Возраст младшего подростка и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом
плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в
становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX
веках

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. «Возраст младшего подростка и его особенности» .………………… 4
2. «Развитие психических процессов в подростковом возрасте» ……. 8
3. «Основные противоречия как источник развития личности
подростка» ………..………………………….……………………………... 10
4. «Чувство взрослости подростка и его особенности»………………... 12
5. «Формирование личности подростка в ведущей учебной
деятельности»………………………………………………………………... 15
Заключение ……………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Возраст младшего подростка и его особенности.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

 


 


 

 

 

 

 

Курсовая работа

по возрастной психологии

 

 

Тема: «Возраст младшего подростка и его особенности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………..

 

3

 

1. «Возраст младшего подростка и его особенности» .…………………

 

4

 

2. «Развитие психических процессов в подростковом возрасте» ……. 

 

8

 

3. «Основные противоречия  как источник развития личности  подростка» ………..………………………….……………………………...

 

 

10

 

4. «Чувство взрослости  подростка и его особенности»………………...

 

12

 

5. «Формирование  личности подростка в ведущей  учебной деятельности»………………………………………………………………...

 

 

15

 

Заключение ………………………………………………………………..

 

20

 

Список используемой литературы……………………………………...

 

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX веках.

     Подростковый возраст относится  к числу критических периодов  онтогенеза, связанных с кардинальными  преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений  индивида.

      Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.).

     Определяющей особенностью общения  подростков является его выраженный  личностный характер. Изменение  социальной ситуации развития  подростков связано с их активным  стремлением приобщиться к миру  взрослых, ориентацией поведения  на нормы и ценности этого  мира.

     Характерным для подросткового  возраста новообразованием является  «чувство взрослости», а также  развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

     При отсутствии условий для  индивидуализации и позитивной  реализации своих новых возможностей  самоутверждение подростка может  принимать уродливые формы, приводить  к неблагоприятным реакциям.

 

 

 

 

  1. ВОЗРАСТ  МЛАДШЕГО  ПОДРОСТКА  И  ЕГО  ОСОБЕННОСТИ

 

     Возраст младшего подростка – 12-15 лет.

     Социальная ситуация развития: младший  подросток равноправен во взаимодействии  со сверстниками.

     Ведущий вид деятельности: интимно-личностное  общение.

     Личностные новообразования: способность  к идентификации.

     Подростковый возраст связан  с перестройкой организма ребенка  – половым созреванием. Л.С.Выготский  выделял три точки созревания  – органическое созревание, половое  и социальное. У современного  подростка все линии развития  разошлись: сначала наблюдается  половое созревание, затем органическое  и спустя некоторое время –  социальное.

     Половое созревание зависит от  эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом  процессе играет гипофиз и  щитовидная железа, которые начинают  выделять гормоны, стимулирующие  работу большинства других эндокринных  желез. Интенсивное физическое и  физиологическое развитие сопровождается  увеличением веса и роста ребенка  от 13 до 17 лет (у девочек на 2 года  раньше). Изменение роста и веса  сопровождается изменением пропорций  тела, появляются вторичные половые  признаки, у мальчиков изменяется  голос. В связи с быстрым развитием  возникают трудности в функционировании  сердца, легких, кровоснабжении головного  мозга.

     Ведущим видом деятельности в  этот период времени является интимно-личностное общение со сверстниками и отрицание авторитета взрослых. Подростки стремятся к взрослости. Чувство взрослости – это особая форма самосознания, отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

     Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в развитии человечества. Это – промежуточная ступень между детством и взрослым состоянием. Этот период, с его точки зрения, воспроизводит эпоху хаоса, когда животные тенденции в человеке сталкиваются с требованиями социальной жизни. Этому периоду свойственны многочисленные противоречия. Чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями; страсть к общению – замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформизму – в любовь к рутине. Содержание подросткового возраста Ст.Холл описал как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.

     Э.Шпрангер разработал культурно-психологическую  концепцию подросткового возраста.

     Подростковый возраст – это  возраст врастания в культуру. Шпрангер описал три типа развития  отрочества:

     I тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я»;

     II тип развития – плавное, медленное, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности;

     III тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

     В подростковом возрасте часто появляются реакции компенсации, которая проявляется в том, что ребенок пытается всеми силами устранить у себя какие-либо свои слабости (например, неудачи в учебе компенсируются достижениями в спорте):

  • Реакции эмансипации, проявляющихся в стремлении вырваться из-под опеки взрослых с их взглядом на жизнь; невосприятие к любой критике;
  • Реакция группирования со сверстниками: выделяют смешанные неустойчивые группы (по интересам) и стабильные (с постоянным лидером и строгой иерархией);
  • Реакция увлечения (хобби, телесно-мануальные увлечения, интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, накопительные, информационно-коммуникативные);
  • Реакции гиперсексуальности (повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов).

     Изменения в личностной сфере  позволяют называть подростковый  период – вторым рождением  личности. Наряду с чувством взрослости  у подростка проявляется стремление  к самостоятельности, критичность  мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление  к общению, оценка товарищеских  и дружеских отношений как  личностных достижений.

     У подростков наблюдается повышенная  возбудимость, частая смена настроения, неуравновешенность, что приводит  к возникновению акцентуаций  характера (чрезмерной выраженности  отдельных черт характера и  их сочетаний, представляющие крайние  варианты нормы, граничащие с  психопатиями). Это период, когда  у подростков появляются сильные  сексуальные переживания и интерес  к противоположному полу. Поэтому  З.Фрейд называл этот период  периодом активной сексуальности. Наиболее часто встречаются такие типы акцентуаций характера, как гипертимы (подростки с чрезмерно приподнятым настроением, жаждой деятельности); возбудимый тип (подростки повышенно раздражимые, несдержанные, агрессивные, склонные к конфликтному поведению); аффективно-экзальтированный (влюбчивые, словоохотливые, чрезмерно впечатлительные, склонные к невротическим депрессиям); демонстративный тип (выражено стремление быть в центре внимания, добиваться своих целей любой ценой).

     По выражению Л.С.Выготского, «в  структуре личности подростка  нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Тем не менее, благодаря интенсивному интеллектуальному развитию у подростка появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростков развивается «Я-концепция» - совокупность всех представлений о себе, сопряженных с самооценкой.

     Познание себя, своих реальных возможностей приводит к формированию физического «Я», т.е. представления о собственной привлекательности, когнитивного «Я» (представлений о своем уме, способностях в разных областях), оценочного и поведенческого «Я». Помимо «Реального Я», «Я-концепция» включается «идеальное Я».

     Подросток – еще не цельная  зрелая личность, отдельные его  черты диссонируют, их сочетание  негармонично. К концу подросткового  и началу юношеского возраста  представления о себе стабилизируются  и образуют целостную систему  «Я-концепции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ  В  ПОДРОСТКОВОМ  ВОЗРАСТЕ

 

     Развитие психических процессов  в подростковом возрасте показано в таблице 1.

Таблица 1

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

Речь

Внимание является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью и утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм),

Становится способным к аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становится плановым и всесторонним. Воспринимает не только внешнюю сторону предметов и явлений. Восприятие может быть поверхностным и случайным в случае отсутствия интереса к материалу и установки на организацию восприятия.

Интеллектуализация памяти, ее отказ от дословного заучивания с помощью повторений. Трансформация текста и воспроизведение основного смысла прочитанного – типичный способ заучивания. Автоматизация мнемонических приемов. Развитие логической памяти замедляет развитие механической (отсюда жалобы на плохую память). Проявляется интерес к способам улучшения запоминания.

Развитие теоретического рефлективного мышления, операции мышления становятся формально-логическими операциями. Абстрагируется от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто конкретном плане. Строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются операции классификации, аналогии, обобщения. Не решает задачи методом проб и ошибок, а отыскивает разные возможные подходы к ее решению, заранее логически обосновывают результат, проверяют эффективность каждого из способов, т.е. осуществляют естественный поиск решений. Находят способы применения абстрактных правил для целого класса задач. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: анализируются операции, которые они производят при решении.

Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: сочинение стихов, конструирование и т.д. Часть подростков, не стремящихся к достижению результата, получает удовольствие от самого процесса фантазирования, снимая в образах фантазий психотравмирующие переживания.

Активное развитее получает чтение, монологическая и письменная речь. Подросток правильно, быстро и выразительно читает и может декламировать наизусть. В монологе прослеживается тенденция от умения пересказывать небольшие произведения или отрывки текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

Речь

а также снижением интереса к учебной деятельности.

 

Развитие непосредственного и опосредованного запоминания, а также произвольной памяти. Память тесно связана с мышлением. Особенностью памяти является возможность установления более сложных ассоциаций, включение нового материала в систему знаний.

Иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Изменение в соотношении между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением в пользу последнего. При этом наглядные компоненты мышления сохраняются и развиваются. Повышается критичность мышления. Подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды, критические относится к материалу, который раньше не вызывал у него раздумий. Критичность мышления подростка необходимо регламентировать.

Воображение облегчает бурную эмоциональную жизнь подростка. В своих фантазиях подросток лучше осознает свои влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Часто испытывает затруднения при написании. Развитие речи едет за счет богатства словаря и усвоения множества знаний, словаря родного языка. Используют в речи полученные знания и опыт.

Информация о работе Возраст младшего подростка и его особенности