Воображение и способы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Воображением или фантазией называется процесс воспроизведения преобразования хранящейся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности и др. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло и развивалось в условиях общественно-трудовой деятельности людей. Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребности выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Психология и педагогика

по теме: Воображение и способы его развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображением или фантазией  называется процесс воспроизведения  преобразования хранящейся в памяти образов предметов и явлений  действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых  образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности и  др. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло и развивалось  в условиях общественно-трудовой деятельности людей. Воображение является одним  из тех новообразований в психике  человека, которое связано с удовлетворением  потребности выйти за рамки существующего  настоящего и заглянуть в будущее.

Образы, которыми оперирует  человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед  человеком в образах может  предстать и то, чего он непосредственно  не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс  воспроизведения. Собственно каждый образ  является в какой-то мере и воспроизведением - хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным - и преобразованием  действительного. Эти две тенденции  воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности  расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой  воображения. Воображать - это преображать. Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы  преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать  ее и мысленно. Этой потребности  и удовлетворяет воображение. Воображение  неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать  действительность и творить что-то новое.

Под воображением в самом  широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая  образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого  воображения и отожествлению  первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в  какой-то мере на прошлый опыт, а  с другой - образное воспроизведение  обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью, бесспорно, существует связь. Но не менее  бесспорно и существование между  ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего  любой психический процесс в  образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение  в более узком и специфическом  смысле слова в его отличии  от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин "воображение" для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это  преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

1. Функции воображения

Люди так много мечтают  потому, что их разум не может  быть “безработным”. Он продолжает функционировать  и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда  он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек  по своему желанию не может. В жизни  человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит  в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе. Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами. Наконец, пятая функция - это  планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем  управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела (индийская йога).

2. Виды воображения

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней  воображения. На низших уровнях смена  образов происходит непроизвольно, на высших - в ней все большую  роль играет сознательное человека к  формированию образов. В самых низших и примитивных своих формах воображение  проявляется в непроизвольной трансформации  образов, которая совершается под  воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства  субъекта. Образы воображения как  бы самопроизвольно всплывают перед  воображением, помимо воли и желания  человека, а не формируются им. В  чистом виде такая форма воображения  лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются  и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек  по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит  название активной. Различают также  воображение воспроизводящее, или  репродуктивное, и преобразующее, или  продуктивное.

В репродуктивном воображении  ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и  хотя здесь также присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление  в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина биологи  могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение  отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески  преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет  творческой фантазии уже не удовлетворяют  реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией  воздуха (импрессионизм), прибегая к  точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались  при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве  мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника - фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М. Булгакова  “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких. Воображение, как  известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость  обратная, т.е. именно воображение формируется  в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных  видов воображения является результатом  развития.

Воображение характеризуется  активностью, действенностью. Опережающее  отражение действительности происходит в воображении в виде ярких  представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения  осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или  уменьшение предмета или отдельных  его частей. Примером могут служить  следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик с пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления  сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо  прорабатываются основные черты  сходства. Это любой схематический  рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение  существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и  воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и  т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов  фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании  синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения  и его развития.

3. Воображение  и эмоции

Воображение тесно связано  с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную  картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они  переполнены эмоциями, по силе не уступающими  эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее  отсутствует яркий эмоциональный  фон и, одновременно, игра целиком  зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется  и у взрослых. Все мы хоть раз  в жизни получали высокое эмоциональное  удовлетворение от мечты. Человек мечтает  о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные  желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение  и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский  психолог Т. Рибо выяснил, что все  формы творческого воображения  заключают в себе сильные эмоциональные  моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться  в образы, соответствующие этому  чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая  эмоциональная жизнь стимулирует  развитие воображение Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что  «всякое построение фантазии обратно  влияет на наши чувства, и если это  построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим  человека чувством».

С проявлением обоих законов  связаны многие «странности» в поведении  детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим  испугом детей от собственных  рассказов, сюжет и герои которых  превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной  реальности воображения. Именно этому  закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются  игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью  своего приятеля.

Итак, мы можем сделать  следующий вывод: используя богатство  эмоциональных состояний ребенка  можно успешно развивать его  воображение и, наоборот, целенаправленно  организуя его фантазию, можно  формировать у ребенка культуру чувств. Ниже мы приводим ряд приемов, активизирующих воображение детей  в сочетании с эмоциями.

4. Воображение  и интересы

Воображение тесно связано  с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность  объекта окружающей действительности.

Интересы имеют большое  значение в жизни человека. Поскольку  интересы проявляются в положительных  эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать  внимание на работе, увеличивают работоспособность. И.П. Павлов рассматривал интерес как  то, что активизирует состояние коры головного мозга.

Общеизвестно, что любой  учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе  у ученика.

Для развития ребенка очень  важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника  и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.

Ему «интересно все». Такая  любопытствующая направленность имеет  объективную целесообразность. Интерес  ко всему расширяет жизненный  опыт ребенка, знакомит его с разными  деятельностями, активизирует его различные  способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно  обогащает опыт ребенка, вводит его  в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых  интересов. С помощью фантазии ребенок  попадает в такие ситуации и пробует  такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это  дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В  конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается  с интересом в игре. Именно поэтому  многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно  значительно улучшить успехи ребенка  в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких  методик.

Информация о работе Воображение и способы его развития