Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:22, реферат
В детстве, а затем и в отрочестве человек проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, вбирая в себя не только типические черты своих современников, но и духовные предтечи - чувства, мысли и надежды всех предшествующих поколений, трансформированных в мифологиях, сказках, исторических, художественных и научных трудах. Природные предпосылки, соединенные с условиями жизни, внутренней позицией ребенка и создают то удивительное таинство, которое движет развитием душевной сферы. Уже в детстве ребенок способен подняться к откровениям добра, сочувствия, понимания, но он же способен низвергнуть себя к демонам темных побуждений. В отрочестве человеческое дитя в еще большей степени, чем в детстве, способно скользить от добра к агрессии, от возвышенного к низменному. Ребенок и отрок стремятся к идентификации с нравственными образцами, предъявляемыми им взрослыми, и учатся обособляться от других людей и их ожиданий ради захватывающих острых переживаний от переступания запретной черты недозволяемого и осуждаемого.
Введение
Предмет и задачи возрастной психологии………………….стр.1
Задачи возрастной психологии……………………………..стр.4
Актуальные проблемы психологии развития…...................стр.6
Закономерности психического развития……………..……стр. 7
Возраст как системообразующее понятие возрастной
психологии………………………………………………… стр.18
Заключение
Список литературы
Разделить жизнь на определенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научные разработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию предлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П. Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация в соответствии с психосексуальным развитием), Л.С. Выготский и другие. В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опирается на следующие критерии:
1. новообразования.
2. ведущая деятельность
3. характер противоречий (кризис)
3. Кризисы на разных возрастных этапах
Вернемся к рассмотрению
такой закономерности
Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.
Кризисы возникают
на каждом возрастном этапе
и имеют в первую очередь
позитивное значение. Кризис является
необходимым условием
Противоречия между
новыми потребностями и
Основные кризисы:
1. Кризис новорожденности
- происходят резкие изменения
условий жизни. До появления на
свет плод находится в
2. Кризис одного года - возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.
3. Кризис трех лет - проявляется
стремление к
4. Кризис шести-семи лет
- появление собственной
5. Кризис подростковый - кризис
характера и отношений, притязания
на взрослость, независимость, но
отсутствуют возможности их
6. Кризис юности 16-18 лет -
впервые возникают вопросы
Кризисы сопровождают
и взрослую жизнь человека. Выделяют
кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет,
кризис середины жизни 40-45, кризис
пожилого возраста 55-60 лет, кризис
старости. Различают малые и большие
кризисы. К большим кризисам относят:
кризис новорожденности, кризис 3-х
лет, подростковый кризис, кризис
середины жизни 40-45 лет. К сожалению,
не существует единых
Давыдов указал на
еще не решенные актуальные
проблемы психологии развития, которые
предстоит разрабатывать как
современникам, так и последующим
поколениям психологов. Некоторые
из этих проблем под силу
решить только научным
Исследование социально-
Изучение объективно
возникающих общественных
Исследование проблем истории детства.
Создание развернутой периодизации психического
развития, отвечающей общему характеру современного детства.
Изучение условий и
разработка методических
Изучение влияния в
необразовательных сфер жизни
ребенка на развитие его
Разработка целостной
программы развития
Индивидуальные варианты развития личности детей.
Проблема переломных
периодов в психическом
Симптоматика переломных
и сензитивных периодов в
Становление новой потребности и соответствующей
ей ведущей деятельности в детском возрасте.
Соотношение онтогенеза
сознания ребенка с его
Роль образовательно-
Разработка концепции истории умственного развития
ребенка.
Проблема генетической
связи продуктивного
На первый взгляд
может показаться, что перечисленные
проблемы носят сугубо
критерии изменения и преобразования деятельности;
соотношение коллективной и индивидуальной форм
деятельности;
понятие коллективного
и индивидуального субъекта
особенности индивидуального субъекта и его отношение к личности;
структура деятельности; место и роль психических
процессов в структуре деятельности;
соотношение понятий деятельности и общения;
научная классификация различных видов деятельности;
связь теории деятельности
с другими подходами к
соотношение «биологического»,
«органического», «социального» при
изучении жизнедеятельности
10)исследование
Для решения перечисленных
фундаментальных проблем
Возраст как системообразующее понятие
возрастной психологии
В одной из основных характеристик психического развития является протяженность во времени, которая задает направленность развития, его движение. Три временные модальности обрисовывают психическое развитие - это j хронологический возраст, социальный возраст, психологический возраст.
Хронологический возраст помещает человека в различные жизненные периоды от рождения до смерти.
Социальный возраст отражает систему норм, предписаний и вариантов поведения, усвоенных в данном возрасте в данном обществе. Каждое общество отводит особые роли каждой возрастной группе и санкционирует ранний или поздний характер таких, например, событий как поступление в школу, выбор профессии, достижение экономической самостоятельности.
Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого
возрастного этапа, это
возрастная характеристика
Возраст всегда отражает
систему связанных с ним
1) нормативных критериях возраста, т.е. существующей в
обществе периодизации возрастного развития с указанием
длительности и задач его основных этапов;
2) возрастных стереотипах,
то есть тех чертах и
приписываемых культурой лицам данного возраста,
("беспомощность младенца",
"неуравновешенность подростка"
"старческая осторожность");
3) символизации возрастного развития, то есть
представлений о том, как должен протекать рост, развитие и
переход от отдельной возрастной стадии в другую. Понятие
"кризис" во многом
является результатом такой
Мы видим, что возраст
является не хронологической
и не биологической (хотя созревание
анатомо-физиологических
Возраст выступает
как системообразующее понятие
в концепции онтогенетического
развития. Л.С.Выготский отмечал: "Проблема
возраста не только
Социальная ситуация развития— это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и