Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 08:53, реферат
Возрастная антропология изучает закономерности онтогенеза человека.
Онтогенез (от греч. ontos — существо и genesis — происхождение), или жизненный цикл — одно из ключевых биологических понятий. Это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения.
Раздел возрастной психологии – ауксология---------------------------------3
Общие задачи возрастной антропологии------------------------------------3
Основные определения и понятия возрастной антропологии----------4
Основные закономерности роста и развития------------------------------5
Два этапа онтогенетического развития-------------------------------------6
Первичный и вторичный перекрест--------------------------------------------6
Биологический возраст------------------------------------------------------------12
Основные критерии биологического возраста-----------------------------13
Факторы оказывающие влияние на рост и развитие-------------------14
Акселерация------------------------------------------------------------------------15
Литература------------------------------------------------------------------------17
Итак, абсолютное большинство соматических параметров организма не остаются постоянными и изменяются почти непрерывно. Одним из реально существующих и объясненных цикличных процессов является так называемый суточный рост.
В качестве примера снова обратимся к длине тела. Мы заметили, что после 18-19 лет длина тела остается относительно постоянной. Одна из причин этой «относительности» — суточное изменение параметров тела.
Сталкиваясь в течение дня с самыми различными стрессогенными факторами, наш организм в прямом смысле устает:
В основном вследствие этих причин длина тела может значительно уменьшиться к вечеру. Это уменьшение, конечно, не является истинным отрицательным ростом, и за ночь все возвращается«на круги своя».
Немаловажную роль в этом играет суточная цикличность секреции гормона роста - соматотропина (СТГ), одного из наиболее сильных стимуляторов биосинтеза большинства тканей организма. СТГ вырабатывается передней долей гипофиза и представляет собой гормон общего действия - благодаря ему в большинстве тканей организма на клеточном уровне происходит стимуляция процесса биосинтеза. Итогом этого является активизация процесса развития — роста или восстановления роста.
24-часовой период цикличности, подобный секреции СТГ, получил название циркадного ритма. В нормальных для организма условиях такая ритмичность характерна более чем для 100 физиологических показателей. Один из тривиальных примеров - периодичность показателей суточной активности - ритм бодрствования и сна.
Многофакторное явление, каковым является процесс развития человека, нелегко представить в виде простой схемы: при строгом научном подходе такая периодизация должна одновременно учитывать закономерности возрастной изменчивости комплекса разнородных признаков и явлений, относящихся к сферам биологии, психологии и социологии и др. При этом она должна быть достаточно простой и наглядной, чтобы ее можно было использовать в биологии, психологии, медицине и педиатрии.
Логичное следствие из сказанного: существует огромное количество разных вариантов периодизации онтогенеза человека и ни один из них нельзя на настоящий момент признать наиболее правильным.
Биологический возраст
Темпы развития являются фундаментальной биологической характеристикой индивида. Темп и сочетания скоростей роста и развития на разных этапах постнатального онтогенеза у разных индивидов могут существенно варьировать.
Для оценки темпа индивидуального развития используют понятие «биологический возраст», который оценивается как достигнутый уровень морфофункционального созревания организма и выражается через средний хронологический возраст той группы людей, которой данный человек соответствует по уровню своего развития.
Например, десятилетние девочки по своему биологическому развитию могут соответствовать «типичному», т.е. близкому к среднему варианту, составляющему обычно около 50% группы, или отклоняться от него в сторону ускорения или замедления. Биологический возраст в первом случае будет совпадать с хронологическим, т.е. равен 10 годам, во втором он оценивается в 11—12 лет или 8—9 лет.
Трудно разработать
Основные критерии биологического возраста:
1. Морфологическая зрелость (морфологические критерии биологического возраста) — это скелетный возраст, зубной возраст, половое развитие и общее соматическое развитие.
2. Физиологические и биохимические критерии биологического возраста: с возрастом меняется метаболизм, показатели основного обмена веществ, углеводного обмена, липидного обмена, индексы соотношения гормонов, а также показатели работы сердечнососудистой и дыхательной системы – частота сердечных сокращений, систолическое АД, минимальный объем крови, частота дыхания, показатели крови и мочи.
3.Критерии развития мозга следующие: изменения веса, показатели созревания различных зон коры мозга, величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, степень потери нейронов.
Критерии психического развития включают показатели развития моторики, сенсорных систем, когнитивных процессов, эмоциональное развитие, развитие мотивационной сферы, волевой сферы, уровни развития личности и социальное развитие.
Для определения биологического возраста в период старения используют данные о изменениях на молекулярном уровне, показатели внутриклеточного микроэлектрофореза
Факторы оказывающие влияние на рост и развитие
Рост обусловлен взаимодействием генетических (наследственных, внутренних, эндогенных) и средовых (внешних, экзогенных) факторов, причем на каждом этапе онтогенеза его реализация есть результат вероятностного процесса и существенно зависит от воздействия условий среды.
К средовым (экзогенным) факторам относят экологические - биогеографические (климат, сезонность и др.), социально-экономические (образование и профессия родителей, доход и социально-экономический статус семьи, жилищные условия и т. д.), психологические (например, психологический климат в семье, детском коллективе, среди соседей), антропогенные (урбанизация, индустриализация, промышленное загрязнение, шум и др.)
Роль наследственного, генетического фактора необычайно велика на всех этапах онтогенеза человека.
Наследственность определяет не только конечный результат ростового процесса, но и его темпы.
Хотя контроль над общими размерами тела включает в себя действие многих генов, нарушения даже в одном гене или в одной группе генов могут привести к необратимым последствиям, например, к состоянию ахондроплазии, наследование которого осуществляется по принципу простой доминантности. С другой стороны, воздействие генов может быть ограниченным и специфическим. Генетический контроль прорезывания зубов осуществляется иначе, чем контроль скелетного созревания, а рост различных сегментов конечностей, по-видимому, находится под воздействием независимых генов.
Генетические факторы, несомненно, воздействуют на формирование половых различий в размерах тела и ходе ростовых процессов. Мальчики и девочки мало отличаются друг от друга в отношении размеров тела практически вплоть до 10-летнего возраста, хотя мальчики в среднем рождаются несколько более крупными, чем девочки. Однако формирование основных различий, определяющих половой диморфизм у взрослых, происходит во время пубертатного периода и реализуется в основном в процессе ростового скачка - спурта. Начало спурта находится под сильным генетическим контролем, тогда как его интенсивность и продолжительность определяются гормональными и средовыми факторами.
Изучение влияния факторов среды
на организм человека представляет в
наши дни, помимо академического интереса,
чисто практическую задачу, связанную
с выживанием человека как биологического
вида. Всем известно множество примеров
отрицательного влияния недостаточного
питания, неадекватного социально-
Акселерация
В последнее столетие во многих странах отмечается ускорение соматического, полового и психического развития обозначаемое термином «акселерация». По основным критериям морфологической зрелости, половому развитию опережение за последние 100 лет составили 1-3 года. Половое развитие стало завершаться примерно на 2 года быстрее, смена зубов происходит на 1-2 года раньше, раньше происходит пубертатный скачок роста. Длина тела новорожденных возросла в среднем на 1 см, у дошкольников на 10-12 см, школьников - на 10-15 см. Акселерация проявляется не в одинаковой степени в зависимости от пола и конституционального типа. Сильнее она проявляется у мальчиков брахиморфного типа. На севере и западе Европы темпы акселарации проявляются сильнее, чем на юге, у городского населения сильнее, чем у сельского. Происходит за последнее 100 лет и удлинение периода деторождения и продолжительности жизни. Существуют разные гипотезы объяснения акселерации: питание с витаминами, городское и информационное воздействие на ЦНС, прогресс медицины, способствующий выживанию крупных детей, ослабление физической нагрузки в ростовой период, изменение частот генов из-за смешивания населения планеты, изменения циклов солнечной активности: при ослаблении солнечной активности происходит усиление акселерации, увеличение размеров тела, а максимум солнечной активности снижает ростовые процессы. Однако у акселерированных детей процент заболеваний и психологических проблем выше, чем у обычных.
Колебания темпов развития присущи не только нашей эпохе, они были и раньше: так, в древней и средневековой Европе сроки полового созревания у девочек были в 12 лет, затем в XVII-XVIII в. сроки полового созревания девочек удлинились до 17—18 лет, с XIX в. началось ускорение полового созревания и в XX в. опять стало в 12 лет у девочек.
В последние годы отмечается затухание акселерации, а в ряде неблагоприятных районов — децелерация (замедление, отставание в развитии, особенно отставание в психическом и умственном развитии, возрастание числа детей — дебилов, имеющих интеллектуальные нарушения).
ЛИТЕРАТУРА
1 Бехтерев В.М. Труды второго
всероссийского съезда по
2 Блонский П.П. Возрастная педология. М.-Л.: Работник просвещения, 1930. С.7.
3 Блонский П.П. Педагогика, 1922. С.14.
4 Гессен С.И. Основы педагогики.
Введение в прикладную
5 Гончаров Н.К. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского — начало новой эры в педагогике // Советская педагогика. 1968. №1. С.11.
6 Давыдов В.В. Воспитание и
молодежь в новых социально-
7 Занков Л.В. Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1990.
8 Каптерев П.В. Педагогическая психология. 3-е изд. С.-Пб. М., 1914. С.14.
9 Коротов В.М. Воспитание и молодежь в новых социально-экономических условиях: Краткая стенограмма общего годичного собрания АПН СССР. М., 1991. С.29.
10 Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики. М.: Мир, 1922. С.31.
11 Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1916.
12 Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М.: Работник просвещения, 1923.
13 Наторп П. Философия как основа педагогики. М., 1910. С.12.
14 Наторп П. Там же. С.14-15.
15 Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917-1927). М., 1927. С.57.
16 Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30-е г.г. ХХ век) // Педагогика. 1995. №2. С.88.
17 Труды первого всероссийского
съезда по педагогической