Внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение, описание и экспериментальная проверка педагогических условия развития внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить сущность процесса развития внимания младших школьников;
2) определить развитие устойчивости внимания младших школьников;
3) определить объем внимания младших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1 Сущность феномена «внимание»…………………………………………….5
1.2 Особенности внимания младших школьников…………………………….13
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
2.1 Педагогические условия развития внимания младших школьников в процессе обучения………………………………………………………….........19
2.2 Диагностика развития внимания младших школьников в процессе обучения………………………………………………………………….............25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

При внезапном постороннем  шуме учащиеся практически всегда и  все отвлекаются. Это объясняется  физиологическими и индивидуальными  особенностями детей данного  возраста. При этом учитель просит повторить задание, которое выполняли  дети, и просит его продолжить.

Подводя итог каждого урока, учитель делает акцент на внимательности или невнимательности каждого учащегося  в ходе урока, хвалит или делает замечание, пожелание, не оскорбляя и не унижая ребёнка: «… сегодня на уроке очень  внимательны были Николаев Ваня, Юсупова Света, Агашин Женя, молодцы!», «у Ивановой Саши не получилось сегодня весь урок быть внимательной, но у нас с тобой всё получится, ведь примеры ты решила без ошибок».

Таким образом, функция  внимания  и пути ее организации занимают одно из центральных мест в  обучении   младших   школьников и после наблюдения за  развитием  произвольного  внимания  необходимо провести индивидуальную диагностику.

2.2. Диагностика  развития внимания младших школьников

в процессе обучения

Вначале необходимо узнать знания  школьников  о  процессе  « внимание » и его значении для каждого из них. Для этого проведем анкетирование на тему: «Я и моё внимание».

Цель: создать  условия  для выявления первоначальных знаний учащихся о процессе «внимание» и его значении в жизни каждого из них, определить самооценку внимания.

Описание: детям предлагается бланк анкеты с десятью вопросами, на которые необходимо ответить.

Оборудование: бланки с вопросами, карандаш

Инструкция: «Ребята, перед  вами анкета из десяти вопросов «Я и  моё внимание». Вам необходимо ответить на эти вопросы. Ответы, которые вы выберите а или б обведите в кружок». Детям даётся время для ответа на вопросы.

Вывод: В анкетировании  участвовало 10 человек.

Вопросы

Ответы детей

 

да

нет

1

8 человек

2 человека

2

8 человек

2 человека

3

5 человек

5 человек

4

7 человек

3 человека

5

8 человек

2 человека

6

5 человек

5 человек

7

5 человек

5 человек

8

10 человек

 

9

10 человек

 

10

6 человек выбрали среднюю  ступень, 3 человека вторую, 1 человек  первую ступень


В результате подведения итога  можно отметить, что многие ученики  знают, что такое внимание и осознают, что значит «быть внимательным», так же половина класса могут сосредоточить  своё внимание на уроке и не отвлекаться  на посторонние вещи. Учащиеся знают  и понимают, что очень важно  в любой деятельности быть предельно  внимательными.

Теперь мы проводим диагностику  развития произвольного внимания на данном возрастном этапе. Диагностика проводилась в 3 «б» классе МОУ «СОШ №16»

 

Методика № 1. «Заполни по образцу».

Цель: выявить концентрацию и устойчивость внимания.

Описание: детям предлагается закодировать таблицу, расставив в  ней знаки по образцу.

Оборудование: бланк для  заполнения, образец, карандаш, секундомер.

Инструкция: «Перед вами таблица  с фигурами и образец. Вам необходимо закодировать эту таблицу, расставив  в ней знаки по образцу».

На задание даётся 1 минута 15 секунд.

Уровень внимания

Количество учащихся

Высокий уровень 100% без ошибок

1

Средний уровень 60% с 2 ошибками

2

Низкий уровень 50% с 5 ошибками

7

Очень низкий уровень 20% с 6 ошибками

-


Вывод: данная методика показала, что большинство детей не справились с заданием и им необходимы дополнительные занятия по  развитию  произвольного внимания. Только один ученик выполнил работу до конца без ошибок. Семь человек выполнили лишь половину работы, допустив значительные ошибки. Во время инструкции дети ещё старались выслушать внимательно, но при выполнении работы их  внимание  постепенно рассеялось. Многим из них ещё раз пришлось объяснять и повторять инструкцию. Задание данного типа вызвали интерес у всех учащихся, но им было трудно подчинить свою волю указаниям, хотя никто из них работу не бросил, все довели дело до конца.

 

Методика № 2. «Текст с ошибками».

Цель: измерение уровня произвольного   внимания   младших   школьников  при самостоятельной работе.

Описание: детям предлагается текст с ошибками, которые необходимо найти и исправить.

Оборудование: текст, напечатанный на листах бумаги, содержащий ошибки, для  исправления которых не требуется  знания правил, а нужно только  внимание.

Инструкция: «Перед вами текст, в котором допущены ошибки по невнимательности. Вам нужно их найти и исправить. Будьте внимательны!» 

Уровень внимания

Количество учащихся

Высокий уровень от 0 до 2 ошибок

2

Средний уровень от 3 до 5 ошибок

4

Низкий уровень от 5 ошибок и более

4


 

Вывод: 80% учащихся показали средний и низкий результат и  только 20% высокий. Одну ошибку в работе допустил только один ученик, остальные  от двух до шести ошибок. Уровень  произвольного внимания детей при  самостоятельной работе развит очень  слабо. Дети не могут подчинить свою деятельность инструкции учителя, быстро утомляются, у них пропадает интерес  к выполняемому заданию, им очень  трудно удерживать в уме задание, по которому необходимо работать, они  постоянно переспрашивают, тем самым  отвлекая других учеников от работы.

По окончания констатирующего  эксперимента мы получили следующие  результаты:

Имена детей 

Название методики

"Заполни по образцу"

"Текст с ошибками"

Аня

60% 2 ошибки

3 ошибки

Миша

50% 7 ошибок

6 ошибок

Рита

100% без ошибок

1 ошибка

Таня

50% 4 ошибки

4 ошибки

Костя

50% 4 ошибки

4 ошибки

Никита

50% 5 ошибок

5 ошибок

Настя

60% 1 ошибка

2 ошибки

Маша

50% 5 ошибок

6 ошибок

Игорь

50% 5 ошибок

5 ошибок

Гриша

50% 6 ошибок

6 ошибок


Как известно, не всегда дети внимательны на уроке. Нам тоже пришлось столкнуться с этой проблемой.

Таким образом, наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов часто допускают ошибки, вызванные невнимательностью во время урока. В таких случаях нельзя говорить о том, что ученик не усвоил изучаемый материал. Мы старались заинтересовать детей каким-либо другим заданием, чтобы они сконцентрировали  внимание  и были полностью вовлечены в урок, чтобы им было интересно. Детям очень сложно длительное время выполнять однообразное задание и сосредоточится на нем до конца его выполнения. Но такие задания необходимы для  развития   внимания   младших   школьников, и именно поэтому мы уделяли большую часть времени заданиям данного типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым  условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним  из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Анализ теоретических  источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у  младших школьников показали, что  проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями, обеспечивает избирательную  и длительную сосредоточенность  на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может  управлять своим вниманием и  часто оказывается во власти внешних  впечатлений. Проявляется это в  быстрой отвлекаемости, невозможности  сосредоточиться на чем-то одном, в  частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка  постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают  ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как  объем, концентрация, распределение  и переключение, устойчивость.

В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход  произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.

Проведенная нами исследовательская  работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию  сущности, структуры и экспериментального изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить детерминанты, обусловливающие  его развитие в процессе раннего  онтогенеза. Полученные данные достоверно доказали, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной  деятельности. Комплекс же методический упражнений по его развитию может  способствовать выявлению у детей  индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного  внимания в процессе обучения; они  могут быть направлены на обеспечение  психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и  индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Г.С. Абрамова// Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1997 - 638 с.

2. Берцфаи Л.В.Исследование особенностей рефлексивного контроля: Л.В. Берцфаи, В.Г. Романко // Новые исследования в психологии. - 1981. - №2 - С. 68 - 72.

3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С.187-190.

4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания: П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - 221с.

5. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание:/ А.Н. Гоноблин. - М.: Просвещение, 1972. - 211с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования:/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986 - 239 с.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения:/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996 - 544 с.

8. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания: Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. 1973. - №3 – С. 121 – 128.

9. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе:/ Е.П. Ересь. - Мн.: Нар. света, 1974. - 64с.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология:/ И.А. Зимняя. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 476 с.

11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Е.В. Карпова//Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

12. Крутецкий В.А. Психология:/В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - 352с.

13. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Т.А. Лавриненко// Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000. - 64 с.

Информация о работе Внимание младших школьников