Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, доклад

Краткое описание

Объектом данного реферата является исследование воображения. Методом данной работы является теоретическое исследование литературы. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Содержание

Введение 2
Природа воображения 3
Виды воображения 6
Воображение и творчество 9
"Техника" воображения 13
Воображение и личность 16
Вывод 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

воображениеMicrosoft Office Word (3).docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Экономический факультет

Кафедра психологии 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине:

Психология

На тему:

Воображение 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 11122 группы

Хартахоева Л.Л.

Проверил:

Самсонова А.О.

Преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2011

 

Содержание

Введение 2

Природа воображения 3

Виды  воображения 6

Воображение и творчество 9

"Техника"  воображения 13

Воображение и личность 16

Вывод 18

    Список  литературы 19

 

Введение

     Объектом  данного реферата является исследование воображения. Методом данной работы является теоретическое исследование литературы. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

 

Природа воображения

       Воображение – это процесс создания человеком на основе раннего опыта образов объектов, которые он никогда не воспринимал. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

     Воображение в собственном, совсем специфическом  смысле слова может быть только у  человека. Только у человека, который  как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается  подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той  деятельности человека, посредством  которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек  изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

     Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать  образ, картину того, чего вообще не было.

     Воображение может, наконец, совершить и такой  отлет от действительности, который  создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает  ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и  в этой форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает вовсе с действительностью.

     Мощь  творческого воображения и его  уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько  воображение придерживается ограничительных  условий, от которых зависит осмысленность  и объективная значимость его  творений; 2) тем, насколько новы и  оригинальны, отличны от непосредственно  данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.

     Деятельность  воображения естественно и закономерно  порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, отражающие действительность.

     Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования.

     Стоит сделать попытку фиксировать  какой-нибудь образ, чтобы убедиться  в том, как он каждый раз на наших  глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его  стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Образ-представление по своей природе динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию. Но там, где происходит лишь как бы мерцание образа без определенной тенденции, обусловливающей преобразование в определенном направлении, никак не приходится еще говорить о воображении. Здесь налицо лишь некоторые предпосылки для его преобразующей деятельности.

     Однако  такие тенденции, обусловливающие  трансформацию образов, отражающих действительность в определенном направлении, неизбежно появляются в силу того, что на этих образах, вплетенных в  психическую жизнь личности, сказываются общая направленность данной личности, ее потребности, интересы, чувства и желания. Этим и порождается преобразующая деятельность воображения.

     Так же как в практической деятельности, реально изменяющей действительность, сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства  и желания, так сказывается она  и в преобразующей деятельности воображения. Многообразные отношения  реальной личности к реальным явлениям действительности и порождают те преобразования, которым более или  менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.

     Само  восприятие действительности часто  преобразуется воображением под  влиянием чувств, желаний, симпатий и  антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к  более глубокому познанию действительности.

     Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает  желанный образ, но оно же может и  ярче выявить подлинный образ  человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный  нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение  в таком случае может уготовить  нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает  в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого  человека.

 

Виды  воображения

     В воображении проявляются все  виды и уровни направленности личности; они порождают и различные  уровни воображения. Различие этих уровней  определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

     В самых низших и примитивных своих  формах воображение проявляется  в непроизвольной трансформации  образов, которая совершается под  воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. З.Фрейд сделал попытку – очень тенденциозную – определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение).

     В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются  и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

     В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие "пассивности" и "активности" является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

     Различают также воображение воспроизводящее  и творческое, или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно  может быть банальным, трафаретным  и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

     Есть, далее, основание различать воображение, заключающееся в воссоздании  заданных (например, в художественном тексте) образов и выражающееся в  самостоятельном создании новых, как  это имеет место, например, в творческой деятельности художника.

     В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают  иногда конкретное и абстрактное воображение.

     Образы, которыми оперирует воображение, могут  быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных  образов, отличающихся друг от друга  различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные  виды воображения – более конкретного  и более абстрактного. Различие конкретного  и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное  воображение пользуется образами высокой  степени обобщенности, генерализованными образами – схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

     Необходимо, наконец, различать виды воображения  по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой "мечтательностью", которая служит лишь для того, чтобы  дымкой фантазии заслониться от реального  дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

     Роль  воображения в жизни может  быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

     Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано с изменением действительности, с ее практическим, действенным преобразованием. Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д. И.Писарев писал: "Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать... если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, – тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни..." Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты.

Информация о работе Воображение