Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:38, реферат
Особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель, так же как и другие ведущие исследователи, использовали примеры того, как воспринимают дети новые понятия или реагируют на те или иные ситуации, в качестве доказательств правоты своих взглядов на психику. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к анализу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте изучения становления психики, мышления и мотивов деятельности взрослого человека. Однако эти проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследования, тем более не стали они центральными ни для одного из психологов.
Введение………………………………………………………………………….3
Предмет возрастной психологии………………………… …………………...4
Предмет возрастной психологии……………………………………………….5
Возрастные особенности человека как предмет психологии развития……..5
Жизненные циклы развития человека………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………….17
правительство санкт-петербурга
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет прикладной психологии
Кафедра «Психологии здоровья и развития»
Самостоятельная работа по курсу
«Возрастная психология»
На тему:
«Возрастные особенности человека
как предмет психологии развития»
Выполнила студентка 1 г.о.
заочной формы обучения
Ипатова Наталья Сергеевна
К.пед., доцент
Тареева Анастасия Юрьевна
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предмет возрастной психологии………………………… …………………...4
Предмет возрастной психологии……………………………………………….5
Возрастные особенности человека как предмет психологии развития……..5
Жизненные циклы развития человека………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время знание фактов и закономерностей психологиче-
ского развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры.
Особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель, так же как и другие ведущие исследователи, использовали примеры того, как воспринимают дети новые понятия или реагируют на те или иные ситуации, в качестве доказательств правоты своих взглядов на психику. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к анализу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте изучения становления психики, мышления и мотивов деятельности взрослого человека. Однако эти проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследования, тем более не стали они центральными ни для одного из психологов.
До 17-18 веков подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство людей сразу вступали во взрослый мир. Глубокие социально-экономические преобразования (создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская обязанность), связанные с развитием капиталистической формации, одним из последствий имели изменение периодов онтогенеза и выделение подросткового периода. Уже в конце 19 века, в результате борьбы за права человека, государства Европы и Америки были вынуждены оформить юридический статус подростка, приняв детское трудовое законодательство и специальные законы о правах молодежи. Были установлены границы подросткового возраста между достижением половой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности.
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление—подростковый возраст- был Ж.Ж. Руссо. В романе «Эмиль» ( 1762 г.) он охарактеризовал данный период развития как «второе рождение», подчеркнул его важную особенность – рост самосознания.
Произведение Руссо оказало большое влияние на формирование научных представлений о подростковом возрасте.
Подростковый
возраст – это определенный отрезок жизни
между детством и зрелостью( от10-11 до 15-16
лет). В западной культуре он постоянно
удлиняется , и полного согласия по поводу
сроков его начала и завершения нет, некоторые
зарубежные ученые относят к подростковому
возрасту индивидовот11до19 лет.
К концу XIX в.,
когда соединились два научных направления,
которые до этого времени развивались
параллельно и независимо друг от друга.
Это исследования детского развития, которые
были связаны с естествознанием и медициной,
а также этнографические исследования
детства и языка, главным образом изучение
детских игр и сказок. Особенно популярны
были работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса.
В это же время возрастная психология
начала наконец осознаваться учеными
в качестве самостоятельной области психологической
науки. Объективными предпосылками ее
формирования были: требования педагогической
практики, разработка идеи развития в
биологии, появление экспериментальной
психологии и разработка объективных
методов исследования.
Предмет возрастной психологии
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии — развивающийся,
изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека» [6 по Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.] Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире» »[6 по Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.].
Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Возрастные особенности человека как предмет психологии развития
По традиции, сложившейся
в нашей стране и за рубежом, за
соответствующей областью знаний закрепились
различные названия: психология развития
и возрастная психология, хотя по существу
имеется в виду одна и та же или
достаточно близкие по содержанию друг
к другу области знаний, где
речь идет о возрастных особенностях
психического и поведенческого развития
детей.
Вместе
с тем у этих двух названий есть и некоторые
различия. Возрастная психология — это
область знаний, акцентирующая внимание
на психологических особенностях детей
разного возраста, в то время как психология
развития — это сфера знаний, содержащих
информацию в основном о законах возрастного
преобразования психологии детей. Возрастную
психологию нельзя представлять себе
вне развития, как нечто неизменное. Точно
так же развитие немыслимо без выделения
его возрастных особенностей. В реально
существующей области знаний о возрастном
развитии детей оба эти момента слиты.
Предметом возрастной психологии, или
психологии возрастного развития, является
изучение и представление в виде научных
фактов и соответствующих теорий основных
особенностей психического развития детей
при их переходе из одного возраста в другой,
включая развернутые разносторонние содержательные
психологические характеристики детей,
относящихся к разным возрастным группам.
Возрастная психология
отмечает те сравнительно медленные, но
основательные количественные и качественные
изменения, которые происходят в психике
и поведении детей при их переходе из одной
возрастной группы в другую. Обычно эти
изменения охватывают значительные периоды
жизни, от нескольких месяцев для младенцев
до ряда лет для детей более старшего возраста.
Эти изменения зависят от так называемых
«постоянно действующих» факторов: биологического
созревания и психофизиологического состояния
организма ребенка, его места в системе
человеческих социальных отношений, достигнутого
уровня интеллектуального и личностного
развития.
Возрастные
изменения психологии и поведения данного
типа называются эволюционными, так как
они связаны со сравнительно медленными
количественными и качественными преобразованиями.
Их следует отличать от революционных, которые,
являясь более глубокими, происходят
быстро и за сравнительно короткий срок.
Такие изменения обычно приурочены к кризисам
возрастного развития, возникающим на
рубеже возрастов между относительно
спокойно протекающими периодами эволюционных
изменений психики и поведения. Наличие
кризисов возрастного развития и связанных
с ними революционных преобразований
психики и поведения ребенка явилось одним
из оснований для разделения детства на
периоды возрастного развития.
Еще один тип изменений,
которые могут рассматриваться как признак
развития, связан с влиянием конкретной
социальной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие
изменения включают в себя то, что происходит
в психике и поведении ребенка под влиянием
организованного или неорганизованного
обучения и воспитания.[8]
Возрастные эволюционные
и революционные изменения психики и поведения
обычно устойчивы, необратимы и не требуют
систематического подкрепления, в то время
как ситуационные изменения психологии
и поведения индивида неустойчивы, обратимы
и предполагают их закрепление в последующих
упражнениях. Эволюционные и революционные
изменения преобразуют психологию человека
как личности, а ситуационные оставляют
ее без видимых перемен, затрагивая лишь
частные формы поведения, знания, умения
и навыки.
Еще одной составляющей предмета возрастной
психологии является специфическое сочетание
психологии и поведения индивида, обозначаемое
при помощи понятия «возраст». Выготский
Л.С. понятие " возраст "
определяет через представление о социальной
ситуации развития – специфическое, неповторимое
отношение между ребенком и окружающей
его действительностью, прежде всего социальной.
Социальная ситуация развития, по Л.С.
Выготскому, приводит к формированию возрастных
новообразований. Соотношение этих двух
категорий – социальной ситуации развития
и новообразования – задает диалектический
характер развития в онтогенезе. В качестве критерия возрастной
периодизации Выготский Л.С. рассматривал
психические новообразования, характерные
для каждого этапа развития (овладение
предметно-практической деятельностью,
формирование речи, усвоение научных понятий
и др.). Соответственно им выделены так называемые
стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие
«кризис» Выготский не вкладывал негативного
смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические
затруднения в общении с ребенком, не они
составляют суть критического возраста. В стабильном возрасте развитие совершается главным
образом за счет малозаметных изменений
личности ребенка, которые, накапливаясь,
скачкообразно обнаруживаются в виде каких-либо
психических новообразований. В относительно
короткий отрезок времени происходят
значительные сдвиги в развитии личности
ребенка. Это — поворотные пункты в детском
развитии. [ 1 ]
Предполагается, что в каждом возрасте
человек имеет уникальное, характерное
только для него соединение психологических
и поведенческих особенностей, которое
за пределами этого возраста уже больше
никогда не повторяется. Преодоление кризиса
означает переход на более высокую ступень
развития, в следующий психологический
возраст. [4]
Понятие «возраст» в
психологии ассоциируется не с количеством
лет, прожитых человеком, а с особенностями
его психологии и поведения. Ребенок может
выглядеть не по годам взрослым в своих
суждениях и поступках; подросток или
юноша во многом могут проявлять себя
как дети. Свои возрастные особенности
имеют познавательные процессы человека,
его восприятие, память, мышление, речь
и другие. Еще в большей степени, чем в
познавательных процессах, возраст человека
проявляется в особенностях его личности,
в интересах, суждениях, взглядах, мотивах
поведения. Психологически правильно
определенное понятие возраста служит
основой для установления возрастных норм в
интеллектуальном и личностном развитии
детей, широко используется в разнообразных
тестах в качестве точки отсчета для установления
уровня психического развития того или
иного ребенка.
Третьей
составляющей предмета возрастной психологии
и одновременно психологии возрастного
развития являются движущие силы, условия
и законы психического и поведенческого
развития человека. Под
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.
Особенности:
Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.
Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.
Жизненные циклы развития человека
Первым психологом, который разделил
жизненный цикл на ступени,
была Эльза Френкель Брунсвик. Описав
в 1930 году духовное богатство человека,
позднее она переработала свои взгляды
в теорию. Она предприняла первую попытку
связать психологию с социологией. Эльза
Френкель Брунсвик проанализировала биографии
четырехсот знаменитых людей— рассматривая
их через призму внешних событий и субъективного
опыта, и сделала следующий вывод: каждый
человек проходит через пять четко разграниченных
фаз. Это было предзнаменованием ступеней
жизненного цикла, которые позднее выдвинул
Эрик Эриксон.
Он создал схему, показывающую, как последовательно
разворачивается жизнь. Каждая ступень
заканчивалась кризисом. Причем «кризис»
опять же рассматривался не как катастрофа,
а как переломный момент, период, связанный
с обостренной чувствительностью и повышенным
потенциалом. Эриксон осторожно отметил,
что не рассматривает все развитие человека
как серию кризисов. [7 ]
Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».
Информация о работе Возрастные особенности человека как предмет психологии развития