Аналитическим процессом создания
образов можно считать и акцентирование,
которое заключается в том, что в создаваемом
образе какая-либо часть, деталь выделяется
и особо подчеркивается, например, изменяясь
по величине и делая объект непропорциональным.
Акцентирование позволяет выделить самое
существенное, самое важное в данном конкретном
образе. Этим приемом нередко пользуются
карикатуристы. Болтуна изображают с длинным
языком, любителя поесть наделяют объемистым
животом и т.д.
Прием акцентирования может
получить дальнейшее развитие, если будет
распространен на весь объект. Этого можно
достичь двумя способами: увеличим объект
по сравнению с действительностью (гипербола)
или уменьшим (литота). Эти приемы широко
используются в народных сказках, былинах,
когда изображается герой могучего телосложения,
ростом "выше леса стоячего, чуть ниже
облака ходячего", со сверхчеловеческой
силой, что позволяет ему победить целое
войско врагов. Так созданы образы великанов
и лилипутов в романе Дж. Свифта "Путешествие
Гулливера".
Гиперболизация может достигаться
за счет изменения количества частей предмета
или их смещением: многорукий Будда в индийской
религии, драконы с семью головами, одноглазый
циклоп и т.д.
Конструирование представлений
воображения может идти и синтетическим
путем. В том случае, если представления,
из которых создается фантастический
образ, сливаются, различия сглаживаются,
а черты сходства выступают на первый
план, говорят о схематизации. В качестве
примера схематизации могут служить национальные
орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы
из окружающего мира. Каждый человек без
труда может представить себе "итальянца",
"англичанина", "китайца" или
представителя любой другой нации. Однако
если попросить определить, в чем различия
между ними, то это у многих вызовет затруднение,
так как эти образы живут в нашем воображении
в виде обобщенных схем.
Схематизация является как
бы подготовительным этапом к наиболее
сложному приему творческого воображения
- типизации, процессу разложения и соединения,
в результате чего выкристаллизовывается
определенный образ (человека, его дела,
взаимоотношений). В образе художник обычно
стремится передать определенный, более
или менее осознанный замысел. В соответствии
с этим замыслом происходит акцентирование
тех, а не иных черт, подбор при агглютинации
таких, а не других моментов. В результате
одни черты опускаются, как бы выпадают
из внимания, другие упрощаются, освобождаются
от частностей, усложняющих деталей, третьи
же, наоборот, усиливаются, а в целом весь
образ трансформируется. По этому поводу
A.M. Горький писал: "Как строятся типы
в литературе? Они строятся, конечно, не
портретно, не берут отдельно какого-нибудь
человека, а берут тридцать-пятьдесять
человек одной линии, одного рода, одного
настроения и из них создают Обломова,
Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.
Все это обобщенные типы". Тип - это индивидуальный
образ, в котором соединены в одно целое
наиболее характерные признаки людей
целой группы, класса, нации.
Для успешной адаптации в нестабильном
обществе требуется высокий уровень креативности.
Сегодня остро встает вопрос обучения
как приемам, так и методам творческого
мышления. Для обучения творческому мышлению
разработано много способов. Один из самых
известных - "мозговой штурм", или
"брейнсторминг". Метод и термин "мозговой
штурм", или "мозговая атака", предложен
американским ученым А.Ф. Осборном (за
основу взят вариант эвристического диалога
Сократа). Им было отмечено, что коллективно
генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально.
В обычных условиях творческая активность
человека часто сдерживается явно и неявно
существующими барьерами (психологическими,
социальными, педагогическими и т.д.). Жесткий
стиль руководства, боязнь ошибок и критики,
очень профессиональный и слишком серьезный
подход к делу, давление авторитета более
способных товарищей, традиции и привычки,
отсутствие положительных эмоций - все
это сдерживает творчество и заставляет
работать по шаблону. Диалог в условиях
"мозговой атаки" выступает в роли
средства, позволяющего убрать преграду,
высвободить творческую энергию участников
для решения творческой задачи.
В настоящее время выработано
несколько модификаций метода "мозговой
атаки".
В работе необходимо оптимально
сочетать логику и интуицию. В условиях
генерирования идей желательно ослабить
активность логического мышления и всячески
поощрять интуицию. Этому в немалой степени
способствуют и такие правила, как запрет
критики, отсроченный логический и критический
анализ выдвинутых идей.
Несомненным достоинствам этого
метода является то, что он позволяет обучаться
приемам творческого мышления в группе.
Лень, рутинное мышление, рационализм,
отсутствие эмоционального "огонька"
в условиях применения этого метода как
бы автоматически снимаются. Доброжелательный
психологический микроклимат создает
условия для раскованности, активизирует
интуицию и воображение.
Для развития креативности
наряду с мозговым штурмом столь же часто
используют метод эвристических вопросов.
Этот метод известен также как метод "ключевых
вопросов". В практике обучения их еще
называют наводящими вопросами, так как
удачно поставленный педагогом вопрос
наводит ученика на идею правильного ответа.
Эвристические вопросы широко
использовали в своей научной и практической
деятельности еще Сократ и древнеримский
философ Квинтилиан. Квинтилиан рекомендовал
своим ученикам для сбора достаточно полной
информации о каком-либо событии поставить
перед собой и ответить на следующие семь
ключевых вопросов (эвристических): Кто?
Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Метод эвристических вопросов
базируется на следующих закономерностях
и соответствующих им принципах:
1. Проблемности и оптимальности.
Путем искусно поставленных вопросов
проблемность задачи снижается
до оптимального уровня.
2. Дробления информации (эвристические
вопросы позволяют осуществить
разбивку задачи на подзадачи).
3. Целеполагания (каждый
новый эвристический вопрос формирует
новую стратегию - цель деятельности).
Эвристические вопросы должны
стимулировать решение творческих задач.
1. Нужно ясно понять
предложенную задачу, а для этого
поставить перед собой вопросы:
что неизвестно? Что дано? В чем
состоит условие? Возможно ли
удовлетворить условию? Достаточно
ли условие для определения
неизвестного? Или недостаточно? Или
чрезмерно? Или противоречиво? Полезно
сделать чертеж. Важно ввести подходящие
обозначения. Разделить условие на части,
постараться записать их.
2. При поиске идеи решения
и при составлении плана решения
важно найти связь между данным
и неизвестным. Спросите себя: известна
ли вам какая-нибудь родственная
задача? Нельзя ли ею воспользоваться?
Нельзя ли использовать метод
ее решения? Не следует ли ввести
какой-либо вспомогательный элемент,
чтобы воспользоваться прежней
задачей? Нельзя ли сформулировать
задачу иначе, проще? Нельзя ли
придумать более доступную задачу?
Более общую? Более частную? Аналогичную
задачу? Нельзя ли решить часть
задачи, удовлетворить части условия?
Нельзя ли извлечь что-либо
полезное из данных? Все ли
данные и условия вами использованы?
Приняты ли во внимание все
понятия, содержащиеся в задаче?
3. Осуществляя план решения,
контролируйте каждый свой шаг.
Ясно ли вам, что предпринятый
вами шаг правилен? Сумеете ли
доказать, что он правилен?
4. Всегда нужно контролировать
полученное решение. Спросите себя:
можно ли проверить результат?
Можно ли проверить ход решения?
Можно ли получить тот же
результат иначе? Можно ли проверить
правильность полученного результата?
Можно ли в какой-нибудь другой
задаче использовать полученный
результат? Можно ли решить задачу,
обратную этой?
Достоинство метода эвристических
вопросов заключается в его простоте и
эффективности для решения любых задач.
Эвристические вопросы особенно развивают
интуицию мышления, общую логическую схему
решения творческих задач.
Большой вклад в разработку
методов развития творческого мышления
детей внес П. Торренс. Он предлагал на
первом этапе работы с детьми давать им
задачи на решение анаграмм (поиск слова
в бессмысленной последовательности букв).
Затем по картинкам испытуемый должен
был развить все вероятные и невероятные
обстоятельства, которые привели к ситуации,
изображенной на картинке, и спрогнозировать
ее возможные последствия. Позднее испытуемым
предлагали разные предметы и просили
перечислить всевозможные способы их
применения. Торренс считал, что такая
организация занятий позволит освободить
человека от задаваемых обществом рамок
и он начнет мыслить творчески и нестандартно.
Ценные рекомендации по развитию
детского воображения дает известный
итальянский писатель Джанни Родари в
книге "Грамматика фантазии. Введение
в искусство придумывания историй".
В частности, он предлагает развивать
словесное творчество ребенка через предъявление
ему пар слов для придумывания историй,
соседство которых было бы необычным.
Например, Золушка - пароход, трава - сосульки
и т.п.
Многие тренинги креативности
построены на основе игры. Игра, как никакая
другая деятельность, заставляет придумывать
новое, фантазировать, творить.
Как бы ни была совершенна методика
обучения творчеству, очевидно, что творческая
деятельность требует определенных личностных
особенностей и большого труда от человека.
Важны такие качества, как любознательность
и упорство. Творческие люди видят проблему
там, где другим все ясно и понятно. Они
могут взглянуть на ситуацию совершенно
под другим углом зрения, нежели большинство
людей.
Швейцарский изобретатель Жорж
де Местраль придумал застежку- "липучку".
Однажды на охоте к его одежде и к шерсти
его собаки пристали головки репейника.
Стараясь отодрать репьи от одежды, де
Местраль заинтересовался, почему они
так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел
репьи под микроскопом и обнаружил, что
на каждой головке имеются сотни маленьких
крючочков. Много лет он настойчиво пытался
найти способ крепления подобных крючочков
к ленте из ткани. В конце концов у него
получилась "липучка".
Многие выдающиеся личности
описывают процесс творчества как каждодневную
тяжелую, почти рутинную работу. Бетховен
проводил долгие часы за сочинением музыки,
потом рвал исписанные листы и переписывал
все заново. Лауреат Нобелевской премии
Томас Манн утверждал, что он усилием воли
заставлял себя ежедневно писать не менее
чем по три страницы. Творчество и фантазия,
по-видимому, не существуют без систематического
труда.
Обобщая вышесказанное можно
сказать что воображения может успешно
протекать только на основе многочисленных
и разнообразных представлений. В любой
области практической деятельности малый
запас представлений приводит к бедности
воображения. Наоборот, богатство представлений
открывает широкие возможности для плодотворной
деятельности воображения;
а) развитие способности мысленно
сосредоточиваться на воображаемом объекте,
видеть и слышать его внутренним зрением
и слухом, представлять его себе не как-нибудь,
не вообще, не приблизительно, а во всех
деталях и подробностях, которые его характеризуют;
б) развитие способности инициативного
воображения. Необходимо руководить развитием
воображения так, чтобы в процессе воображения
всегда стояла определенная и ясная цель,
чтобы результаты процесса воображения
всегда проверялись практикой и контролировались
постановкой вопросов — где, как, когда,
почему, для чего и т. д.;
в) активная помощь со стороны,
когда воображение иссякает и больше не
дает результатов;
г) систематическое упражнение
способности воображения в процессе активной
творческой работы. Не следует упускать
ни одного случая, в котором могли бы с
пользой применить свое творческое воображение.
В результате такой активной работы воображение
будет все более и более совершенствоваться.
Пример людей, занятых творческими профессиями
(художники, писатели, конструкторы и др.),
показывает, как крепнет и развивается
способность воображения в процессе активного
его применения в той или другой практической
деятельности.
8. Заключение
Значение воображения в жизни
и деятельности человека очень велико.
Возникло и развивалось воображение в
процессе труда, и основном его значение
состоит в том, что без него был бы невозможен
любой труд человека, т.к. невозможно трудиться,
не представляя себе конечного и промежуточных
результатов. Без воображения не был бы
возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве,
ни в технике. Ни один школьный предмет
не может усваиваться полностью без деятельности
воображения. Если бы не было воображения,
невозможно было бы принять решение и
найти выход в проблемной ситуации, когда
мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Да и вообще, без воображения
не существовало бы мечты. И как бы скучна
была жизнь на свете, если бы люди не могли
мечтать.
Литература:
Баданина Л.П. Психология познавательных
процессов. – Флинта, МПСИ
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение,
воображение.избранные психологические
труды . – М., Воронеж, 2003. – 407с.
Дернер Д. Логика неудачи: стратегическое
мышление в сложных ситуациях. – М., 1997.
– 243с.
Психология мышления. Хрестоматия / Под
ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. – М., 2008. –
671с.
Тихомиров О.К. Психология мышления. –
М., 2007. – 287с. Шадриков В.Д. Интеллектуальные
операции. – М., 2006. – 106с.