Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:19, доклад

Краткое описание

Объектом данного реферата является исследование воображения. Методом данной работы является теоретическое исследование литературы. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Содержание

Введение 2
Природа воображения 3
Виды воображения 6
Воображение и творчество 9
"Техника" воображения 13
Воображение и личность 16
Вывод 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

воображениеMicrosoft Office Word (3).docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

 

Воображение и творчество

     Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

     В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

     Нельзя  лучше выразить, в чем заключается  сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует  воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

     Образ, внутри преобразованный идеей художественного  произведения так, что во всей своей  жизненной реальности он оказывается  пластическим выражением определенного  идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного  воображения. Мощное творческое воображение  узнается не столько по тому, что  человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного  замысла, а, скорее, по тому, как он умеет  преобразовать действительность повседневного  восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение  создает в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем  не похожих на наши потускневшие и  стертые в повседневной обыденности  восприятия, чудесно оживший, преображенный  и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии. Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, более или менее значительное отклонение от нее. Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные стороны ее, подчиняя их внутренней логике этого переживания. В этом и заключается смысл тех приемов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение. Создавая картину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до самой крайней фантастики, воображение художника тем ярче освещает и выпуклее выявляет какую-то, особенно для него значимую, сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, – такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного творчества.

     Не  менее необходимо воображение –  в других формах – в научном  творчестве.

     Еще великий английский химик XVIII в. Дж.Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых "никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум", способны делать лишь ученые, которые "дают полный простор своему воображению". Т.Рибо склонен был даже утверждать, что если мы "подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенному, с одной стороны – в области художественного творчества, а с другой – в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого".

     Участвуя  вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет  в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет  в нем мышление. Специфическая  роль воображения заключается в  том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и  этим содействует ее разрешению. И  только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно  может быть отнесено на счет воображения. В реальном мыслительном процессе в  единстве с понятием в той или  иной мере, в той или иной форме  участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

     Очень рельефно эта роль воображения выступает  в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических  гипотез и учитывая уже установленные  законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно  не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность  проверить исходную гипотезу. Это  построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора, предваряющее эксперимент, является актом  воображения, оперирующего в научном  исследовании.

     Наконец, воображение формируется в практической деятельности – особенно в революционные  эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы  и рутинные представления, революционизируя мир.

 

"Техника"  воображения

     Преобразование  действительности в воображении  не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение  в типичных способах или приемах  преобразования.

     Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация, которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

     Сторонники  ассоциативной, атомистической концепции  склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей  деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым  сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте. Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее  опыт человека, тем – при прочих равных условиях – богаче будет  и его воображение. Но признание  этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространенной и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т.е. к перемещению или перегруппировке  элементов. Эта сугубо механистическая  концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с  ассоциативной психологией, и ее значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему. В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идет о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Комбинирование является лишь "механизмом", действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл.

     Другим  приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

     Отсюда  идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций  в смысле размеров находит себе специфическое  выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребенка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т.е. специфического обобщения.

     Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение  обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении  естественно заключена тенденция  к иносказанию, аллегории, метафоре, метонимии, синекдохе, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении. Все средства выразительности (тропы, фигуры и т.п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Формы воображения сами формируются и преобразуются в процессе литературного творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов. Взятое во всей своей конкретности воображение человека – продукт истории.

 

Воображение и личность

     Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

     Прежде  всего, для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация – это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.

     Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое характерно для его воображения.

     Решающее  значение имеет в этом плане соотношение  между ролью, которую в воображении  данного индивида играет, с одной  стороны, эмоциональность или аффективность, а с другой – критический контроль интеллекта. В зависимости от господства одних или других моментов выделяются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно застилает пленкой фантастики; с другой стороны – критическое, реалистическое воображение, которое не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства и, преобразуя данное, учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности.

     У разных людей воображение, далее, проявляется  по преимуществу в различных областях – у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении  направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные  с ними специальные очаги эмоциональной  восприимчивости. В связи с общим  направлением деятельности человека и  воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области  практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого  – в области художественного, у третьего – в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему.

Информация о работе Воображение