Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:31, курсовая работа
Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом
плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в
становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX
веках
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. «Возраст младшего подростка и его особенности» .………………… 4
2. «Развитие психических процессов в подростковом возрасте» ……. 8
3. «Основные противоречия как источник развития личности
подростка» ………..………………………….……………………………... 10
4. «Чувство взрослости подростка и его особенности»………………... 12
5. «Формирование личности подростка в ведущей учебной
деятельности»………………………………………………………………... 15
Заключение ……………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы…
Курсовая работа
по возрастной психологии
Тема: «Возраст младшего подростка и его особенности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….. |
3 |
1. «Возраст младшего подростка и его особенности» .………………… |
4 |
2. «Развитие психических процессов в подростковом возрасте» ……. |
8 |
3. «Основные противоречия
как источник развития |
10 |
4. «Чувство взрослости
подростка и его особенности»…… |
12 |
5. «Формирование
личности подростка в ведущей
учебной деятельности»……………………… |
15 |
Заключение ……………………………………………………………….. |
20 |
Список используемой литературы……………………………………... |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX веках.
Подростковый возраст
Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.).
Определяющей особенностью
Характерным для подросткового
возраста новообразованием
При отсутствии условий для
индивидуализации и позитивной
реализации своих новых
Возраст младшего подростка – 12-15 лет.
Социальная ситуация развития: младший
подросток равноправен во
Ведущий вид деятельности: интимно-личностное общение.
Личностные новообразования: способность к идентификации.
Подростковый возраст связан
с перестройкой организма
Половое созревание зависит от
эндокринных изменений в
Ведущим видом деятельности в этот период времени является интимно-личностное общение со сверстниками и отрицание авторитета взрослых. Подростки стремятся к взрослости. Чувство взрослости – это особая форма самосознания, отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в развитии человечества. Это – промежуточная ступень между детством и взрослым состоянием. Этот период, с его точки зрения, воспроизводит эпоху хаоса, когда животные тенденции в человеке сталкиваются с требованиями социальной жизни. Этому периоду свойственны многочисленные противоречия. Чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями; страсть к общению – замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформизму – в любовь к рутине. Содержание подросткового возраста Ст.Холл описал как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.
Э.Шпрангер разработал
Подростковый возраст – это
возраст врастания в культуру.
Шпрангер описал три типа
I тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я»;
II тип развития – плавное, медленное, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности;
III тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
В подростковом возрасте часто появляются реакции компенсации, которая проявляется в том, что ребенок пытается всеми силами устранить у себя какие-либо свои слабости (например, неудачи в учебе компенсируются достижениями в спорте):
Изменения в личностной сфере
позволяют называть
У подростков наблюдается
По выражению Л.С.Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Тем не менее, благодаря интенсивному интеллектуальному развитию у подростка появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростков развивается «Я-концепция» - совокупность всех представлений о себе, сопряженных с самооценкой.
Познание себя, своих реальных возможностей приводит к формированию физического «Я», т.е. представления о собственной привлекательности, когнитивного «Я» (представлений о своем уме, способностях в разных областях), оценочного и поведенческого «Я». Помимо «Реального Я», «Я-концепция» включается «идеальное Я».
Подросток – еще не цельная
зрелая личность, отдельные его
черты диссонируют, их сочетание
негармонично. К концу подросткового
и началу юношеского возраста
представления о себе
2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Развитие психических
Таблица 1
Внимание |
Восприятие |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
Внимание является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью и утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), |
Становится способным к аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становится плановым и всесторонним. Воспринимает не только внешнюю сторону предметов и явлений. Восприятие может быть поверхностным и случайным в случае отсутствия интереса к материалу и установки на организацию восприятия. |
Интеллектуализация памяти, ее отказ от дословного заучивания с помощью повторений. Трансформация текста и воспроизведение основного смысла прочитанного – типичный способ заучивания. Автоматизация мнемонических приемов. Развитие логической памяти замедляет развитие механической (отсюда жалобы на плохую память). Проявляется интерес к способам улучшения запоминания. |
Развитие теоретического рефлективного мышления, операции мышления становятся формально-логическими операциями. Абстрагируется от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто конкретном плане. Строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются операции классификации, аналогии, обобщения. Не решает задачи методом проб и ошибок, а отыскивает разные возможные подходы к ее решению, заранее логически обосновывают результат, проверяют эффективность каждого из способов, т.е. осуществляют естественный поиск решений. Находят способы применения абстрактных правил для целого класса задач. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: анализируются операции, которые они производят при решении. |
Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: сочинение стихов, конструирование и т.д. Часть подростков, не стремящихся к достижению результата, получает удовольствие от самого процесса фантазирования, снимая в образах фантазий психотравмирующие переживания. |
Активное развитее получает чтение, монологическая и письменная речь. Подросток правильно, быстро и выразительно читает и может декламировать наизусть. В монологе прослеживается тенденция от умения пересказывать небольшие произведения или отрывки текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. |
Внимание |
Восприятие |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
а также снижением интереса к учебной деятельности. |
Развитие непосредственного и опосредованного запоминания, а также произвольной памяти. Память тесно связана с мышлением. Особенностью памяти является возможность установления более сложных ассоциаций, включение нового материала в систему знаний. |
Иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Изменение в соотношении между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением в пользу последнего. При этом наглядные компоненты мышления сохраняются и развиваются. Повышается критичность мышления. Подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды, критические относится к материалу, который раньше не вызывал у него раздумий. Критичность мышления подростка необходимо регламентировать. |
Воображение облегчает бурную эмоциональную жизнь подростка. В своих фантазиях подросток лучше осознает свои влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. |
Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Часто испытывает затруднения при написании. Развитие речи едет за счет богатства словаря и усвоения множества знаний, словаря родного языка. Используют в речи полученные знания и опыт. |
Информация о работе Возраст младшего подростка и его особенности