Возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: Рассмотреть содержание возрастных, жизненных кризисов, причины их возникновения и пути преодоления кризисных моментов. Задачи:
1) изучить каждый возрастной кризис;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр.3
1. Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
1.2. Кризис первого года жизни…………………………………………….. стр.7
1.1.Кризис новорожденности………………………………………………...стр.7
1.3. Кризис трех лет…………………………………………………………..стр.8
1.4. Кризис семи лет………………………………………………………….стр.9
1.5. Кризис подросткового возраста………………………………………стр.10
1.6. Кризис юношеского возраста………………………………………...стр.12
1.7. Кризис молодости……………………………………………………... стр.14
1.8. Кризис среднего возраста………………………………………………стр.15
1.9. Середина жизни…………………………………………………………стр.16
1.10. Кризис старости……………………………………………………….стр.18
1.11. Кризис смерти…………………………………………………………стр.19
2. Пути преодоления кризиса
2.1.Преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………………………………………стр.20
2.2.Преодолению кризиса у подростков и юношей……………………...стр.20
2.3. Преодолению кризиса у лиц молодого и среднего возраста………..стр.21
2.4. Преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста…стр.21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

КРИЗИСЫ.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура» . [6, с.635]

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л.С. Выготский.[1, с.60]

Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

 Как считал Д.Б. Эльконин, [7, с.268] кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые  существовали до сих пор между  ребенком и взрослым. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

1.4. Кризис  семи лет. На основе возникновения личного сознания возникает кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

 

симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого  не показать; трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов  лежит обобщение переживаний. У  ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая  прямо и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение этого феномена — чрезвычайно важный факт: теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.

 Согласно взглядам Д.Б. Эльконина там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, — там и тогда ребенок переходит в новый психологический возраст . [7, с.273]

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует  нового содержания отношений. Ребенок  должен вступить в отношения с  обществом как с совокупностью  людей, осуществляющих обязательную, общественно  необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция  к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко  более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к  семи годам, смешивают с проблемой  готовности ребенка к школьному  обучению. Наблюдения в первые дни  пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе  у многих детей еще нет.

1.5. Кризис  подросткового возраста. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л.С. Выготскому, [6, с.235-236]в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);

 

2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого  периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две  основные задачи: 1) необходимость реконструкции  телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности; 2) постепенный переход  к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с  партнером эротизмом и соединением  двух взаимодополняющих влечений.

Становление идентичности (выходит  за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение  всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления  индивида о себе и другом. Становление  психосоциальной идентичности, лежащее  в основе феномена подросткового  самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной  протяженности собственного "Я",включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Открывается подростковый возраст  кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным".

  Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви. [ 3,с. 82-83]

 

 Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки не удовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве.

К этому присоединяется и  ряд новых внутренних влечений к  тайному, запрещенному, необычному, к  тому, что выходит за пределы привычной  и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения - "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.

Окончание фазы связано с  завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются  новые источники радости, к которым  он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь.

1.6. Кризис  юношеского возраста. Юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств,

 

юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Одно из важнейших мест начинает занимать эмоциональное переживание  процесса мышления, внутренней жизни - удовольствия от "думания", творчества.

Развитие эмоциональности  в юности тесно связано с индивидуально-личностными  свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и т.д.

Центральное психологическое  новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". Это  связано с усилением личностного  контроля, самоуправления, новой стадией  развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего  мира, его эмансипация от взрослых. Открытие "Я", своего уникального внутреннего мира связано чаще с рядом психодраматических переживаний.

 Юношеский возраст  - наиболее важный период развития, на который приходится основной  кризис идентичности. За ним следует  либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии - "диффузия  идентичности".

Интервал между юностью  и взрослым состоянием, когда молодой  человек стремится (путем проб и  ошибок) найти свое место в обществе,

Острота этого кризиса  зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и т.д.), так и от всей духовной атмосферы общества.

Не преодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности и составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности, по Э. Эриксону, связан со следующими моментами: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность

 

эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("юнисекс"); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях начинается поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения, иногда принимающий характер суицидальных тенденций. [6, с.287-288]

Юношеский возраст традиционно  считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Нарастает стремление эмансипироваться, обособиться от влияния семьи, освободиться от зависимости. Поэтому неумение или нежелание родителей принять автономию своих детей часто приводит к конфликтам.

 1.7. Кризис молодости. Для молодости в целом характерно стремление к духовному, возвышенному, высокому, неординарному, но осмысляемому не сентиментально-романтически, как в юности, а реалистически - как возможность достичь, изменить, стать, "сделать себя".

В тех случаях, когда объективные  условия жизни не дают возможности  дотянуться до необходимых "культурных высот", часто осмысляемых как "другая (интересная, чистая, новая) жизнь" (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень  родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), молодой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из "неорганичной" среды, поскольку сам возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения - "сделать жизнь самому", по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

Кризис молодости часто  соотносят также и с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых  людей 

 

исчезают иллюзии, романтический  настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные  эмоции, партнеры чаще прибегают к  спекуляциям на взаимных чувствах и  манипулированию друг другом.

Период молодости с  рождением детей привносит в  жизнь человека и новые социальные роли, и напрямую сталкивает его  с историческим временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных  партнеров и т.д., а еще и  роли матери и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику  процесса взросления.

Очень часто в молодости  отмечаются ролевые внутриличностные конфликты.

1.8. Кризис  среднего возраста. Кризис среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

 У взрослого человека  начинают формироваться вопросы,  на которые он не в состоянии  ответить, но которые сидят внутри  и разрушают его. « В чем  смысл моего существования!?»,  «Это то, чего я хотел!? Если  да, то что же дальше!?» и т.д. Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же

 

задачей – поиска, самоопределения  в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в  том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует  о том, что человек переходит  на новую возрастную ступень –  возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей, частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних. Он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

Информация о работе Возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления