость для детей данного вида деятельности, иначе интерес к работе пропадёт.

При частой смене деятельности на уроке учащиеся устают намного  меньше, чем при выполнении однообразных и длительных упражнений, после которых  им намного труднее перестроиться  на новый вид работы, но учитывая возраст детей на каждом уроке, учитель уделяет внимание работе длительной по времени.

При объяснении нового материала  учитель использует большое разнообразие наглядного материала, с помощью  которого концентрирует внимание детей  в течение всего урока, а так  же это различные уроки с применением  дидактических игр. В ходе урока  у детей развивается интерес  к работе, и они в это время очень внимательны, чтобы не пропустить не единого слова учителя.

Информация о работе Внимание младших школьников