Воображение. Техники развития воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 08:16, реферат

Краткое описание

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связанно с деятельностью организма, будучи в тоже самое время самым “психическим ” из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддрерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Содержание

1. Введение
2. Определение воображения
3. Функции воображения
4. Классификация (виды) процессов воображения
5. Техники развития воображения
8. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

1. Введение

2. Определение воображения                             

3. Функции воображения                                 

4. Классификация (виды) процессов воображения                                    

5. Техники развития воображения                                  

8.  Заключение                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связанно с деятельностью организма, будучи в тоже самое время самым “психическим ” из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддрерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

 Однако феномен воображения  остается загадочным и в наши  дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомно - физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связанно, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

        

2. Определение  воображения                             

 

Воображение  -  особая форма   психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что “ именно вымысел поднимает человека над животным”, потому что только у человека, который, являясь существом общественным,  преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая  богатым  воображением,  человек может жить в разном времени, что не может   себе   позволить   никакое  другое  живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено    в   мечтах   и   фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что  человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от  нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его  действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения.  

Существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем  всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

 

3. Функции воображения                                 

 

Люди  так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он  продолжает  функционировать  и  тогда,  когда в мозг человека не поступает новая  информация,  когда  он  не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него   включена.

Вторая   функция   воображения   состоит   в  регулировании эмоциональных  состояний.  При помощи своего воображения человек способен хотя бы   отчасти   удовлетворять   многие  потребности,  снимать  порождаемую  ими напряженность.   Данная  жизненно  важная  функция  особенно  подчеркивается и разрабатывается  в  психоанализе.

Третья  функция  воображения  связана с его участием   в  произвольной  регуляции  познавательных  процессов  и  состояний человека,  в  частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно  вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством   образов   он   получает   возможность   управлять   восприятием, воспоминаниями,   высказываниями.

Четвертая  функция  воображения  состоит в формировании  внутреннего  плана  действий –  способности выполнять их в уме, манипулируя   образами.

Наконец,   пятая   функция – это  планирование и программирование   деятельности,   составление   таких   программ,  оценки  их правильности,  процесса  реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими  психофизиологическими  состояниями  организма,  настраивать его на предстоящую  деятельность.  Известны также факты,  свидетельствующие  о  том, что с помощью  воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы:   изменять  ритмику  дыхания,  частоту  пульса,  кровяное  давление, температуру   тела (индийская йога). 

 

4. Классификация (виды) процессов воображения                                    

 

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 

 

1) По результатам:

- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности в  том  виде,  какова  она есть, и хотя здесь также присутствует  элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или   память,   чем   творчество).

- Продуктивное (творческое) воображение (действительность  сознательно  конструируется  человеком,  а  не  просто механически  копируется  или  воссоздается, хотя при  этом в образе она все же творчески   преобразуется).

Продуктивное воображение имеет два подвида:

- с относительной новизной образов;

- с абсолютной новизной  образов.

2) По степени целенаправленности:

- активное (произвольное) - при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике.

Активное воображение имеет два подвида: воссоздающее (в ходе которого возникают новые образы на основании описаний, схем, чертежей и пр.) и творческое воображение (в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность).

- пассивное (непроизвольное) – при котором не ставиться цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение представлено у человека двумя подвидами: непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

 

3) По виду образов:

  • конкретное

  • абстрактное

4) По приёмам воображения:

  • агглютинация – соединение несоединимых в реальности объектов;

  • гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета и его частей;

  • схематизация – выделение различий и выявление черт сходства;

  • типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

  • акцентирование – подчеркивание каких-либо признаков изображаемого объекта

 

5) По степени волевых усилий:

- преднамеренное (грезы) – представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Грезы – это вполне нормальное психическое  состояние,  представляющее  собой фантазию, связанную с желанием, чаще возникают в полудремотном состоянии.

- непреднамеренное – создает образы при особых состояния личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Разновидностью непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации.   

Под сновидением понимают субъективное восприятие и подсознательное моделирование реальности, происходящее во сне.                                                                                                                                                                                                                                                                         Сновидения могут включать в себя видоизменённые образы реального мира, зрительные, звуковые и запаховые, в том числе голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек обычно не осознаёт, что находится во сне, воспринимает окружающее как реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой  связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех  или  иных  нарушений  психики  или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

 

5. Техники развития воображения                                  

 

Преобразование действительности  при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Однако долгое время в науке господствовала идея о невозможности алгоритмизации и обучения воображению. Французский психолог Г. Рибо писал: "Что касается до "методов изобретения", то их на самом деле не существует, в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров". Воображение иногда называют "прихотливой способностью", подчеркивая тот факт, что воображение действует без заметного детерминизма. Именно поэтому воображению приписывают самопроизвольность. Практически невозможно заставить себя вообразить или не воображать что-либо. Процесс начинается как бы сам собой.

Постепенно эта точка зрения была опровергнута. Английский ученый Г. Уоллес, изучая, как знаменитые ученые делали свои открытия, выделил четыре стадии процесса творчества:

1) подготовка (зарождение  идеи);

2) созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и  косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений);

3) озарение (интуитивное  схватывание искомого результата);

4) проверка.

Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза.

В конечном счете процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетичесский характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого - склеивание). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. О приеме агглютинации хорошо высказался художник Леонардо да Винчи: "Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи". Л.Н. Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе "Война и мир" он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие - у ее сестры Татьяны, "перетолок" и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Информация о работе Воображение. Техники развития воображения