Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:22, реферат

Краткое описание

В детстве, а затем и в отрочестве человек проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, вбирая в себя не только типические черты своих современников, но и духовные предтечи - чувства, мысли и надежды всех предшествующих поколений, трансформированных в мифологиях, сказках, исторических, художественных и научных трудах. Природные предпосылки, соединенные с условиями жизни, внутренней позицией ребенка и создают то удивительное таинство, которое движет развитием душевной сферы. Уже в детстве ребенок способен подняться к откровениям добра, сочувствия, понимания, но он же способен низвергнуть себя к демонам темных побуждений. В отрочестве человеческое дитя в еще большей степени, чем в детстве, способно скользить от добра к агрессии, от возвышенного к низменному. Ребенок и отрок стремятся к идентификации с нравственными образцами, предъявляемыми им взрослыми, и учатся обособляться от других людей и их ожиданий ради захватывающих острых переживаний от переступания запретной черты недозволяемого и осуждаемого.

Содержание

Введение
Предмет и задачи возрастной психологии………………….стр.1
Задачи возрастной психологии……………………………..стр.4
Актуальные проблемы психологии развития…...................стр.6

Закономерности психического развития……………..……стр. 7

Возраст как системообразующее понятие возрастной

психологии………………………………………………… стр.18

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 полностью те формы  и тот путь, следуя по которому, индивид I приобретает новые и  новые свойства личности ЦЛ.С.Выготский). Социальная ситуация создает  единственные и неповторимые  связи и взаимоотношения ребенка  со взрослыми и со средой  в целом. Так, своеобразие социальной  ситуации для

 

 младенческого возраста  состоит в том, что все поведение  ребенка, вся его деятельность  реализуется либо опосредованно  через взрослого, либо в сотрудничестве  с ним. В отсутствие взрослого  у ребенка как бы отнимаются  руки и ноги, возможность передвижения, захватывания желаемых предметов, буквально все потребности удовлетворяются  взрослым. В результате в человеке  как в предмете их удовлетворения  шилощаются и фиксируются все  указанные потребности, он становится "смысловым центром" всякой  непосредственно к принимаемой  ребенком ситуации.

 

 Социальная ситуация  развития задает ту форму активности,

 

 которая ей соответствует, - типичную для данного возраста  наглядность ребенка. Так, для младенческого  возраста такой «ватной социальной  ситуации деятельностью будет  и посредственно-эмоциональное общение. В каждом возрасте потребности  в разных видах деятельности  разнообразны и имеют свою  иерархию. В связи с этим вводят  понятие ведущей деятельности.

 

Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который не данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

 

 Для дошкольного возраста  ведущим видом деятельности является  ролевая игра, хотя дошкольники  в доступных для них занимаются  и учебной, и трудовой деятельностью. Но именно игра определяет  те ведущие новообразования психики  и личности ребенка, которые обусловливают  необходимость перехода к новому  возрастному периоду - младшему школьному  возрасту. Таким образом, психологические  новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей  деятельности по мысли Л.С.Выготского, психологические новообразования  ухудшают сущность возрастного  периода, аккумулируя в изменения, происходящие в деятельности  и личности ребенка. Формируясь  и проявляясь в ведущей деятельности, психологические новообразования  представляют собой функциональную  систему из ряда сторон психического  развития ребенка" (Л.С.Выготский). Накапливаясь течением времени, они постепенно приходят в  противоречие о старой социальной  ситуацией развития, ведут к ее  слому и строению новых отношений, задающих новую форму и новые  возможности для развития ребенка  в слeдующем возрастном периоде. Сущностная характеристика любого  возрастного периода складывается  из единства этих трех взаимосвязанных  составляющих: характеристики социальной  и ситуации развития, анализа  типичных для данного периода  и следующего видов деятельности  и определения психологических  новообразований, имеющих свою структуру  и динамику.

 

 Заключение

Исследовать изменения, происходящие в душе человека на протяжении его жизни можно посредством рефлексий на собственное детство, отрочество, юность и дневниковых записей близких ребенку заинтересованных взрослых. Обычно исповедания и автобиографический анализ жизненного пути не заканчиваются анализом детства и отрочества. Человек стремится осмыслить свое бытие, смысл своей жизни и свои достижения. Выдающиеся мыслители, поэты, писатели, ученые, художники в духовное богатство человечества привносили свои дарования к саморефлексии на свои воспоминания о детстве, отрочестве, юности и зрелой жизни. Ни один профессиональный психолог не должен обойти этот дар мудрого проникновения, анализа и самооценки, который мы имеем благодаря духовному таланту исключительных личностей.

 

 В пределах одного  возраста мы встречаем такое  обилие индивидуальных вариаций  психического развития, что каждый  новый дневник окрашивает по-новому  чудо человеческой психики.

Список литературы

 

 Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под. ред. В.А.Романенко, Н.П. Ничипоренко. – Калуга, 2004.

 

 

 Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия. Учеб. пособие/Сост. И.в. Дубровина. М., Академия, 2005.

 

 

 Мухина В.С. Возрастная  психология. – М., 2004.

 

 

 Шаповаленко И.В. Возрастная  психология (Психология развития  и возрастная психология). М., Гардарики, 2005

 

 

 Хрестоматия по возрастной  психологии: учеб. пособие/ Л.М. Семенюк. Воронеж 2003.


Информация о работе Возрастная психология