Возможности и перспективы использования психодиагностических методов и подходов в работе с различными категориями клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………стр.3
1. Исторические аспекты развития ранней психодиагностики………….стр.4
2. Основные требования и понятия дифференциальной психометрики..стр.7
3. Возможности и перспективы использования психодиагностических методов и подходов в работе с различными категориями клиентов……стр.15
Заключение………………………………………………………………….стр.20
Список используемой литературы…………………………………………стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может  быть результатом тренированности  испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.

Надежность  взаимозаменяемых форм - повторное  тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя  параллельными формами теста. Высокий  коэффициент корреляции и большой  интервал между двумя испытаниями  свидетельствуют о высокой надежности теста.

Возможный обман  со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале  между тестированиями, не оказывают  особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельных форм.

Требования  к построению параллельных форм:

1. параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;

2. должны содержать одинаковое количество заданий со сходной степенью трудности;

3. эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

Метод расщепления  состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя  этими частями. Он называется коэффициентом  внутренней согласованности теста.

Валидность  и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что  он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.

3. Дискриминативность

Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ''максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1).

Точность информации измеряется тем, насколько дробной  шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько  чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов  измерения к истинному значению измеряемой величины.

Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определении этой меры исследователь пользуется всем арсеналом теоретических представлений об объекте.

При помощи тщательного  конструирования теста можно  обеспечить соответствующий уровень  дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций, а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать 3 (или пять) градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Подобно этому, шкалы ранжирования редко содержат более девяти градаций. Это означает, что испытуемые разбиваются в лучшем случае на девять групп.

4. Достоверность  тестапсихика психологическая диагностика психомет

Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.

Способность теста  защищать информацию от мотивационных  искажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро  эта проблема стоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием  обеспечения достоверности - наличие  в тест-опросниках шкал лжи. Шкала  лжи - это шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз, будучи более откровенным, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные "ловушки", направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения с психологом. Здесь принято различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (например, в профконсультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т.е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что  в аттестационной ситуации вопрос о  достоверности особенно актуален. И  опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях  бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

3. Возможности и перспективы использования психодиагностических методов и подходов в работе с различными категориями клиентов

 

           Психодиагностика разных сторон жизни и деятельности производится с помощью научно проверенных методов исследования. К качеству таких методов предьявляются строгие требования. Основные из этих требований следующие: валидность, точность и надежность.

           Что касается практики детской психодиагностики, то здесь должны применятьcя только валидные, точные и надежные методы, иначе возникает опасность получения недостоверных данный и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет пользователь метода.

           При обследовании детей есть также требования морально-этического характера, которые обычно предьявляются к проведению психодиагностики. Главные из них следующие:

Результаты  психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.

             Психодиагностика детей может и должна производиться ( за исключением особых случаев из области медицинской или юридической практики) только с согласия самих детей и их родителей.

             Только родители не лишенные по закону родительских прав, могут знать результаты психологического обследования своих детей. Психолог обязан давать исчерпывающие ответы на вопросы родителей.

Результаты  психодиагностического обследования без учета многих других факторов. Без принятия в расчет мнения педагогов  и родителей не могут быть основанием для определения судьбы ребенка.

              Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимыми знаниями о детях с которыми они работают.

             С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых людей, отобранных на случайной основе. По возрастной норме, по отклонению от нее данных, полученных в результате проведенного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели оказываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников.

             Следует иметь в виду, что возрастные нормы не являются абсолютными и неизменными. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей или взрослых, на основе которой эти нормы получены. В каждом конкретном случае, когда в результате психодиагностического обследования дают характеристику человеку, включающую оценку уровня его психологического развития, следует указывать, к какой выборке или категории относится та норма, с которой сравнивается показатель развития данного человека.

            Но это только одно из существенных замечаний, касающихся практики использования возрастных норм. Известно, что по мере прогресса общественного развития меняется средний уровень интеллектуального, личностного и поведенческого развития человека. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установлены более десяти лет назад, практически в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки через каждые 3-5 лет.

            Самое существенное замечание касается того, что на основе оценки степени развитости у ребенка того или иного психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его развитие дальше. Это развитие зависит не столько от достигнутого уровня, сколько от способности человека к научению, к приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от многих других факторов и обстоятельств. То же самое можно сказать и о процессе личностного развития человека.

             Самые большие трудности в практической психодиагностике возникают тогда, когда предметом психодиагностического и прогностического исследования становятся способности детей. Первая из трудностей состоит в том, что данные способности психологи могут выявлять и практически оценивать на основе того, как человек решает определенные задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков. Составление прогноза результатов развития, напротив, требует знания именно способностей.

              Кроме того, способности развиваются, и перспективы их совершенствования имеются практически у любого здорового человека. Главное, на что должно быть обращено внимание при решении вопроса об улучшении способностей человека, - это создание оптимальных условий для их развития. Нередко бывает так, что люди, обладающие даже более низкими показателями по психологическим тестам, например, вследствие того, что их в свое время плохо обучали и воспитывали, в благоприятных условиях довольно быстро догоняют и обгоняют своих более благополучных в прошлом сверстников. Всякая психодиагностическая методика, прежде чем ее применять и делать выводы, нуждается в апробации.

            Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик следующие:

            Точное определение того качества или свойства, которое должно изучаться с помощью данной методики. Это определение нужно давать в строгом согласии с правилами логики определения понятий, иначе мы не будем знать, что же на самом деле измеряет созданная нами методика, поскольку с самого начала она по определению будет невалидной.

Подбор системы  обьективных признаков, на основе которых  можно судить о наличии и степени  развитости у человека соответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отвечать методологически важному требованию однозначности, т.е. данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с данным свойством и никаким другим. Например, требованию однозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный момент обстоятельств.

Разработка  системы действий, практически представляющих собой процедуры наблюдения, сбора  и обработки релевантных признаков.

Разработка  теоретических вопросов применения методики. Если, к примеру, такой методикой является текст-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции испытуемым, которая определяет их поведение во время эксперимента, и действий психолога.

             Проверка методики на валидность, точность и надежность.

Проведение  массового обследования людей при  помощи данной методики с целью ее практической проверки, уточнения и получения возрастных норм.

             Работа по созданию практических психодиагностических методик – это профессиональная, ответственная работа, требующая высокой квалификации.

 

             Особенности применения различных психодиагностических методик. Например, в школе могут использоваться все методы психодиагностики учащихся, которые применяются в научно-исследовательской работе (если они соответствуют требованиям). Но многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос, наблюдение, анализ документов и психодиагностический эксперимент, представляющий собой, например, решение испытуемыми серии специальных психодиагностических задач в стандартных, контролируемых условиях.

Информация о работе Возможности и перспективы использования психодиагностических методов и подходов в работе с различными категориями клиентов